Екатеринбург |
|
08 сентября 2022 г. |
Дело N А60-34540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А.Д.,
судей Громовой Л.В., Васильченко Н.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арсковой О.Д. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2022 по делу N А60-34540/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании в помещении Арбитражный суд Уральского округа принял участие представитель учреждения "Объединенное стратегическое командование ЮВО" - Мигулина В.А. (доверенность от 15.06.2022 N 3/д/АО/22-57).
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Ростовской области принял участие представитель Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - учреждение "Объединенное стратегическое командование ЦВО", ответчик) - Зубарева К.В. (доверенность от 02.09.2022 N 11/48С).
Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Колпашевская районная больница" (далее - учреждение "Колпашевская РБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к учреждению "Объединенное стратегическое командование ЦВО" (ИНН 6670334962) о взыскании задолженности за оказание медицинских услуг в сумме 199 007 руб. 12 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.09.2021 дел рассмотрено по общим правилам искового производства.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО" (ИНН 6164302805).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2022 в удовлетворении исковых требований к учреждению "Объединенное стратегическое командование ЦВО" отказано. Исковые требования к учреждению "Объединенное стратегическое командование ЮВО" удовлетворены: с ответчика в пользу учреждения "Колпашевская РБ" взысканы денежные средства в сумме 199 007 руб. 12 коп. в качестве задолженности за оказание медицинских услуг, а также 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель отмечает, что лечение военнослужащих осуществляется по территориальному принципу, в рассматриваемом случае медицинская помощь была получена на территории, относящейся к Центральному военному округу. Исходя из обстоятельств дела фактически имело место признание иска и добровольное удовлетворение исковых требований, поскольку учреждение "Объединенное стратегическое командование ЦВО" после вынесения решения оплатило задолженность, что подтверждается платежными поручениями от 16.03.2022 N 619744, 619746 и истцом не оспаривается.
Как полагает учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО", надлежащим ответчиком по делу является учреждение "Объединенное стратегическое командование ЦВО", исковые требования к которому предъявлены обоснованно и правомерно.
Кроме того, податель жалобы не согласен с выводами суда апелляционной инстанции в части взыскания государственной пошлины (судебных расходов), поскольку каких-либо доводов относительно данного утверждения апелляционная жалоба не содержала, в свою очередь суд, в полной мере не изучил текст жалобы, отклонив возражения, которые ответчиком не заявлялись.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "Объединенное стратегическое командование ЦВО" поддерживает доводы изложенные в кассационной жалобе, просит вынести обоснованный судебный акт, с учетом представленных в материалы дела доказательств.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 24.08.2020 по 31.03.2021 истцом оказана медицинская помощь по профилю "акушерство и гинекология" в период беременности и родов ефрейтору войсковой части 81415 Министерства обороны Российской Федерации Барбарян О.А. на общую сумму 199 007 руб. 12 коп., что подтверждается расчетом стоимости услуг, калькуляцией стоимости лечения, тарифами на оплату медицинской помощи за единицу объема медицинской помощи за 2020, 2021 годы, выпиской из амбулаторной карты N 20/000662, реестром пациентов, получивших услуги.
В связи с отсутствием у Барбарян О.А. полиса обязательного медицинского образования, принимая во внимание, что войсковая часть 81415 входит в состав войск Южного центрального округа, истец 29.09.2020 направил в адрес учреждения "Объединенное стратегическое командование ЮВО" проект договора на оказание медицинских услуг.
Учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО" 22.10.2020 направило в адрес больницы письмо N 49/8412 с разъяснением, что лечение военнослужащих осуществляется по территориальному принципу, для заключения договора истцу необходимо обратиться в Центральный военный округ.
Впоследствии учреждением "Колпашевская РБ" в целях возмещения оказанных медицинских услуг, 16.11.2021 и 15.03.2021 обратилось к учреждению "Объединенное стратегическое командование ЦВО" с проектом договора оказания медицинских услуг.
Истец, ссылаясь на наличие соответствующей задолженности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик - учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО", поскольку ефрейтор Барбарян О.А. проходит военную службу в войсковой части 81415, дислоцирующейся в г. Евпатории Республики Крым, входящей в состав Южного военного округа.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены в том числе Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (далее - Правила возмещения расходов).
На основании пункта 2 Правил возмещения расходов расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом (флотом), военно-медицинской организацией (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти) по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между организацией здравоохранения и территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей (за исключением соединений, воинских частей внутренних войск, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками), учреждений и организаций (за исключением военно-медицинских организаций), органов безопасности и др.).
В соответствии с пунктом 3 Правил возмещения расходов организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения лечения в стационарных или амбулаторных условиях либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях), счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этой организации и его почтового адреса.
Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми организациями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного (пункт 4 Правил возмещения расходов).
