Екатеринбург |
|
13 октября 2022 г. |
Дело N А71-2705/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ", региональный оператор, истец) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.04.2022 по делу N А71-2705/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вента" (далее - общество "Вента"), муниципальному образованию "города Ижевска" в лице Администрации г. Ижевска (далее - Администрация, ответчик), о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с общества "Вента", в сумме 768 руб. 28 коп. за период январь 2021 года, с Администрации в сумме 3 298 556 руб.17 коп. за период с января 2020 года по январь 2021 года.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики "Школа N 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ГКОУ УР "Школа N4"), государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики "Школа-интернат N13" (далее - ГКОУ УР "Школа-интернатN13"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N23" (далее - МБОУ "СОШ N23"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N26 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ "СОШ N 26 с углубленным изучением отдельных предметов"), государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики "Школа N39" (далее - ГКОУ УР "Школа N39"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Социально-экономический лицей N45" (далее - МБОУЛ "СЭЛ N45"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N60" (далее - МБОУ "СОШ N60"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N61" (далее - МБОУ "СОШ N60"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N73" (далее - МБОУ "СОШ N73"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N81" (далее - МБОУ "СОШ N81"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N85" (далее - МБОУ "СОШ N85"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N89 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ "СОШ N89"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N93" (далее - МБОУ "СОШ N93"), государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики "Школа N 101" (далее - ГКОУ УР "Школа N101"), Правительство Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Минприроды УР), Министерство строительства, жилищнокоммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой УР).
Решением суда от 05.04.2022 (судья Желнова Е.В..) исковые требования удовлетворены частично. С общества "Вента" в пользу общества "САХ" взыскан долг в сумме 768 руб.28 коп.; в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 2000 руб. госпошлины по иску; в удовлетворении иска к Администрации отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 (судьи Григорьева Н.П., Муталлиева И.О., Суслова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "САХ" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом, ответчик не представил. Поскольку общеобразовательные организации и объекты общественного питания имеют различные нормативы накопления ТКО, заявитель кассационной жалобы считает, что каждый из перечисленных лиц обязан самостоятельно заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из установленного для него норматива накопления ТКО. Общество "САХ" считает, что Администрация, как владелец помещений школьных столовых обязана была заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором, либо обязать то лицо, которое непосредственно оказывает услуги по общепиту, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Обществом "Вента" представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 общество "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и обществом "Вента" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО0004180 от 24.04.2019, по условиям которого, региональный оператор (истец) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке нормативного правового акта исполнительного органа власти Удмуртской Республики единого тарифа на услугу Регионального оператора в размере 5719 руб. 15 коп. за 1 тонну, в т.ч. НДС 20%.
Размер ежемесячной платы по договору за коммунальную услугу по обращению с ТКО составляет 1 831 руб. 44 коп. в т.ч. НДС 20%.
Истец указал, что в период с 01.12.2019 по 31.01.2021 оказал услуги по обращению с ТКО обществу "Вента" по объекту расположенному по адресу: г. Ижевск, ул. Новоажимова, 4а), предъявив последнему для оплаты УПД.
По расчетам истца, сумма задолженности ответчика составила 768 руб. 28 коп. по счет-фактуре за январь 2021 года.
Кроме того, в период с 01.01.2020 по 31.01.2021 общество "САХ" оказывало услуги Администрации по обращению с ТКО (на объектах МБОУ "Школа N 4", МБОУ "Школа N 39", МБОУ "Школа - интернат N 13", МБОУ "СОШ N 23", МБОУ "СОШ N 26", МБОУ "СОШ N 60", МБОУ "СОШ N 61", МБОУ "СОШ N 73", МБОУ "СОШ N 81", МБОУ "СОШ N 85", МБОУ "СОШ N 89", МБОУ "СОШ N 93", МБОУ "СОШ N 101", МБОУЛ "СЭЛ N 45"), предъявив УПД на общую сумму 3 298 556 руб. 17 коп., которые ответчиком также не оплачены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с предложением оплатить сумму долга, оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суды, удовлетворяя исковые требования в части, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьёй 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из пункта 1 статьи 24.7 данного закона следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с абзацами 3, 4 п. 8(17) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Названные правила под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что требование истца о взыскании задолженности в сумме 3 298 556 руб.17 коп. с Администрации основано на его позиции о том, что в зданиях школ осуществляется два вида деятельности - деятельность организации общественного питания (в помещениях столовых, переданных в безвозмездное пользование) и деятельность общеобразовательного учреждения, в связи с чем один источник отходообразования должен осуществлять оплату услуг по вывозу ТКО дифференцированно, исходя из различных нормативов, установленных для помещений с различными видами использования.
