Екатеринбург |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А76-45840/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу арбитражного управляющего Шакирова Азата Альбиртовича (далее - арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2022 по делу N А76-45840/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2022 заявленные требования удовлетворены, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, изменив наказание на предупреждение. При этом арбитражный управляющий указывает на то, что ранее не привлекался к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ссылается на отсутствие обстоятельств для смягчения административной ответственности, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы арбитражного управляющего не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы, о нарушении арбитражным управляющим обязанностей, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), Порядком формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 (далее - Приказ N 178), Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила), Приказа Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Приказ N 195).
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
На основании пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также сведения об утверждении арбитражного управляющего.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Согласно абзацу третьему пункта 3 Приказа N 178 в случае если Федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим Федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с разъяснениями, данными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 42 Постановлении от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) датой введения процедуры, применяемой в делах о банкротстве, является дата объявления резолютивной части соответствующего судебного акта.
На основании пункта 1 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В силу пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 127-ФЗ собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов.
При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим.
Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом принимать участие в собрании кредиторов.
Согласно общим правилам подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий: а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании; б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы; в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 5 Общих правил, регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации.
Из положения пункта 6 Общих правил по окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.
Пунктом 7 Общих правил установлены обязанности арбитражного управляющего при проведении собрания кредиторов.
На основании пункта 8 Общих правил перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня. По окончании голосования арбитражный управляющий: а) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.
После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ была введена статья 9.1 в Федеральный закон N 127-ФЗ "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве", в пункте 5 которой указано, что в течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, в том числе того, на кого он не распространяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в форме заочного голосования. Названные ограничения действовали до 07.01.2021.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий составляется протокол собрания кредиторов в двух экземплярах, один из которых направляет в арбитражный суд не позднее, чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
В соответствии с положением абзаца 4 пункта 50 Постановления N 35 к судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3, 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Федерального закона N 127-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 61.17 Федерального закона N 127-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 61.16 настоящего Федерального закона, или судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктом 13 статьи 61.1 настоящего Федерального закона, арбитражный управляющий сообщает кредиторам о праве выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Указанное сообщение включается в ЕФРСБ.
В силу пункта 3 статьи 61.17 Федерального закона N 127-ФЗ по истечении двадцати рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, арбитражный управляющий составляет и направляет в арбитражный суд отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к ответственности, в котором указываются сведения о выборе, сделанном каждым кредитором, размере и об очередности погашения его требования.
Согласно пункту 4 Общих правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о доказанности события вмененного арбитражному управляющему правонарушения.
При этом суды исходили из следующего.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2019 (резолютивная часть от 09.07.2019) по делу N А76-8841/2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дортехстрой" (далее - общество) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Шайбаков Ф.Г. Решением суда от 12.09.2019 (резолютивная часть от 09.09.2019) по делу N А76-8841/2019 в отношении общества введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 22.04.2021 (резолютивная часть от 15.04.2021) по делу N А76-8841/2019 полномочия конкурсного управляющего Шайбакова Ф.Г. прекращены, конкурсным управляющим утвержден Шакиров А.А., член Ассоциации "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Единство". Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2021 по делу N А76-8841/2019 конкурсное производство в отношении общества завершено.
Согласно распечатке с сайта ЕФРСБ от 13.07.2021 N 6985989 арбитражный управляющий назначил собрание кредиторов на 14.08.2021 в форме заочного голосования, ссылаясь на Распоряжение правительства Челябинской области, в связи с угрозой распространения в Челябинской области коронавирусной инфекции (COVID-19).
Назначая форму заочного голосования, арбитражный управляющий нарушил нормы статей 12, 13, 14 Федерального закона N 127-ФЗ, общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, а также права лиц, участвующих в деле о банкротстве.
При этом в соответствии с абзацем третьим пункта 3 Приказа N 178 сведения об утверждении Шакирова А.А. в качестве арбитражного управляющего должны были быть включены в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, то есть не позднее, чем 21.04.2021. Однако такое сообщение на сайте ЕФРСБ опубликовано 23.04.2021.
Кроме того, конкурсными кредиторами общества на первом собрании кредиторов от 27.08.2019 установлена периодичность проведения собрания кредиторов - один раз в три месяца, плюс минус 10-15 дней в зависимости от обстоятельств. До проведения данного собрания кредиторов, иная периодичность не устанавливалась. Таким образом, арбитражный управляющий с даты утверждения его конкурсным управляющим должника, то есть с 15.04.2021 обязан был провести собрание кредиторов не позднее 15.07.2021, однако собрание кредиторов проведено 14.08.2021.
