Екатеринбург |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А07-12932/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глобал ФУД СТ" (далее - общество "Глобал ФУД СТ", потребитель, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2022 по делу N А07-12932/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее - общество РО "Эко-Сити", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу "Глобал ФУД СТ" о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 0268-002202 за период: сентябрь 2020 года - сентябрь 2021 года в размере 813 052 руб. 02 коп., неустойки в размере 173 735 руб. 78 коп., начисленной за период с 13.10.2020 по 25.03.2022 (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 решение суда изменено. Исковые требования регионального оператора удовлетворены частично; взыскано с общества "Глобал ФУД СТ" в пользу общества РО "Эко-Сити" 813 052 руб. 02 коп. основного долга, 152 328 руб. 10 коп. неустойки, 7 338 руб. 00 коп., а также распределены судебные расходы. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Глобал Фуд СТ" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в суде апелляционной инстанции, и сводятся к тому, что обществом РО "Эко-Сити" нарушен порядок расчета вывезенного с двух его объектов объема твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), соответственно размер оказанных региональным оператором услуг в два раза меньше того объема, за который истцом выставлено требование об оплате.
Таким образом, общество "Глобал ФУД СТ" продолжает настаивать на том, что сам факт указания в договоре количества контейнеров на площадке того или иного объекта, не свидетельствует о необходимости оплаты за не оказанный объем услуг, указывая на то, что в договоре указаны предельные показатели, включая предельный планируемый объеме вывоза отходов за год.
В отзыве на кассационную жалобу общество РО "Эко-Сити" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения, отмечая, что решение суда первой инстанции изменено только в части размера неустойки, сумма основного долга осталась неизменной.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между поименованными обществами заключен договор от 01.01.2019 N 0268-002202 на оказание услуг по вывозу ТКО (далее - договор), согласно которому региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 3 договора определен способ складирования ТКО: контейнеры, расположенные на контейнерных площадках потребителя.
В пункте 4 договора стороны определили дату начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 6 договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО следующим образом: 30% стоимости услуг по обращению с ТКО в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18 (восемнадцатого) числа текущего месяца; оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с ТКО с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Пунктом 19 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов": расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2017 N 466 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан", следующим образом: расчетным путем исходя их количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Согласно приложениям N N 1, 2 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 04.08.2020 N 1, стороны согласовали объем и место накопления ТКО:
KFC по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Голикова, д. 20, объем контейнера - 0,75, количество контейнеров - 3, объем принимаемых ТКО в месяц - 68,83 м3, годовой объем - 823,56 м3;
KFC по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Б-р Космонавтов, д.13А, объем контейнера - 0,75, количество контейнеров - 6, объем принимаемых ТКО в месяц - 137,25 м3, в год 1647 м3.
При этом, в приложениях N N 1, 2 к договору имеется ссылка о том, что указанный объем принимаемых ТКО, м3 в месяц установлен согласно заявки потребителя ввиду недостаточности нормативов образования ТКО.
В подтверждение факта оказания услуг в указанный период истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы, с доказательствами направления в адрес ответчика.
Неисполнение претензии об оплате образовавшейся задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 330, 408, 730-739, 779, 781 Гражданского кодекса российской Федерации и исходил из доказанности факта оказания услуг по вывозу ТКО за период: сентябрь 2020 года - сентябрь 2021 года; отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о взыскании основной задолженности и ее расчетом согласился, в то же время его выводы относительно неустойки и ее размера счел ошибочными.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 данного закона все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пунктам 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В силу пункта 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил (пункт 8 (15).
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В рассматриваемом случае, между сторонами заключен соответствующий договор, при этом из его содержания не следует, что при его заключении со стороны ответчика, как потребителя, заявлены разногласия относительно предложенных истцом.
В подтверждение оказания услуг региональным оператором в заявленном размере им представлены соответствующие доказательства, которые были предметом исследования и оценки нижестоящих судов, что нашло свое подтверждение в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов по настоящему делу.
Настаивая на том, что услугу по вывозу ТКО региональный оператор фактически оказал в меньшем объеме, потребитель оставляет без комментария тот факт, что количество контейнеров увеличено по его инициативе, поскольку ранее согласованного количества ему было недостаточно.
Вместе с тем, дополнения к договору, в том числе приложение N 2 "Расчет нормативов образования отходов" со стороны общества "Глобал ФУД СТ" подписаны потребителем без каких-либо замечаний.
Кроме того, доказательств последующего изменения условий договора ответчиком в материалы дела не представлено, равно как и сведений об обращении общества "Глобал ФУД СТ" к региональному оператору об изменении объемов ТКО в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами приняты во внимание, представленные истцом в материалы дела сведения об осуществлении потребителем хозяйственной деятельности в спорный период на рассматриваемых объектах. Также судами верно заключено, что ведение потребителем внутреннего документа (журнала вывоза бытовых отходов), в отсутствие соответствующих предложений региональному оператору, в отсутствие оформления актов о нарушении последним обязательств по договору в порядке и форме, установленной действующим законодательством, не освобождает общество "Глобал ФУД СТ" от принятых обязательств по оплате оказанных ему услуг в полной сумме.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, непредставление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, оказаны в меньшем объеме, а также в отсутствие доказательств оплаты принятых услуг в полном объеме, суды верно признали доказанным факт оказания спорных услуг региональным оператором и удовлетворили исковые требования в части взыскания суммы основного долга и частично неустойки.
Доводов относительно несогласия кассатора с расчетом размера неустойки кассационная жалоба не содержит, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции в соответствующей части судом округа не проверяется.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении судом норм права, сводятся к переоценке выводов, сделанных судом по результатам рассмотрения спора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде округа, предоставляют суду округа при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду округа подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Нормы материального права применены апелляционным судом к спорным правоотношениям сторон правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А07-12932/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глобал ФУД СТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде округа, предоставляют суду округа при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду округа подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2022 г. N Ф09-6534/22 по делу N А07-12932/2021