Екатеринбург |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А76-27554/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А76-27554/2021 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель таможни - Филиппова Ю.В. (доверенность от 23.12.2022, диплом).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие представители индивидуального предпринимателя Миронова Антона Вячеславовича (далее - Миронов А.В., предприниматель) - Шибаев А.С. (доверенность от 10.06.2020, диплом), Казаков С.В. (доверенность от 10.06.2020, диплом).
Миронов А.В. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к таможне о признании недействительными решений от 25.03.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары N N 10511010/100519/0061501, 10511010/170519/0065343, 10511010/291119/0180099, 10511010/280119/0010427, 10511010/240419/0055183, 10511010/150420/0060481, 10511010/080520/0074395, 10511010/121219/0187723, 10511010/041219/0182603.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.08.2021 из дела N А76-21835/2021 выделены в отдельные производства дела:
N N А76-27552/2021, А76-27553/2021, А76-27554/2021, А76-27555/2021, А76-27556/2021, А76-27557/2021, А76- 27558/2021, А76-27559/2021.
В рамках настоящего дела оспаривается решение таможенного органа от 25.03.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10511010/280119/0010427.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 решение суда отменено; заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение таможенного органа от 25.03.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10511010/280119/0010427.
В кассационной жалобе таможенный орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы считает, что заявленный предпринимателем в спорной декларации код товара может быть отнесен как к двухколесным самокатам для езды детей, так и к двухколесным для езды взрослых.
Таможенный орган полагает, что код товара ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которым предпринимателем были задекларированы и ввезены товары не является определяющим фактором в целях применения пониженной ставки НДС.
Кроме того заявитель отмечает, применительно к весовым характеристикам пользователя ввезенных самокатов задекларированные самокаты двухколесные с артикулами GT3622, GT200 предназначены для взрослых, максимальный вес пользователей - 100 кг; самокаты с артикулами WT18, LZ-050 являются трюковыми, предназначены для детей и взрослых с диаметром колес менее 120 мм, а именно: 100 мм, максимальный вес пользователей - 80 кг. Полагает, что согласно характеристикам трюковых самокатов невозможно отнести такие самокаты к игрушке для детей, поскольку в данном случае их применение возможно лишь в спортивных целях и такие самокаты относятся к спортивному инвентарю.
Также, таможенный орган указывает, что представленный сертификат соответствия не мог быть рассмотрен в качестве надлежащего доказательства, свидетельствующего об отнесении ввезенных самокатов к категории игрушек, а также в качестве документа, подтверждающего соответствие ввезенной продукции требованиям обязательной сертификации.
В отзыве на кассационную жалобу Миронов А.В. просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к выводу об оставлении без изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель осуществил из Китая на территорию Российской Федерации ввоз товара - самокаты без двигателей, приводимые в движение непосредственного отталкивания ноги человека, предназначены для езды детей дошкольного и школьного возраста старше 3 лет, рама изготовлена из сплавов металлов с элементами из полимерных материалов, могут быть укомплектованы съемными сидениями, корзинами, с маркировкой различных артикулов по декларации на товары (далее - ДТ) N 10511010/280119/0010427.
В ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом установлено, что предпринимателем неправомерно применена ставка НДС в размере 10% в отношении части товара - самокаты SCOOTER с артикулами LZ050, GT3622, GT200, WT18 в общем количестве 634 шт., поскольку в отношении данного товара подлежит применению ставка НДС в размере 20% в связи с тем, что товар не является игрушками для детей.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 11.02.2021.
По результатам проверки 25.03.2021 принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10511010/280119/0010427, которым из ранее продекларированных товаров выделены самокаты с артикулами LZ-050, GT3622, GT200, WT18 с маркировкой SCOOTER с доначислением по ним НДС по ставке 20%.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применительно к самокатам SCOOTER с артикулом LZ-050, WT18, GT200 и GT3622 отсутствует совокупность предусмотренных законодательством условий, необходимых для отнесения ввезенного товара исключительно к игрушкам для детей, данный товар фактически игрушкой не является, может быть использован людьми любого возраста, следовательно, не имеется правовых оснований для применения ставки НДС в размере 10%, предусмотренной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решении суда и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, установив, что спорные товары относятся к категории детских товаров и что предпринимателем правомерно заявлено применение ставки НДС в размере 10% при декларировании спорного товара в графе 36 ДТ "Преференции", как в отношении ввозимых в Российскую Федерации детских товаров.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 104, подпункта 1 пункта 1 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при помещении под таможенные процедуры товары подлежат таможенному декларированию, при котором используется декларация на товары.
