Екатеринбург |
|
24 августа 2022 г. |
Дело N А60-34380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2022 по делу N А60-34380/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по тому же делу по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" к индивидуальному предпринимателю Бердникову Александру Михайловичу о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - Харинцева К.А. (доверенность от 30.06.2022, диплом).
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бердникову Александру Михайловичу (далее - ответчик, ООО "Колхозный двор") о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.12.2020 в размере 54 677 руб. 95 коп., неустойки в размере 4 822 руб. 43 коп., 2 973 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 259 руб. 00 коп. и 76 руб. 28 коп. почтовых расходов, а также 30 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате услуг представителя (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе истец указывает на то, что у него не было возможности предоставить скорректированный расчет задолженности в суд первой инстанции, суд отказал в отложении рассмотрения дела. Самостоятельно суд первой инстанции перерасчет согласно согласованной категории Регионального оператора и Потребителя осуществлять не стал. Суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции неверно истолковали нормы материального права, посчитав, что на весь период задолженности должен осуществляться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (1 контейнер емкостью 1,1 куб.м., вывоз раз в неделю). Отмечает то, что лишь в дополнительном соглашении к договору предусмотрен факт с 01.07.2020. В нем нет положения о распространении его действия на предыдущий период. Таким образом, в спорный период по договору коммерческий учет ТКО осуществлялся расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в качестве показателей объема. Для перехода на осуществление коммерческого учета ТКО из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, ответчику необходимо соблюсти все установленные выше условия и обратиться к оператору с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ИП Бердниковым А.М. (потребитель) и региональным оператором заключен договор N 315184 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (договор) на основании заявки потребителя.
Согласно приложению N 1 к договору коммерческий учет объема ТКО на объекте Тугулым пгт, ул. Октябрьская, д. 2 производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО для категории объекта "Торгово-развлекательные комплексы, торговые центры", расчетной единицей является 1 кв. м общей площади в количестве 600 кв. м.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 6 от 05.07.2021 к договору N 315184, которым внесены изменения в приложение N 1 и 2 к договору, распространяющие действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.07.2020.
Согласно приложению N 1 к договору в редакции дополнительного соглашения N 6 местом образования ТКО является объект по адресу Тугулымский р-н, п. Тугулым, ул. Октябрьская, д. 2. Учет объема накопления ТКО производится исходя из фактического объема принимаемых ТКО.
В соответствии с приложением N 2 к договору в редакции дополнительного соглашения N 6 установлена периодичность вывоза ТКО один раз в неделю с контейнерной площадки с контейнером объемом 1,1 куб. м.
20.12.2021 сторонами составлен акт обследования объекта по адресу Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Октябрьская, д. 2, которым зафиксировано, что указанное задние расположено в 2 этажа с одним входом в здание, на втором этаже расположены офисные помещения, на первом этаже расположены торговые точки.
Ссылаясь на исполнение обязательств по договору в период с 01.01.2019 по 30.12.2020 по вывозу ТКО, наличие задолженности в размере 54 677 руб. 95 коп., региональный оператор с соблюдением претензионного порядка обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств фактического оказания услуг по обращению с ТКО на объекте ответчика в заявленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права оплате подлежат фактически оказанные услуги.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Основанием для заключения договора об оказании услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора (с приложением необходимых документов) либо предложение регионального оператора о заключении договора об оказании услуг по обращению с ТКО (п.п. 8 (4), 8 (7) Правил N 1156).
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (п. 8 (5) Правил N 1156).
В пункте 8 (7) Правил N 1156 предусмотрено, что к заявке потребителя прилагаются документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора об оказании услуг по обращению с ТКО. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения он размещает адресованное потребителям предложение о заключении договора об оказании услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В таком случае заявка на заключение договора должна быть направлена региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Правилами N 1156 предусмотрено, что заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8 (7) данных Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8.8. указанных Правил).
