Екатеринбург |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А50-7569/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.05.2022 по делу N А50-7569/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - Шитягина Е.С (доверенность от 22.12.2022, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - Ерышканов Н.М. (удостоверение, доверенность от 03.08.2022, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" - Голубцов В.Н. (доверенность от 22.08.2022, диплом).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - заявитель, общество, общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" (далее - общество "Энергосервис Звездного").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что судами не дана оценка доводам общества о том, что пункт 30.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 не регулирует правоотношения по обращению общества "МРСК Урала" в регулирующий орган с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в целях технологического присоединения к электрическим объектам общества "Энергосервис Звездного", в связи с чем применению подлежит пункт 30.5 указанных Правил.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в Управление поступило заявление общества "Энергосервис Звездного" от 07.07.2021 в отношении общества "МРСК Урала" о нарушении порядка технологического присоединения (подключения) к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" трансформаторной подстанции, находящейся по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 70.
Из материалов дела установлено, что 21.05.2021 общество "Энергосервис Звездного" обратилось в адрес общества "МРСК Урала" (сетевая организация) с заявкой на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) энергопринимающего устройства, находящегося по адресу:
г. Пермь, ул. Монастырская, д. 70 (трансформаторная подстанция N 0475).
Обращение общества "Энергосервис Звездного" по увеличению мощности указанной подстанции обусловлено обязательствами по исполнению договора о технологическом присоединении (подключении) объекта, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Окулова, д. 14, заключенного с ООО "Аквавита".
Общество "МРСК Урала" 28.05.2021 направило в адрес смежной сетевой организации ООО "Лукойл-Пермь" запрос о наличии технической возможности увеличений максимальной мощности в отношении указанных кабельных линий 6 кВ, подключенных к РП-97.
В ответ на данный запрос ООО "Лукойл-Пермь" сообщило, что отсутствует техническая возможность увеличения, в связи с низкой пропускной способностью электрического указанных кабельных линий 6 кВ (письмо от 04.06.2021 N И-11653).
Общество "МРСК Урала" оценив заявку и документы, полученные от ООО "Лукойл-Пермь", усмотрело технологическую и правовую необходимость для установления платы за технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) в отношении общества "Энергосервис Звездного" в индивидуальной порядке, путем обращения в уполномоченный орган государственного регулирования цен в Пермском крае для проведения соответствующих расчетов, которые компенсируют общество "МРСК Урала" понесенные расходы по подключению.
Общество "МРСК Урала" 18.06.2021 направило в адрес ООО "Лукойл-Пермь" заявку на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) указанных объектов электросетевого хозяйства, питающих трансформаторную подстанцию ООО "Энергосервис Звездного".
Также о совершении данного действия сетевая организация проинформировала общество "Энергосервис Звездного" письмом N ПЭ/22/824.
ООО "Лукойл-Пермь" 19.07.2021 направило в адрес общества "МРСК Урала" проект договора об осуществлении технологического присоединения (увеличения максимальной мощности).
Общество "МРСК Урала" 21.07.2021 направило в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края документы и информацию для установления платы за технологическое присоединение в отношении объектов общества "Энергосервис Звездного".
Общество "Энергосервис Звездного" 22.07.2021 уведомлено о направлении документов в орган регулирования для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края 06.08.2021 проинформировало общество "МРСК Урала" о принятии ранее поданной заявки и назначении заседания правления по установлению платы для подключения объекта общества "Энергосервис Звездного" на 18.08.2021.
Плата за технологическое присоединения объекта общества "Энергосервис Звездного" к электрическим сетям общества "МРСК Урала" по индивидуальному проекту установлена Постановлением от 18.08.2021 N 70-тп (опубликовано 20.08.2021).
Обществом "МРСК Урала" 23.08.2021 письмом N ПЭ/01/22/5232 в адрес общества "Энергосервис Звездного" направлена оферта договора об осуществлении технологического присоединения объекта.
Между обществом "МРСК Урала" и обществом "Энергосервис Звездного" 09.09.2021 заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 8400013156.