Согласно пункту 4 статьи 2, подпункту 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС при ввозе товаров на таможенную территорию Союза взимается в том числе налог на добавленную стоимость, отнесенный к таможенным платежам.
Согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации товаров для детей, в том числе игрушек.
В силу пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, не указанных в пунктах 1,2 и 4 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 20 %.
Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 %" (далее - Перечень N 908) установлен Перечень кодов товаров для детей в соответствии с ТК ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при ввозе на территорию Российской Федерации.
Указанным постановлением предусмотрено, что обложению НДС по ставке 10 % из товарной подсубпозиции 9503 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат товары "Игрушки на колесах для катания детей (трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, квадроциклы и другие подобные игрушки на колесах для катания детей без моторов и электрических приводов); коляски для кукол".
Примечанием 1 к Перечню N 908 предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара, так и размерными признаками (при наличии размерных признаков).
С учетом указанных положений суд апелляционной инстанции правомерно заключил, что в целях применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации необходима совокупность принимаемых во внимание факторов - товар должен входить в Перечень N 908; представлять собой игрушку, предназначенную для детей; при этом необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара и размерными признаками товара.
В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, в товарную позицию 9503 включаются в том числе двух- или трехколесные самокаты, предназначенные для езды детей, а также подростков и взрослых с регулируемой или нерегулируемой рулевой колонкой и небольшими жесткими колесами или колесами с надувными шинами, иногда оборудованные рулем велосипедного типа, ручным тормозом или ножным тормозом на заднем колесе.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2017 N 19-П, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации пониженная ставка налога на добавленную стоимость, применяемая при реализации отдельных видов товаров для детей, обусловлена социальной значимостью данных товаров, введена государством в целях их доступности для потребителей (родителей и иных лиц, имеющих малолетних детей).
Техническим регламентом ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" предусмотрено, что игрушка представляет собой изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет. Ребенок - человек в возрасте до 14 лет. К игрушкам не относится спортивный инвентарь.
Пунктом 3.67 ГОСТ EN 71-1-2014 "Межгосударственный стандарт. Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства" предусмотрено, что игрушечный самокат - игрушка (складная или нескладная), которая передвигается посредством приложения мускульной силы ребенка, предназначенная для детей с массой тела не более 50 кг и состоящая как минимум из одной опорной поверхности, двух колес и системы управления, имеющей поворотный или жесткий стержень руля.
Пунктом А.49 ГОСТ EN 71-1-2014 "Межгосударственный стандарт. Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства" установлено, что масса тела в 20 кг соответствует примерно (95%) средней массе 5-летнего ребенка, масса тела - 50 кг соответствует примерно средней массе 14-летнего ребенка.
Пунктом 4.15.5.1 ГОСТ EN 71-1-2014 предусмотрено, что игрушечные самокаты делятся на 2 группы: предназначенные для детей, масса тела которых не превышает 20 кг; предназначенные для детей, масса тела которых находится в интервале от 20 до 50 кг.
Аналогичные требования содержатся в пункте 4.29.1 ГОСТ Р ИСО 8124- 1-2014 (введен в действие приказом Росстандарта от 26.10.2014 N 1917-ст).
В пункте 4.29.2 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 указано, что детские самокаты должны иметь предупреждения и указание предполагаемой массы тела ребенка.
К ним должны прилагаться инструкции по применению и необходимые для этого меры предосторожности. Потенциальная опасность вождения самоката должна быть доведена до родителей или опекунов.
Пунктом В.2.20 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 предусмотрено, что: детские самокаты для детей с массой тела до 20 кг должны иметь этикетку: "20 кг максимум"; детские самокаты для детей с массой тела до 50 кг должны иметь этикетку: "50 кг максимум".
В соответствии с пунктом 4.15.5.б ГОСТ EN 71-1-2014 и пунктом 4.29.7 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014, диаметр передних колес на детских самокатах должен быть не менее 120 мм.
Исходя из указанных правовых норм, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что критериями отнесения самокатов к детским товарам (игрушкам) и применения льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, являются: наименование продукции (игрушечный самокат, детский самокат); весовая характеристика пользователя самоката; диаметр колес самоката; соответствие товара понятию "игрушка".
Из материалов дела следует, что самокат артикула LZ-050 - трюковой, 2-х колесный, диаметр колес самоката 100/110 мм, вес ребенка до 80 кг. Трюковой самокат - конструкция, состоящая из руля и рамы на небольших колесах. Главное отличие трюковых самокатов является полное отсутствие складного механизма и наличие маленького колеса (обычно 100 мм).