Следующее собрание кредиторов должно быть не позднее 15.11.2021 (с учетом выходных дней), однако арбитражным управляющим новые собрания кредиторов не назначались, отчеты о деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника собранию кредиторов не представлялись.
Следовательно, судами верно указано, что арбитражным управляющим нарушена периодичность предоставления собранию кредиторов отчетов о своей деятельности.
Арбитражному управляющему также вменено нарушение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), выразившееся в проведении собрания кредиторов общества 14.08.2021 в заочной форме. И направлении протокола собрания кредиторов в Арбитражный суд Челябинской области через "Мой арбитр" 07.09.2021, в то время как должен был направить в суд не позднее 20.08.2021.
Кроме того, Управлением выявлено, что к протоколу собрания кредиторов, направленного арбитражным управляющим в Арбитражный суд Челябинской области от 07.09.2021 не приложена копия реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
По нарушениям арбитражным управляющим пункта 3 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ, судами выявлено, что арбитражный управляющий к судебному заседанию, назначенному на 27.05.2021, не представил арбитражному суду сведения, касающиеся процедуры конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности; представил отчет о результатах процедуры конкурсного производства с нарушением срока на 1 рабочий день; к судебному заседанию, назначенному на 07.09.2021, представил арбитражному суду сведения, касающиеся процедуры конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности в день судебного заседания, с нарушением срока на 5 рабочих дней; представил отчет о результатах процедуры конкурсного производства с нарушением срока на 2 рабочих дня.
Арбитражным управляющим также в нарушение пункта 1 статьи 61.17 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение о возможности кредиторам права выбора способа распоряжения требованием к контролирующему должника лицу не включено в ЕФРСБ.
Кроме того, определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 по делу N А76-8841/2019 суд указал на необходимость представления арбитражным управляющим к судебному заседанию 27.05.2021 отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.
Однако отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности арбитражным управляющим не был представлен к судебному заседанию.
Из определения Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2021, следует, что 03.11.2021 в суд поступило ходатайство кредитора Хайдарова А.Ш. о замене взыскателя - общества на его правопреемника - Хайдарова А.Ш. в порядке статьи 61.17 Федерального закона N 127-ФЗ и выдаче исполнительного листа в отношении требований к должнику Кирсанову В.В. в размере 1 247 171 руб. 98 коп. В суд 08.11.2021 поступило ходатайство арбитражного управляющего, в котором он просит принять заявление кредитора Хайдарова А.Ш. о замене взыскателя.
Следовательно, как верно указано судами с 27.05.2021 по 08.11.2021 арбитражный управляющий не предпринимал действий на включение сообщения в ЕФРСБ о возможности кредиторам выбора способа распоряжения требованием к контролирующему должника лицу, а также на направление отчета о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности в арбитражный суд.
В отчетах арбитражного управляющего о результатах конкурсного производства в конце отчета по состоянию на 29.07.2021, 02.10.2021 после всех таблиц и разделов, предусмотренных Типовой формой, отсутствует раздел "Приложения", а также "место печати" и соответственно печать предприятия-должника.
В соответствии с вышеизложенным, арбитражный управляющий не исполнил обязанности, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Указанные факты правонарушения свидетельствуют о наличии в действиях арбитражного управляющего события вмененного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина арбитражного управляющего в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные административным органом требования.
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в жалобе не приведено.
Судом округа таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2022 по делу N А76-45840/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Шакирова Азата Альбиртовича - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из определения Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2021, следует, что 03.11.2021 в суд поступило ходатайство кредитора Хайдарова А.Ш. о замене взыскателя - общества на его правопреемника - Хайдарова А.Ш. в порядке статьи 61.17 Федерального закона N 127-ФЗ и выдаче исполнительного листа в отношении требований к должнику Кирсанову В.В. в размере 1 247 171 руб. 98 коп. В суд 08.11.2021 поступило ходатайство арбитражного управляющего, в котором он просит принять заявление кредитора Хайдарова А.Ш. о замене взыскателя.
...
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
...
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2022 г. N Ф09-5171/22 по делу N А76-45840/2021