Между тем, как верно указано судами, действующее законодательство не предусматривает возможность применения нескольких нормативов накопления по одному объекту с учетом функционально различного использования его частей, либо осуществления нескольких видов хозяйственной деятельности. В отношениях сторон необходимо применять один норматив, который в большей степени соответствует осуществляемой потребителем деятельности
На основании выше изложенного, судами нижестоящих инстанций, правомерно отклонен довод общества "САХ" об отдельно оказываемой услуге по вывозу ТКО с комбинатов питания, расположенных в зданиях общеобразовательных учреждений, а также сделан обоснованный вывод о том, что истцом не оказывается отдельно услуга по вывозу ТКО из помещений комбинатов питания, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований к Администрации отсутствуют.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) регулируются общественные отношения, возникающие в сфере образования, устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществление образовательной деятельности, определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.
Частью 4 статьи 4 Закона N 273-ФЗ предусмотрена обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим законом.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (пункт 5).
Вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона N 273-ФЗ.
На основании выше указанных норм, полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, в связи с чем, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Следовательно, расходы, связанные с содержанием зданий и оплатой коммунальных услуг в муниципальных образовательных организациях, несут органы местного самоуправления, являющиеся учредителями образовательных учреждений, следовательно, отсутствуют правовые основания возложения на иных лиц, привлекаемых к организации питания воспитанников образовательного учреждения, обязанности возмещать расходы, связанные с использованием помещений образовательного учреждения в названных целях.
Установив в части 1 ст. 37 Закона N 273-ФЗ обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, организовать питание обучающихся, федеральный законодатель иных требований об обязательности использования определенных форм организации питания не определил, соответственно образовательные организации вправе их выбирать самостоятельно.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.240908), утвержденные Приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45 (действующие на момент оказания услуг по спорному контракту), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (пункты 1.2 и 1.3), предусматривают несколько форм организации питания.
В соответствии с пунктом 2.1 названного нормативного акта питание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации. Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть: базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений; доготовочные организации общественного питания, в которых осуществляются приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация; столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню; буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий (пункт 2.2).
Таким образом, организация питания допускается как непосредственно силами самих образовательных учреждений, так и посредством заключения контрактов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, предметом которого является обеспечение питанием обучающихся, с передачей таким лицам в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества, закрепленного за образовательными учреждениями на праве оперативного управления, и необходимого для исполнения контракта.
При этом финансирование образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, включая организацию питания детей, как неотъемлемой части этого процесса, осуществляется за счет средств регионального и местного бюджетов в рамках выполнения муниципального задания, а также родительской платы, взимаемой, при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Как установлено судами, общество "Вента" является организатором горячего питания обучающихся в школах. При оказании услуг между обществом "Вента" и школами заключены договоры на оказание услуг по организации питания обучающихся, а также договоры безвозмездного пользования в отношении помещений школьных столовых (комбинатов питания).
На комбинатах питания в школах образуются два вида отходов: ТКО и не относящиеся к ТКО. Образованные на комбинатах питания ТКО складируются в контейнерах школ и утилизируются в соответствии с договором на оказание услуг по вывозу ТКО, заключенным между школами и обществом "САХ". Отходы, не относящиеся к ТКО, общество "Вента" вывозит самостоятельно, что подтверждается представленными в материалы дела пояснениями спорных школ относительно порядка вывоза отходов, а также представленными договорами.
Школы осуществляют оплату услуг по обращению с ТКО в рамках заключенных с истцом контрактов по нормативу, установленному для общеобразовательных учреждений.
Кроме того, судами принято во внимание, что исковые требования заявлены истцом за период 2020 года. При этом в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 N 104 учащиеся перешли на обучение с использованием дистанционного обучения с 23.03.2020 по 31.05.2020, а в период с 01.06.2020 по 31.08.2020 в образовательных организациях были летние каникулы.
Таким образом, в указанный период времени деятельность по организации горячего питания учащихся не осуществлялась, ТКО в помещениях школьных столовых (комбинатов питания) не образовывались.
Поскольку основанием для оплаты оказанных услуг (выполнения работ) является факт их оказания (выполнения) и принятие их результата уполномоченным на то лицом, а истцом не доказан факт оказания услуг по вывозу ТКО, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что основания для удовлетворения исковых требований в данной части отсутствуют.
Согласно положениям статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.04.2022 по делу N А71-2705/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона N 273-ФЗ.
...
Установив в части 1 ст. 37 Закона N 273-ФЗ обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, организовать питание обучающихся, федеральный законодатель иных требований об обязательности использования определенных форм организации питания не определил, соответственно образовательные организации вправе их выбирать самостоятельно.
...
Школы осуществляют оплату услуг по обращению с ТКО в рамках заключенных с истцом контрактов по нормативу, установленному для общеобразовательных учреждений.
Кроме того, судами принято во внимание, что исковые требования заявлены истцом за период 2020 года. При этом в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 N 104 учащиеся перешли на обучение с использованием дистанционного обучения с 23.03.2020 по 31.05.2020, а в период с 01.06.2020 по 31.08.2020 в образовательных организациях были летние каникулы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2022 г. N Ф09-6355/22 по делу N А71-2705/2021