Екатеринбург |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А60-47641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Краснобаевой И.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чкаловское" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2022 по делу N А60-47641/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Чкаловское" - Чиркова К.А. (доверенность от 23.06.2021);
Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу - Трофимова И.Х. (доверенность от 25.10.2022), Перевозчикова Е.О. (доверенность от 10.01.2022).
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Чкаловское" (далее - общество "Чкаловское"):
о признании отсутствующим права собственности общества на часть земельного участка с кадастровым номером 66:59:0216001:4413 в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером 66:59:0000000:171 на площади наложения 37 364 кв. м, в части выделов 29, 30, 33 квартала 1 урочища ЗАО Чкаловское Пионерского участкового лесничества Сысертского лесничества, в координатах границ земель лесного фонда, указанных в просительной части заявления;
о признании отсутствующим права собственности общества на часть земельного участка с кадастровым номером 66:59:0216001:4414 в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером 66:59:0000000:171 на площади наложения 2387 кв. м, в части выделов 29, 30 квартала 1 урочища ЗАО Чкаловское Пионерского участкового лесничества Сысертского лесничества, в координатах границ земель лесного фонда, указанных в просительной части заявления;
о признании отсутствующим права собственности общества на часть земельного участка с кадастровым номером 66:59:0216001:4415 в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером 66:59:0000000:171 на площади наложения 14 812 кв. м, в части выделов 30-33, 35 квартала 1 урочища ЗАО Чкаловское Пионерского участкового лесничества Сысертского лесничества, в координатах границ земель лесного фонда, указанных в просительной части заявления;
об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: 66:59:0216001:4413, 66:59:0216001:4414, 66:59:0216001:4415, в части их пересечения с землями лесного фонда,
об указании на то, что решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Чкаловское" просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований департамента отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По ссылкой на положения пунктов 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", разъяснения Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ", письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ", заявитель полагает, что при наличии противоречий сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости следует руководствоваться сведениями Единого государственного реестра недвижимости. При этом заявитель отмечает, что, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, оснований для вывода о том, что спорные части земельных участков относятся к землям лесного фонда, у судов не имелось, в удовлетворении требований департамента следовало отказать.
Кроме того, заявитель полагает, что суды необоснованно отклонили схему расположения земельного участка 66:59:0000000:171 (земли лесного фонда, площадь 1064 га), выданную ответчику департаментом, отметив, что указанный документ выдан неуполномоченным органом. Ссылаясь на положения приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 06.08.2012 N 906 "Об утверждении Административного регламента Департамента лесного хозяйства Свердловской области", заявитель полагает, что указанная схема подготовлена органом, имеющим соответствующие полномочия, и является надлежащим подтверждением существовавших на тот момент границ лесного участка.
Помимо изложенного заявитель отмечает, что ответчик является добросовестным приобретателем земельного участка, из которого образованы спорные участки (исходный земельный участок), ответчик оформил право собственности после устранения факта наложения границ земельных участков.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации.
К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в редакции Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Федеральный закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Федерального закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Единого государственного реестра недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции Федерального закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости обществу "Чкаловское" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 66:59:0216001:3424 площадью 61 415 кв. м, дата регистрации права собственности - 26.07.2018.
В сведениях о земельном участке указано, что участок относится к категории "сельскохозяйственное назначение" и не является лесным.
Впоследствии указанный участок разделен на три участка: с кадастровым номером 66:59:0201002:4413 площадью 39 596 кв. м; с кадастровым номером 66:59:0201002:4414 площадью 3000 кв. м; с кадастровым номером 66:59:0201002:4415 площадью 18 819 кв. м.
Ссылаясь на то, что указанные участки пересекают земельный участок, являющийся федеральной собственностью и относящийся к категории "земли лесного фонда", что подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного фонда "Рослесинфорг", департамент обратился в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:59:0000000:171 общей площадью 8799 га.
Земельный участок отнесен к категории земель "земли лесного фонда" с указанием правообладателя - Российская Федерация, что подтверждено свидетельством о праве собственности от 11.12.2008 N 66 АГ 508857.
Сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:171 внесены в Единый государственный реестр недвижимости с предоставлением краткой характеристики территорий, описания лесных участков не по результатам межевания, а по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, с предоставлением плана лесного участка.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение ФГБУ "Рослесинфорг", принятое судами в качестве допустимого доказательства, суды пришли к выводам о том, что спорные части земельных участков не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, основания для их отнесения к таковым землям отсутствуют, а также о наложении частей земельных участков, принадлежащих обществу "Чкаловское", на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации и отнесенный к землям лесного фонда.
Отклоняя доводы общества "Чкаловское" об отсутствии оснований для вывода о принадлежности частей земельных участков к землям лесного фонда, суды приняли во внимание следующее.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А60-28104/2012, N А60-20176/2012 подтверждено отнесение части земельного участка, ранее предоставленного в постоянное пользование обществу "Чкаловское", к землям лесного фонда - 1064 га из 1513 га.
