Екатеринбург |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А76-17371/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2022 по делу N А76-17371/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Калачева Е.Т. (доверенность от 25.12.2021 N 35/2021, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) - Баймухамбетов А.С. (доверенность от 05.03.2022 N 166, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания от 29.03.2021 N 21- 1026 1009.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Троицксантехсервис".
Решением суда от 14.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что суды неправомерно отклонили представленные доказательства неисправности общедомового узла учета, и применили норму, не подлежащую применению, а именно пункт 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Кроме того, заявитель полагает, что при неисправном узле учета тепловой энергии и некорректности передаваемых им данных, выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконном начислении платы за коммунальную услугу "отопление" расчетным способом за период с 02.10.2020 по 07.02.2021 противоречат материалам дела и положениям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), Федеральному закону от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 09.03.2021 N 21-10261009 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения граждан проживающих по адресу: Троицкий городской округ, город Троицк, улица Селивановская, 32.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2021 N 21-1026 1009, которым установлено, что в нарушение пункта 42(1) и пункта 59(1) Правил N 354 обществом в отношении потребителей выполнен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября по декабрь 2020 года исходя из расчетного среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ; в нарушение пункта 59(1) Правил N 354 в период с 01.01.2021 по 07.02.2021 начисление платы за отопление выполнено исходя из норматива потребления.
На основании акта выдано предписание от 29.03.2021 N 21-1026 1009 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым обществу предписано сторнировать начисленную плату за коммунальную услугу по отоплению, за период с октября по декабрь 2020, выполненную в нарушение пунктов 42 (1) и 59 (1) Правил N 354, исходя из расчетного среднемесячного объема тепловой энергии, определённого по показаниям ОДПУ; выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.01.2021 по 07.02.2021 в порядке, установленном пунктом 59 (1) Правил N 354 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ, начиная с расчетного периода, в котором вышел из строя прибор учета, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию общедомового прибора учета.
Определением от 05.04.2021 инспекцией в пункт 1 предписания от 23.03.2021 N 10-1026 1009 внесены следующие изменения: текст "Сторнировать начисленную плату за коммунальную услугу по отоплению за период с октября по декабрь 2020 года, выполненную в нарушение пунктов 42(1)и 59(1) Правил N 354, исходя из расчетного среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ" заменить на "сторнировать доначисленную в январе 2021 года, плату за коммунальную услугу по отоплению за период с октября по декабрь 2020 года, выполненную в нарушение пунктов 42(1) и 59(1) Правил N 354, исходя из расчетного среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ за период с октября 2019 года по апрель 2020 года".
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
В МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пункт 42(1) Правил N 354).
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.05.2018 N 309-ЭС18-545.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 под вводом в эксплуатацию узла учета понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии".
В соответствии с пунктом 57 указанных Правил при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 58 Правил N 1034 узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
При этом, согласно пункту 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях неотображения приборами учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета, превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17 Правил N 1034), который считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58 Правил N1034).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Администрации города Троицка от 01.06.2017 N 1026 общество является единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка и с 01.10.2017 производит начисление платы за коммунальную услугу по отоплению и тепловую энергию, потребленную на нужды горячего водоснабжения потребителям центральной части города Троицка, в том числе проживающим в многоквартирном доме по адресу проверенного дома в городе Троицке, по улице Селивановская, 32.
Многоквартирный дом по указанному адресу оборудован системами центрального отопления. Система отопления - вертикальная, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители в помещениях отсутствуют.
Горячее водоснабжение производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме - бойлера. Дом оборудован узлом учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), учитывающим объем силовой энергии, потребленный на нужды отоплении и горячего водоснабжения.
Согласно акту ввода в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии у потребителя от 15.10.2020, составленному обществом, ОДПУ допущен в эксплуатацию для расчетов за тепловую энергию на период с 01.10.2020 по 30.09.2021.
Из акта вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 25.01.2021, составленного обществом, следует, что ОДПУ выведен из эксплуатация па основании несоответствия температуры теплоносителя на подающем трубопроводе с показаниями тепловычислителя (термометр сопротивления вынут из погружной гильзы на 70%, при этом пломба не нарушена). При замерах температуры теплоносителя составила 74 °С, по показаниям тепловычислителя температура теплоносителя составляет 59 °С. Глубина погружения термометров сопротивления не достигает середины потока.
При этом, на основании пунктов 83 и 86 Правил N 1034 ОДПУ был признан обществом несправным с 02.10.2020.
С учетом этого, в январе 2021 выполнен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября по декабрь 2020 исходя из расчетного среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ за период октября 2019 года по апрель 2020 года.
Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению произведено в январе 2021 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановлением Администрации города Троицка от 28.10.2000 N 1895, в размере 0.045 1 кал в течение отопительного периода.
Согласно акту ввода в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии у потребителя от 08.02.2021, составленному обществом, ОДПУ допущен в эксплуатацию для расчетов за тепловую энергию на период с 08.02.2021 по 30.09.2021.
В феврале 2021 начисление платы за коммунальную услугу по отоплению произведено следующим образом: за период с 01.02.2021 по 07.02.2021 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановление администрации г. Троицка от 28.10.2000 N 1895, в размере 0.045 Гкал в течение отопительного периода;
за период 08.02.2021 по 19.02.2021 исходя из показаний ОДПУ.
Однако, как установлено судами, акты, подтверждающие выход из строя ОДПУ в период с 02.10.2020 по 07.02.2021 обществом представлены не были. Акт вывода из коммерческой эксплуатации составлен только 25.01.2021.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь нормами ЖК РФ, положениями Правил N 354, суды пришли к правомерному выводу о том, что применительно к рассматриваемому делу расчет платы за коммунальную услугу "отопление" должен быть осуществлен исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ, начиная с расчетного периода, в котором вышел из строя прибор учета, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию общедомового прибора учета.
В связи с чем, суды правомерно заключили, что начисление платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из норматива коммунального ресурса за период с 02.10.2020 по 07.02.2021 при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии произведено обществом неправомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами судом кассационной инстанции не установлено.
При этом, отклоняя ссылки общества на правомерность применения им положений Правил N 1034, суды верно указали, что правоотношения между потребителями коммунальных услуг - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и ресурсоснабжающими организациями регулируются Правилами N 354.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого ненормативного акта инспекции недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, поскольку полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2022 по делу N А76-17371/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь нормами ЖК РФ, положениями Правил N 354, суды пришли к правомерному выводу о том, что применительно к рассматриваемому делу расчет платы за коммунальную услугу "отопление" должен быть осуществлен исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ, начиная с расчетного периода, в котором вышел из строя прибор учета, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию общедомового прибора учета.
...
Оснований не согласиться с данными выводами судом кассационной инстанции не установлено.
При этом, отклоняя ссылки общества на правомерность применения им положений Правил N 1034, суды верно указали, что правоотношения между потребителями коммунальных услуг - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и ресурсоснабжающими организациями регулируются Правилами N 354."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2022 г. N Ф09-7143/22 по делу N А76-17371/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7143/2022
04.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6977/2022
14.04.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17371/2021
11.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9587/2021