Таким образом, общество "МРСК Урала" в установленный пунктом 30.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), до 24.06.2021 не направило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту после получения заявки от общества "Энергосервис Звездного" от 21.05.2021 с дополнениями от 25.05.2021.
Общество "МРСК Урала" обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении платы только 21.07.2021, то есть с нарушением срока на 25 дней.
Нарушение положений пункта 30.1 Правил N 861 явилось основанием для возбуждения административным органом производства по делу по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами установлено, что ранее заявитель уже привлекался к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения к электрическим сетям - постановлением Управления от 12.03.2020, вступившим в силу 27.07.2020 - в день принятия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А50-7226/2020 Арбитражного суда Пермского края.
Антимонопольным органом 08.02.2022 в отношении общества составлен протокол N 059/04/9.21-67/2022 об административном правонарушении.
Постановлением от 23.03.2022 N 059/04/9.21-67/2022 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество "МРСК Урала" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества "МРСК Урала" состава вмененного административного правонарушения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147- ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условие естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Общество "МРСК Урала", осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке передачи электрической энергии как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил N 861 установлено, что присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, с учетом особенностей, установленных III разделом указанных Правил (пунктом 30 Правил N 861).
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (пункт 30.1 Правил N 861).
Следовательно, в случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно быть осуществлено по индивидуальному проекту, сетевая организация обязана в течение тридцати дней со дня поступления заявки на технологическое присоединение обратиться с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При этом согласно пункту 30.2 Правил N 861 сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его направления.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "МРСК Урала" не направило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту после получения заявки от общества "Энергосервис Звездного", поступившей 21.05.2021, с дополнениями от 25.05.2021.
Из материалов дела следует, что общество "МРСК Урала" должно было до 24.06.2021 обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении платы, вместе с тем фактически обратилось только 21.07.2021 (письмо N ПЭ/01/22/4517), то есть с нарушением срока на 25 дней.
Общество "Энергосервис Звездного" 22.07.2021 уведомлено о направлении документов в орган регулирования для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (письмо N ПЭ/22/999).
Таким образом, суды пришли к выводу, что обществом "МРСК Урала" допущено нарушение положений пункта 30.1 Правил N 861, ввиду несоблюдения срока направления заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Суды указали, что исходя из буквального содержания пунктов 29, 30.1 Правил N 861, вне зависимости от того, требуется ли для обеспечения нужд заявителя реконструкция объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую обратился заявитель, либо объектов смежной с ней сетевой организацией, заявление об установлении платы за осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту должно быть направлено в адрес регулятора в 30-дневный срок с даты поступления заявки.
Доводы общества "МРСК Урала" о том, что срок подачи заявления об установлении платы подлежит продлению на основании пункта 30.5 Правил N 861 также являются ошибочными и основаны на неверном толковании норм материального права.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом предпринимались все возможные меры для предотвращения совершения правонарушения, в действиях заявителя имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что у общества "МРСК Урала" имелась возможность для соблюдения пункта 30.1 Правил N 861, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено, что рассматриваемое правонарушение допущено обществом "МРСК Урала" в тот период, когда оно являлось подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения, а именно постановлением от 12.03.2020 N 059/04/9.21-232/2020, вступившим в силу 27.07.2020 - в день принятия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А50-7226/2020 Арбитражного суда Пермского края. Таким образом, общество считается подвергнутым административному наказанию с 27.07.2020 до 26.08.2021.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) не пропущен.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Процессуальных нарушений закона при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении административным органом не допущено.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП не имеется.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Административный штраф - 300 000 руб. назначен антимонопольным органом с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "МРСК Урала" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "МРСК Урала" требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.05.2022 по делу N А50-7569/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что у общества "МРСК Урала" имелась возможность для соблюдения пункта 30.1 Правил N 861, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) не пропущен.
...
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП не имеется.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Административный штраф - 300 000 руб. назначен антимонопольным органом с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "МРСК Урала" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2022 г. N Ф09-9011/22 по делу N А50-7569/2022