Екатеринбург |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А07-42205/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фараон" (далее - общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу N А07-42205/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции приняли участие представитель общества - Булатов А.А. (доверенность от 15.05.2021, диплом).
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) - Петров Г.С. (доверенность от 10.01.2022 N 3, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании незаконным и отмене предписания от 29.11.2019 ЦО-19-408-043.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2021 заявленные требования удовлетворены. Предписание комитета от 29.11.2019 ЦО-19- 408-043 признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество указывает на то, что суд апелляционной инстанции в судебном акте руководствовался исключительно письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ), которые не являются нормативными правовыми актами.
Также заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что общество утратило статус исполнителя коммунальной услуги "отопление", в связи с чем не вправе производить корректировку платы за данные услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судами, комитетом на основании распоряжения от 29.11.2019 N 5572 в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что обществом не произведена корректировка (возврат) размера платы по коммунальной услуге "отопление" за 2018 год жителям многоквартирного дома N 14 по улице Высотная в городе Уфа согласно приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: установлено, что расход тепловой энергии по многоквартирному дому N 14 по улице Высотная города Уфы на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения потребителей жилых помещений составил за период 2018 год 58,82Гкал на общую сумму 116354,85 руб., в том числе для потребителей жилых помещений - 53,18 Гкал на сумму 105197,30 руб., на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения при СОИ потребителей жилых и нежилых помещений - 5,64Гкал на сумму 11157,55 руб.
Потребителям нежилых помещений, за услугу тепловая энергия на ГВС с января по май 2018 году плата не начислялась (не предъявлено).
Соответственно, тепловой энергии на нужды отопление израсходовано 588,12Гкал - 58,82Гкал =529,30Гкал, на сумму 1047140,64 руб.
Таким образом общая сумма корректировки (уменьшение) размера платы за отопление по лицевым счетам жилых помещений по многоквартирному дому N 14 по улице Высотная города Уфы составила 179920,95 руб. (1047140,64 руб. * 3040,10 м2 / 3649,50 м2 - 1052208,18 руб.).
В ходе проверки общества установлено, что в апреле с разделением на 3 месяца управляющей организацией был произведен перерасчет (доначисление) размера платы по услуге отопление по всем лицевым счетам жилых помещений на сумму 145844,84 руб., вместо корректировки (возврата) размера платы за услугу отопление за 2016 год на сумму - 179920,95 руб.
В августе произведен перерасчет (возврат) на сумму размера платы по услуге отопление за 2018 год по всем лицевым счетам жилых помещений на сумму 81093,75 руб.
Соответственно, на момент проверки в ноябре 2019 года не был произведен перерасчет (возврат) доначисленных сумм за услугу отопление на сумму 64751,09 руб. (произведенное в апреле и августе 2019 года, 145844,84 руб.- 81093,75 руб.= 64751,09 руб.) и не произведена корректировка (возврат) размера платы по услугу отопление за 2018 год на сумму 179920,95 руб. Всего 244672,04 руб.
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2019 N 19-5572-408, на основании которого обществу выдано предписание от 29.11.2019 N ЦО-19-408-043 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, а также о нарушении указанным предписанием прав и законных интересов заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что выводы суда первой инстанции о необоснованном возложении на общество обязанности произвести корректировку размера платы за отопление обжалованных актов антимонопольного органа сделаны без учета позиции Минстроя России, изложенной в письмах от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04, от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным оспоренного предписания надлежало отказать.
Кассационная инстанция, проверив материалы дела и дав оценку доводам, изложенным в жалобе, не может согласиться с законностью обжалуемого постановления апелляционного суда в связи со следующим.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса установлено, что собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
В силу пункта 2 указанных Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом данные правила предусматривают корректировку исполнителем размера платы за отопление один раз в год.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18.12.2015 N 911 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Уфимские инженерные сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлены тарифы: - с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1774,31 руб./ Гкал (с НДС); - с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1845,28 руб./ Гкал (с НДС); - с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1845,28 руб./ Гкал (с НДС); - с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1978,32 руб./ Гкал (с НДС); - с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1978,32 руб./ Гкал (с НДС).
