Екатеринбург |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А60-12488/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ивановой С.О., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2022 по делу N А60-12488/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд) - Коновалова Ю.В. (доверенность от 22.08.2022 N 181, диплом);
Управления - Часовникова Т.Н. (доверенность от 29.09.2020 N 62-16-14/8019).
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительным представления об устранении выявленных нарушений требований законодательства от 29.12.2021 N 62-64-10/1/16035 в части пункта 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Фондом требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы, указывая на отсутствие подвальных помещений в домах, расположенных по адресам: Белинского, д. 183, Хрустальная, д. 41, Луганская, д. 23а, настаивает, что виды работ, необходимые для проведения ремонта, определенные техническими заключениями не могут соответствовать перечню работ, определенных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьей 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (далее - Закон N 127-ОЗ), в связи с отсутствием последних.
Управление также отмечает, что собственники помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) по адресам: ул. Белинского, д. 183, ул. Куйбышева, д. 112Г, ул. Хрустальная, д. 41, ул. Луганская, д. 23а не принимались решения о формировании фонда капитального ремонта в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Свердловской области, следовательно, ремонт отмостки не входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества с МКД, установленных частями 1, 2 статьи 166 ЖК РФ.
Управление полагает, что поскольку действия по проведению ремонта направлены не на изменение (модернизацию) существующего помещения, а на его восстановление, которое позволяет продолжать использовать объект недвижимого имущества по его целевому назначению, то такие работы не могут быть отнесены к капитальному ремонту.
В обоснование того, что в рассматриваемом случае работы связаны с текущим ремонтом, Управление ссылается также на Ведомственные строительные нормы 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее - ВСН 58-88 (р)).
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управление на основании приказа от 02.09.2021 N 998 провело проверку использования Фондом в 2019-2020 годах средств государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта и средств, полученных от собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.
По итогам проверки составлен акт от 09.11.2021, в котором Управление сделало вывод о допущении Фондом в проверяемый период 14 нарушений. По результатам рассмотрения акта проверки Управление вынесло в адрес Фонда представление от 29.12.2021 N 62-64-10/1/16035 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Пунктом 2 оспариваемого представления Управление предписало Фонду устранить нарушение по пункту 13 настоящего представления путем восстановления средств фонда капитального ремонта, сформированного из взносов на капитальный ремонт собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, в сумме 1 337 391 руб. 60 коп., израсходованных на проведение работ по ремонту (смене) отмосток 4 МКД и входа в подвал МКД (по адресам: г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 183, ул. Куйбышева, д. 112г, ул. Луганская, д. 23А, ул. Хрустальная, д. 41) (относящихся к текущему ремонту), а также принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.09.2022 года включительно.
Полагая, названное представление в части пункта 2 недействительно, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого представления в части пункта 2 недействительным, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт", которые содержатся в ведомственных строительных нормах: ВСН 58-88 (р), Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее - Положение МДС 13-14.2000), Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - МДС 13-1.99), Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.12.1999 N 79.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
На основании пункта 4.1 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в Приложении N 7.
Пунктом 3.1 Положения МДС 13-14.2000 предусмотрено, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
В силу пунктов 3.4, 3.11 Положения МДС 13-14.2000 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и другое).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в Приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8, которым определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее - Региональная программа).
Согласно статье 8 Закона N 127-ОЗ Региональная программа включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках Региональной программы; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии со статьей 166 ЖК РФ и определен в статье 17 Закона N 127-ОЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 179 ЖК РФ денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта, учитываются на счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 ЖК РФ. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен в статьях 166 ЖК РФ и 17 Закона N 127-ОЗ.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
В соответствии с подпунктами 1, 2 Перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте, являющегося Приложением "Б" к "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" ремонт отмостки относится к капитальному ремонту стен и фасада, ремонт приямков, входов в подвал - к капитальному ремонту фундаментов, подвалов.
Судами верно отмечено, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
При этом судами установлено и материалами дела подтверждено, что Фонд является исполнителем Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Во исполнение Региональной программы, Краткосрочного плана 2018-2020 годов, постановления Администрации о проведении капитального ремонта в 2020 году Фонд организовал проведение капитального ремонта подвальных помещений в МКД, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 183; ул. Куйбышева, д. 112Г; ул. Луганская, д. 23А; ул. Хрустальная, д. 41.
Фонд привлек подрядные организации и заключил с ними договоры: на разработку проектно-сметной документации для капитального ремонта - договор от 17.10.2016 N 414/ПСД-17 с обществом с ограниченной ответственностью "Ареал-Групп" (ул. Белинского, д. 183, ул. Куйбышева, д. 112 Г, ул. Хрустальная, д. 41) и договор от 14.12.2018 N 472/ПСД-19 с обществом с ограниченной ответственностью "Эколайн Технолоджи" (ул. Луганская, д. 23А); на проведение капитального ремонта - договор от 20.12.2019 N 474/СМР-20 с обществом с ограниченной ответственностью "ТриАлСтрой"; на осуществление строительного контроля - договор от 04.10.2019 N 252/СК-20 с обществом с ограниченной ответственностью "Вира".
Подрядные организации выполнили свои обязательства, передали результаты работ Фонду, а Фонд их принял и оплатил. Акты КС-2 подписаны без замечаний, а также согласованы Администрацией г. Екатеринбурга.
Кроме того, работы по ремонту отмосток и входов в подвальные помещения, отнесены к капитальному ремонту в соответствии с региональной программой капитального ремонта, и в силу актов регионального законодательства Свердловской области: Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.05.2018 N 229 "Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2019 год"; Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 06.11.2019 N 445 "Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2020, 2021 и 2022 годы".
Названными нормативными актами определена предельная стоимость капитального ремонта подвальных помещений, в том числе отдельно по следующим составляющим: ремонт отмостки, замена дверных блоков входов в подвалы на противопожарные, ремонт кровли спуска в подвал, ремонт приямка с устройством крышки на приямок, дренажа, боковой решетки.
В связи с этим судами верно указано, что Управлением не доказаны вмененные Фонду нарушения.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого представления Управления в части пункта 2 недействительным.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные Фондом требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2022 по делу N А60-12488/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 179 ЖК РФ денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта, учитываются на счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 ЖК РФ. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен в статьях 166 ЖК РФ и 17 Закона N 127-ОЗ.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф09-7841/22 по делу N А60-12488/2022