Если заявка не была направлена в указанный срок, договор об оказании услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети Интернет (п. 8 (17) Правил N 1156).
Договор оказания услуг по обращению с ТКО заключен сторонами в отношении объекта, расположенного по адресу: Тугулымский р-н, п. Тугулым, ул. Октябрьская, д. 2.
Согласно пункту 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Согласно ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на объекте ответчика располагалась оборудованная контейнерная площадка, включенная в схему обращения с отходами, что подтверждается справкой администрации Тугулымского городского округа от 15.06.2020. Сведения о расчете объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО внесены в договор с 01.07.2020.
Соответственно, до 01.07.2020 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Вместе с тем, как установлено судами, согласно представленной истцом 15.12.2021 выписке по договору на 14.12.2021 региональным оператором производятся начисления по следующим объектам:
- Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Чапаева, д. 1;
- Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Октябрьская, д. 2.
Кроме того, в материалы дела представлены акты по объекту - Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Победы, 37.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель истца не отрицал, что акты по объектам: Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Чапаева, д. 1; Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Победы, 37 выставлялись ошибочно. Таким образом, начисление по указанным объектом производилось в отсутствие правовых оснований.
Согласно представленной в материалы дела справки также видно, что региональный оператор начисляет плату за оказанные услуги по объекту, расположенному Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Октябрьская, д. 2 дважды, а также начислена плата по объекту Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Чапаева, д. 1.
Кроме того, согласно представленным 15.12.2021 истцом актам сдачи-приемки оказанных услуг N 349137 от 30.06.2020, N 377646 от 31.07.2020, N 336193 от 30.05.2020, N 314108 от 31.05.2020 региональным оператором включен в состав оказанных услуг объект по адресу Тугулымский р-н, пгт Тугулым, ул. Чапаева, д. 1.
При рассмотрении спора, судами принято во внимание то, что в соответствии с выписками операций по лицевому счету предпринимателя потребителем регулярно оплачивались услуги регионального оператора на общую сумму 45 925 руб. 32 коп.
Из представленных истцом актов сдачи-приемки оказанных услуг и выписке по договору следует, что истец производит расчет за два объекта недвижимости по адресу: Свердловская область, р.п. Тугулым, ул. Октябрьская, д. 2. По указанному адресу расположены два объекта недвижимости - нежилое здание (кадастровый номер 66:29:0000000:863) и гараж, используемый для личных нужд (кадастровый номер 66:29:2201010:100).
Вместе с тем, согласно расчету задолженности на 26.06.2021 за период январь - март 2019 года региональным оператором начислена в размере 7 117 руб. 19 коп. за отчетный период, в апреле, мае 2019 года - 6 997 руб. 73 коп. за отчетный период, за июнь 2019 года - июнь 2020 года начислена плата в размере 4 838 руб. 59 коп. за отчетный период, при этом расчет и представленные первичные документы не соотносятся, не указан тариф, применяемый региональным оператором в расчетах, не учтен акт обследования от 20.12.2021.
Кроме того, материалы дела содержат письменные обращения потребителя к региональному оператору (письма от 23.07.2020, 09.11.2020, 13.01.2021, 01.06.2021, 01.07.2021) о несогласии с произведенным расчетом стоимости оказанных услуг, указано на наличие контейнера объемом 1,1 м3.
Представленное в просительной части требование о размере основной задолженности 31 308 руб. 92 коп. за период с 01.01.2019 по 30.12.2020 в третий раз изменено истцом без обоснования правомерности изменения размера задолженности в ретроспективном порядке.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по рассматриваемому договору.
Доводы кассатора были рассмотрены апелляционным судом и обоснованно им отклонены, поскольку представленные в материалы дела доказательства исключает возможность проверить факт выполнения услуг, их объем и стоимость.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2022 по делу N А60-34380/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
...
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2022 г. N Ф09-5146/22 по делу N А60-34380/2021