Согласно Постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 07.05.2018 N 733 "Об окончании отопительного сезона 2017 - 2018 годов", отопительный сезон 2018 года завершен с 10.05.2018, отопительный сезон 2018-2019 годов начат с 26.09.2018.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, многоквартирный дом N 14 по улице Высотная в городе Уфа оборудован средствами измерения входящими в узел учета тепловой энергии - коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
При этом начисление платы коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме N 14 по ул. Высотная в городе Уфа в 2018 году осуществлялось в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 - равномерно в течении календарного года.
То есть, собственникам помещений в доме к оплате предъявлялся объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из среднемесячного показания потребления тепловой энергии за 2017 год.
При таких обстоятельствах, исходя из положений пункта 54 Правил N 354, учитывая наличие в спорном многоквартирном доме коллективного прибора учета тепловой энергии, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что для целей определения объема тепловой энергии затраченной на коммунальную услугу по "отоплению" общий объем показаний коллективного прибора учета тепловой энергии подлежит уменьшению на объем тепловой энергии, потребленной для целей предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Соответственно, в первом квартале 2019 года собственникам помещений многоквартирного дома должна быть произведена корректировка платы за отопление с использованием сведений общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Данный вывод суда первой инстанции признан верным и судом апелляционной инстанции
Судом первой инстанции также установлено, что собственники квартир в спорном МКД с 01.10.2019 приняли решение о переходе на прямые договоры с третьим лицом по услуге "отопление".
Таким образом, в период с 01.01.2018 до 01.10.2019 в отношении спорного многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги "отопление", приобретаемой у предприятия, являлось общество, а с 01.10.2019 исполнителем коммунальной услуги "отопление" для собственников является непосредственно это предприятие.
Соответственно, с учетом положений пункта 14 Правил N 354 общество с 01.10.2019 прекратило предоставление коммунальной услуги "отопление" в спорный многоквартирный дом.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что правила проведения корректировки платы за отопление при смене исполнителя коммунальной услуги, а также в случае изменения формы управления многоквартирным домом либо при переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией жилищным законодательством не урегулированы. При этом по смыслу жилищного законодательства корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению связана с использованием в расчетах показаний общедомовых приборов учета и с периодом времени в один календарный год, а не с деятельностью того или иного исполнителя коммунальной услуги в определенный период времени.
Исходя из изложенного, учитывая, что с 01.10.2019 исполнителем коммунальной услуги "отопление" выступает предприятие, принимая во внимание, что до 01.10.2019 коммунальный ресурс "отопление" приобретался обществом также у предприятия, учитывая, что действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу за часть календарного года, суд округа поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что обязанность по корректировке платы за коммунальную услугу "отопление" за спорный период не может быть возложена на общество, утратившее статус исполнителя коммунальных услуг.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, смена исполнителя коммунальной услуги не влечет для собственников помещений многоквартирного дома изменение или прекращение обязанности исполнителя коммунальной услуги производить начисление размера платы в соответствии с установленными законодательством требованиями, а также производить корректировку.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вопросы по денежным расчетам между обществом и предприятием носят гражданско-правовой характер и должны рассматриваться в ином порядке, суд округа находит ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что обязанность корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам спорного многоквартирного дома за соответствующий период должна быть исполнена обществом.
По правилам пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду кассационной инстанции предоставлено право по результатам рассмотрения кассационной жалобы оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, тогда как судом апелляционной инстанции, напротив, допущено неправильное применение данных норм, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что постановление апелляционного суда от 27.06.2022 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2021 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу N А07-42205/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2021 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фараон" судебные расходы в виде государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции также установлено, что собственники квартир в спорном МКД с 01.10.2019 приняли решение о переходе на прямые договоры с третьим лицом по услуге "отопление".
Таким образом, в период с 01.01.2018 до 01.10.2019 в отношении спорного многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги "отопление", приобретаемой у предприятия, являлось общество, а с 01.10.2019 исполнителем коммунальной услуги "отопление" для собственников является непосредственно это предприятие.
Соответственно, с учетом положений пункта 14 Правил N 354 общество с 01.10.2019 прекратило предоставление коммунальной услуги "отопление" в спорный многоквартирный дом.
...
Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, тогда как судом апелляционной инстанции, напротив, допущено неправильное применение данных норм, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что постановление апелляционного суда от 27.06.2022 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2021 - оставлению в силе.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу N А07-42205/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2022 г. N Ф09-6891/22 по делу N А07-42205/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6855/2023
14.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6891/2022
27.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5022/2022
24.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-42205/19