Екатеринбург |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А07-16973/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю. В., Черкезова Е. О.
при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Аминевой Анастасии Юрьевны (далее - заявитель, Аминева А.Ю.) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2022 по делу N А07-16973/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвует представитель Аминевой Анастасии Юрьевны - Никитина Е.Ю. (паспорт, доверенность от 06.09.2021, диплом).
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Гирфанов А.М. в силу технических причин не обеспечил своевременное и надлежащее подключение к организованному судом каналу связи. Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудио-сигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, суд рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие неявившегося представителя.
Аминева А.Ю. обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее -Управление, антимонопольный орган) от 23.03.2021 N 5/3377 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заинтересованным лицом по делу привлечен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Аминева А. Ю. просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выставленного на аукцион земельного участка (его разрешенного вида использования) целям использования, указанным в заявлении о проведении аукциона - подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В представленном отзыве на кассационную жалобу Управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерством также представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором содержится мотивированное возражение против заявленных Аминевой А.Ю. доводов.
Как следует из материалов дела, 18.01.2021 на сайте torgi.gov.ru размещено извещение N 180121/0069722/01 о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:57:051005:190 площадью 600 кв.м, находящегося в собственности городского округа г. Октябрьский, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, ГО г. Октябрьский, ул. Гатиятуллина, земельный участок 88 а, предназначенный под ритуальную деятельность.
Дата начала подачи заявок - 19.01.2021.
Дата окончания подачи заявок - 17.02.2021.
Дата проведения аукциона - 19.02.2021.
На участие в торгах были допущены 4 заявки (в том числе заявка Аминевой А.Ю.).
Протоколом от 19.02.2021 торги по лоту N 1 были признаны состоявшимися. Победителем торгов был признан участник под номером 3 (Хуснутдинов Д.Р.), предложивший сумму 403 260 руб.
В антимонопольный орган поступила жалоба Аминевой А.Ю. на действия организатора торгов - Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Октябрьскому. По результатам рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом вынесено решение от 23.03.2021 N 5/3377, согласно которому жалоба Аминевой А.Ю. признана необоснованной.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, Аминева А.Ю. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности оспоренного решения антимонопольного органа.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены либо изменения на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований Аминева А.Ю. указывает на нарушение организатором торгов требований, установленных частью 19 статьи 39.11 ЗК РФ в части срока опубликования информация о проведении торгов. Кроме того, по мнению заявителя, на торги был выставлен земельный участок, установленный вид разрешенного использования которого не соответствует цели, для которой он был запрошен изначально - участок не предусмотрен для целей строительства на нем объекта недвижимости, предназначенного для бытового обслуживания населения, в том числе, для строительства прощального зала ритуальной службы.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Судами из материалов дела установлено, что 18.01.2021 на сайте torgi.gov.ru размещено извещение N 180121/0069722/01 о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:57:051005:190 площадью 600 кв.м, находящегося в собственности городского округа г. Октябрьский, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, ГО г. Октябрьский, ул. Гатиятуллина, земельный участок 88 а, предназначенный под ритуальную деятельность.
Как установлено судами, факт опубликования извещения о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе 18.01.2021 подтверждается материалами дела, а также регистрацией извещения N 180121/0069722/01, где первые цифры - это дата размещения. С учетом того, что датой проведения аукциона является 19.02.2021, а дата опубликования извещения на официальном сайте торгов в сети Интернет - 18.01.2021, суды обоснованно согласились с выводами антимонопольного органа о том, что сообщение о проведении торгов опубликовано организатором более чем за тридцать дней до проведения аукциона, то есть без нарушения прав участников торгов на своевременное ознакомление.
Таким образом, выводы антимонопольного органа и судов об отсутствии в действиях организатора торгов нарушения законодательства о конкуренции при опубликовании сообщения о проведении торгов являются правомерными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Согласно установленным по материалам дела обстоятельствам, спорный земельный участок был сформирован в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ по инициативе Аминевой А.Ю.; МБУ "УКС" письмом от 22.10.2020 N 549 сообщило в Министерство о том, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:57:051005:190, по адресу: г. Октябрьский, ул. Гатиятуллина, 88а, с разрешенным использованием под ритуальную деятельность.
Судами установлено, что вид разрешенного использования с кодом 12.1 "ритуальная деятельность", включающий в себя, в том числе размещение кладбищ, крематориев, мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения, является разрешенным для земельного участка с кадастровым номером 02:57:051005:190. Письмом от 16.11.2020 N 10115 в адрес Министерства были направлены технические условия согласно приложению, а также выписка из градостроительного регламента, содержащая параметры разрешенного использования, для организации и проведения торгов. Министерством подготовлен проект постановления администрации "О проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка, предназначенного под ритуальную деятельность", зарегистрированного 18.12.2020 N 3977.
Приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, суды обоснованно отклонили довод заявителя о том, что извещение не содержит информацию о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, и верно указали, что в приложении к извещению по данному лоту имеется выписка из градостроительного регламента, содержащая всю необходимую информацию.
Суды обоснованно согласились с позицией Управления о том, что Аминева А.Ю. до окончания подачи заявки указанные сведения не оспаривала, запросы разъяснений в отношении указанных сведений в извещении о проведении аукциона в адрес организатора торгов не направляла, соответственно вся информация, содержащаяся в приложении к лоту была ей понятна.
Применив положения пунктов 2.3.10, 2.5.6 ГОСТ 32609-2014 к обстоятельствам рассматриваемого дела, суды пришли к выводу, что вид разрешенного использования "ритуальная деятельность" соответствует цели предоставления земельного участка, указанной Аминевой А.Ю. в своей заявке о проведении конкурса.
Таким образом, по мнению судов, Управление обоснованно не усмотрело нарушения антимонопольного законодательства при организации и проведении спорных торгов со стороны Министерства. Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности оснований для признания оспариваемого решения недействительным и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствуют материалам дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2022 по делу N А07-16973/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Аминевой Анастасии Юрьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Согласно установленным по материалам дела обстоятельствам, спорный земельный участок был сформирован в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ по инициативе Аминевой А.Ю.; МБУ "УКС" письмом от 22.10.2020 N 549 сообщило в Министерство о том, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:57:051005:190, по адресу: г. Октябрьский, ул. Гатиятуллина, 88а, с разрешенным использованием под ритуальную деятельность.
...
Применив положения пунктов 2.3.10, 2.5.6 ГОСТ 32609-2014 к обстоятельствам рассматриваемого дела, суды пришли к выводу, что вид разрешенного использования "ритуальная деятельность" соответствует цели предоставления земельного участка, указанной Аминевой А.Ю. в своей заявке о проведении конкурса."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф09-5354/22 по делу N А07-16973/2021