Согласно инструкции по сборке и эксплуатации указанного самоката, представленной предпринимателем, диаметр колеса - 100 мм, максимально допустимый вес ребенка -50 кг, испытательный максимальный вес - 100 кг.
Самокат артикула GT200 - самокат 2-х колесный, возрастная группа - взрослые и дети от 7 лет, максимальный вес - 100 кг, размер колес 200 мм. Из инструкции по сборке и эксплуатации указанного самоката следует, что диаметр колес самоката составляет 200 мм, максимально допустимый вес ребенка - 50 кг, испытательный максимальный вес - 100 кг.
Самокат артикула WT18 представляет собой трюковой 2-х колесный самокат, колеса 100 мм, длина деки - 480 мм, ширина деки - 100 мм, высота руля - 800 мм, ширина руля - 520 мм, нагрузка - 80 кг.
Согласно инструкции по сборке и эксплуатации указанного самоката данный самокат имеет диаметр колес 100 мм, максимально допустимый вес ребенка - 50 кг, испытательный максимальный вес - 100 кг, предназначен для использования детьми с 8-14 лет.
Самокат с артикулом GT3622: диаметр колес - 200 мм, максимальный вес пользователя - 100 кг.
Согласно инструкции по сборке и эксплуатации указанного самоката данный самокат имеет диаметр колес 200 мм, максимально допустимый вес ребенка - 50 кг, испытательный максимальный вес - 100 кг, предназначен для использования детьми с 8-14 лет.
Главное отличие внедорожных самокатов - большие колеса, рассчитанные для езды взрослых и детей с допустимым весом 100 кг по пересеченной местности и грунтовым дорогам.
Отдельно в инструкциях указано на то, что самокат нельзя использовать детям более 50 кг, а вес 100 кг является испытательным.
Данное обстоятельство означает возможность применения такой нагрузки только в момент какого-либо испытания самоката на предмет проверки его характеристик, но никак не в процессе обычного использования.
Судом апелляционной инстанции установлено, что таможней не представлено доказательств того, что указанный в инструкциях максимальный испытательный вес 100 кг означает возможность обычного использования самокатов пользователями с весом до 100 кг.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно указано на то, согласно инструкциям на вышеуказанный товар он поименован как игрушка для использования детьми старше трех лет, и отмечено, что изделие соответствует требованиям Технического регламента ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", а по тексту инструкций периодически указывается на использование самоката детьми.
С учетом указанных обстоятельств судом апелляционной инстанции правомерно не приняты и ссылки таможенного органа на сведения, предоставленные руководителем розничной сети спортивных магазинов "Спортал" относительно максимального веса пользователя - 100 кг.
Также, суд апелляционной инстанции справедливо указал, что при декларировании товара декларантом был предъявлен сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-CN.АБ87.В.00052/19 со сроком действия с 09.01.2019 по 08.01.2024, то есть действующий на момент декларирования товара.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что при декларировании спорного товара в графе 36 ДТ "Преференции" предпринимателем правомерно заявлено применение ставки НДС в размере 10%, как в отношении ввозимых в Российскую Федерации детских товаров. В связи с чем, решение таможенного органа от 25.03.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10511010/280119/0010427, правомерно признано судом апелляционной инстанции незаконным.
Устраняя допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, нарушения, суд апелляционной инстанции с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права.
Содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных названным судом доказательствах, в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные таможенным органом в кассационной жалобе по существу спора, отклоняются судом округа в полном объеме, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и норм процессуального права и сводятся лишь к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, а соответственно о судебной ошибке не свидетельствуют.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А76-27554/2021 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом В.2.20 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 предусмотрено, что: детские самокаты для детей с массой тела до 20 кг должны иметь этикетку: "20 кг максимум"; детские самокаты для детей с массой тела до 50 кг должны иметь этикетку: "50 кг максимум".
В соответствии с пунктом 4.15.5.б ГОСТ EN 71-1-2014 и пунктом 4.29.7 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014, диаметр передних колес на детских самокатах должен быть не менее 120 мм.
Исходя из указанных правовых норм, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что критериями отнесения самокатов к детским товарам (игрушкам) и применения льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, являются: наименование продукции (игрушечный самокат, детский самокат); весовая характеристика пользователя самоката; диаметр колес самоката; соответствие товара понятию "игрушка"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 января 2023 г. N Ф09-9128/22 по делу N А76-27554/2021