В рамках дела N А60-28104/2012 по иску общества "Чкаловское" о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок площадью 1065 га в составе земельного участка общей площадью 1513,15 га с кадастровым номером 66:59:0000000:41 проведена судебная экспертиза, по результатам которой установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:171 (участок является собственностью Российской Федерации) расположена в границах земельного участка 66:59:0000000:41. Площадь наложения составляет 1064 га.
Принимая во внимание изложенное, суды заключили, что ответчику в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялся лесной участок.
Обществом "Чкаловское" принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:41, в результате которого образован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1776.
Из указанного земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201002:1776 помимо прочего образованы спорные земельные участки.
Далее, согласно письму Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 27.02.2014 N 24-08-15/1216/14 лесные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций урочища "Чкаловское" Пионерского участкового лесничества Сысертского лесничества, площадью 1064 га, вошли в состав земельного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:171.
Также при рассмотрении настоящего дела суды установили, что согласно имеющимся в деле материалам по графическому учету земель совхоза Чкаловский г. Свердловска Свердловской области 1990 г., спорная территория, которая в данный момент относится к территории земельных участков с кадастровыми номерами: 66:59:0216001:4413, 66:59:0216001:4414, 66:59:0216001:4415, расположена в пределах контура 60 секции 13.
В соответствии с экспликацией в указанном контуре расположен лес площадью 48,41 га.
Согласно Условным обозначениям 1986 г., утвержденным ГУГК при Совете Министров СССР 25 ноября 1986 г., действовавшим на момент вычисления контуров земельных угодий совхоза Чкаловский, условным обозначением для лесных площадей являются круги. Территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами: 66:59:0216001:4413, 66:59:0216001:4414, 66:59:0216001:4415, отмечена именно таким знаком.
Таким образом, проанализировав обстоятельства приобретения ответчиком права собственности на спорные земельные участки, суды установили, что на момент приобретения исходного земельного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:41 земельный участок включал в себя лесные угодья, ранее находившиеся в пользовании сельскохозяйственных предприятий Полевского городского округа, в том числе закрытого акционерного общества "Чкаловское" (правопредшественника ответчика), о чем ответчику не могло быть неизвестно.
Более того, суды установили, что согласно космоснимкам, представленным на публичной кадастровой карте, которая является официальным электронным ресурсом службы Росреестра (https://pkk5.rosreestr.ru), спорные земельные участки плотно покрыты густыми лесонасаждениями, отраженными в сведениях государственного лесного реестра (выписка N 728), следы ведения сельскохозяйственной деятельности на указанных земельных участках отсутствуют.
Доказательств перевода земель лесного фонда Сысертского лесничества Пионерского участкового лесничества урочища Чкаловское в квартале 1 в части выделов 29, 30, 31, 32, 33, 35 в иную категорию земель в установленном законом порядке не предоставлено, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения об их отчуждении.
Таким образом, принимая во внимание, что сведения о частях выделов 29, 30, 31, 32, 33, 35 квартала 1 урочища Чкаловское Пионерского участкового лесничества Сысертского лесничества содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законом порядке не переведены, суды заключили, что формирование и постановка на кадастровый учет в их границах спорных земельных участков произведены в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что спорные части земельных участков не относятся к землям сельскохозяйственного назначения и основания для их отнесения к таковым землям отсутствуют, а сам по себе формальный учет спорных земельных участков как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности отнесения их частей к землям лесного фонда.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:59:0000000:171 площадью 8799 га зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждено свидетельством о праве собственности, площадь участков, принадлежащих ответчику, частично накладывается на земли лесного фонда, на площади наложения имеется лесная растительность, участки объективно не использовались и не используются в качестве земель сельскохозяйственного назначения, суды верно признали обоснованными заявленные департаментом требования и правомерно удовлетворили иск о признании отсутствующим права собственности ответчика на части земельных участков в границах указанных координат.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод общества "Чкаловское", изложенный в кассационной жалобе, о безусловном приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями ГЛР отклоняется судом кассационной инстанции с учетом следующего.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Таким образом, при изложенных фактических обстоятельствах настоящего дела основания для применения положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и вывода о безусловном приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями ГЛР у судов отсутствовали.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права, сводятся к переоценке доказательств и установленных судами на их основании фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2022 по делу N А60-47641/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чкаловское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Таким образом, при изложенных фактических обстоятельствах настоящего дела основания для применения положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и вывода о безусловном приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями ГЛР у судов отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф09-7194/22 по делу N А60-47641/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6813/2022
07.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7194/2022
14.07.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6813/2022
11.04.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-47641/2021