В пункте 5 Правил возмещения расходов предусмотрено, что при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам в экстренной или неотложной форме организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Из системного толкования вышеуказанных норм и правовых позиций следует, что оказание медицинской организацией медицинской помощи (включая неотложную помощь) военнослужащим может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом исполнительной власти договора (контракта), так и в его отсутствие.
При исследовании обстоятельств спора судами обоснованно принято во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также пунктом 4 Правил возмещения расходов учреждение "Колпашевская РБ" не вправе было отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся (направленным) к нему на лечение военнослужащим.
Согласно пункту 25 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 177 (далее - Положение), объединенное стратегическое командование военного округа взаимодействует с центральными органами военного управления, с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции, через соответствующие центральные органы военного управления, а также непосредственно организует и поддерживает постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, расположенными на территории военного округа, по вопросам территориальной обороны, обеспечения выполнения войсками (силами) военного округа задач и их повседневной деятельности, планирования и выполнения мобилизационных мероприятий, мероприятий по подготовке граждан к военной службе, их призыва и приема на военную службу по контракту, воинского учета, учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам.
Объединенное стратегическое командование военного округа является юридическим лицом, имеет печать и угловой штамп установленного образца, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати и штампы (пункт 27 Положения).
С учетом изложенного, установив, что территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик - учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО", поскольку ефрейтор Барбарян О.А. проходит военную службу в войсковой части 81415, дислоцирующейся в г. Евпатории Республики Крым, входящей в состав Южного военного округа, принимая во внимание, что на основании пункта 2 Правил возмещения расходов расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для взыскания расходов на оказание медицинской помощи с учреждения "Объединенное стратегическое командование ЮВО".
При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что расчет ответчиком не оспорен, какие-либо доказательства, свидетельствующие об ошибочности произведенного расчета, ответчиком не приведены.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт оказания истцом медицинских услуг на сумму 199 007 руб. 12 коп., принимая во внимание отсутствие доказательств погашения ответчиком задолженности за оказанные медицинские услуги (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с учреждения "Объединенное стратегическое командование ЮВО" расходов на оказание медицинской помощи в сумме 199 007 руб. 12 коп., в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Апелляционным судом также обоснованно отмечено, что перечисление денежных средств после принятия решения судом первой инстанции учреждением "Объединенное стратегическое командование ЦВО" в адрес истца в счет погашения долга, что подтверждено платежными поручениями от 16.03.2022 N 619746, 619744, не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и наличии основания для отмены обжалуемого судебного акта. Поскольку в рассматриваемом случае имеет место исполнение судебного акта лицом, на которое не было возложено обязанности по погашению долга, то данное обстоятельство может быть учтено на стадии исполнительного производства.
Таким образом, в случае частичной либо полной оплаты взысканной задолженности стороны вправе урегулировать вопрос о конкретных суммах, подлежащих взысканию, в процессе исполнительного производства.
Погашение долга до вынесения решения или после вынесения решения может учитываться на стадии исполнения судебного акта, где судебный пристав-исполнитель самостоятельно устанавливает факт исполнения исполнительного документа с учетом принудительно взысканных сумм и сумм, добровольно уплаченных стороной.
Суд кассационной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае судами во исполнение требований статей 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечены сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав, в том числе на представление доказательств, в состязательном процессе, а также созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела, правильно распределено бремя доказывания в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку решение принято судом первой инстанции в пользу истца, суды обоснованно заключили, что расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению отнесены на учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО".
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы о признании иска и добровольное удовлетворение исковых требований, апелляционный суд верно указал, что учреждение "Объединенное стратегическое командование ЦВО" не обращалось в рамках настоящего дела с заявлением о признании иска (часть 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), следовательно, оснований оценить погашение задолженности после принятия решения судом как признание иска нет, основания для применения положений пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции отсутствовали.
Указанные выше доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО" не надлежащий ответчик по делу, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод учреждения "Объединенное стратегическое командование ЮВО" о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил возражения относительно возмещения государственной пошлины (судебных расходов), которые по факту в апелляционной жалобе не были отражены, судом округа отклоняется как несостоятельный, поскольку выводы апелляционного суда не о взыскании государственной пошлины, а о возмещении судебных расходов также не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не влекут безусловную отмену судебного акта.
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судом оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2022 по делу N А60-34540/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объединенное стратегическое командование военного округа является юридическим лицом, имеет печать и угловой штамп установленного образца, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати и штампы (пункт 27 Положения).
С учетом изложенного, установив, что территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик - учреждение "Объединенное стратегическое командование ЮВО", поскольку ефрейтор Барбарян О.А. проходит военную службу в войсковой части 81415, дислоцирующейся в г. Евпатории Республики Крым, входящей в состав Южного военного округа, принимая во внимание, что на основании пункта 2 Правил возмещения расходов расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для взыскания расходов на оказание медицинской помощи с учреждения "Объединенное стратегическое командование ЮВО".
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф09-5601/22 по делу N А60-34540/2021