Екатеринбург |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А71-5420/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2022 по делу N А71-5420/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично, без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" (далее - общество "ИРЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Пермской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2022 N 10411000-243/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, таможенный орган неправильно определил дату совершения административного правонарушения: в постановлении указано 16.03.2022, в то время как правонарушение не является длящимся и совершено 14.08.2021. Кроме того общество полагает, что в рассматриваемом случае подлежали применению положения стать 1.7 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным Главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, таможенным органом при осуществлении контроля за своевременностью представления статистических форм учета перемещения товаров и достоверностью содержащихся в них сведений, установлено, что согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/160322/С397196, общество "ИРЗ" вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар: "Радиостанция РВС-1-20/0002", код товара - 8529904900, общая стоимость товара - 480644,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ТОО "Компания СТИК", 010000, Казахстан, г. Hyp-Султан, С409, д. 13, оф. 319, дом Бизнес Центр "ДИЯР", отчетный период - "июль 2021 года".
Из представленных обществом документов по статистической форме N 10411000/160322/С397196 (договор от 07.04.2021 N 15962103230, товарная накладная от 29.07.2021 N 100764, CMR от 29.07.2021 N 100764) следует, что товары были отгружены обществом "ИРЗ" - в июле 2021 года.
Таким образом, общество "ИРЗ" в срок не позднее 13.08.2021 обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров отгруженных в июле 2021 года по договору от 07.04.2021 N 15962103230.
Таможенным органом 11.03.2022 в адрес заявителя было направлено уведомление N 03-04-08/034987 о возбуждении дела об административных правонарушениях и составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, а также направлена телефонограмма с уведомлением N 03-04-08/03477 аналогичного содержания.
Обществом 16.03.2022 представлена в Пермскую таможню в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет, статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20220316125521818 и регистрационным N 10411000/160322/С397196 за отчетный период "июль 2021 года", что является нарушением пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила).
В ответ на уведомление Пермской таможни от 11.03.2022 заявителем 16.03.2022 направлены пояснения, в которых общество не оспаривает факт совершения правонарушения, указывает, что ответственным подразделением предприятия за подачу в таможенные органы статистической отчетности является бухгалтерия предприятия.
Приказом главного бухгалтера предприятия от 11.01.2021 N 56/1 ответственной за своевременное предоставление статистической формы в таможню была назначена начальник материально-производственного бюро бухгалтерии Марусова В.В., которая находилась в отпуске в период, когда статистическая форма должна была быть подана в таможенный орган. Должностные обязанности Марусовой В.В. указанным приказом директора были возложены на бухгалтера Игонину М.Б. Из объяснительной бухгалтера Игониной М.Б. следует, что отчетность в Пермскую таможню она не представила по причине того, что документы по реализации продукции ей представлены не были.
Документы на реализацию продукции (товарная накладная, счет-фактура) должны были быть представлены бухгалтером Сергеевой Л.А. Из объяснений Сергеевой Л.А. следует, что накладная на отгрузку продукции, которая состоялась 29.07.2021 по договору поставки от 07.04.2021 N 15962103230, к 30.07.2021 не было подписанной накладной.
Поскольку 30.07.2021 являлось последним рабочим днем Сергеевой Л.А. перед ее очередным отпуском, в связи с большой загруженностью текущей работой, она не смогла передать информацию об отгрузке бухгалтеру, которая ее замещала на время очередного отпуска с 02.08.2021 по 15.08.2021.
Таким образом, на несвоевременное предоставление в Пермскую таможню статформы оказал влияние человеческий фактор, предприятие немедленно, после получения уведомления от таможенного органа направило статистическую форму перемещения товаров (статформа от 16.03.2022), чем добровольно устранило допущенное нарушение срока предоставления статформы.
При принятии решения о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, общество просило учесть, что умысел на нарушение установленного государством порядка управления со стороны предприятия и его должностного лица, отвечающего за своевременное предоставление статистической отчетности, отсутствовал, допущенное нарушение срока предоставления статформы не повлекло экономического ущерба для государства.
Таможенным органом 17.03.2022 в отсутствии законного представителя общества "ИРЗ", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении N 10411000-243/2022, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и 05.04.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением таможенного органа, полагая, что обжалуемое постановление нарушает права и законные интересы общества, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия состава административного правонарушения, из соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации, в том числе таможенному.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе, ведение таможенной статистики Российской Федерации.
Согласно статьи 276 Закона о таможенном регулировании таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику (части 1). Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 278 Закона о таможенном регулировании, статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статистическая форма учета перемещения товаров утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 года N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", которым и определены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет.
В соответствии с пунктом 10 Правил местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы.
Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
В силу пункта 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт несвоевременного представления обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, отгруженных в июле 2021 года, установлен таможенным органом и подтвержден судами из имеющихся в материалах дела доказательств и обществом не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом своевременно предпринимались исчерпывающие меры по соблюдению требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ являются правильными.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлены.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На дату рассмотрения дела и вынесения постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Довод заявителя жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, на дату вынесения постановления о назначении административного наказания истек, является неправильным (постановление вынесено 05.04.2022).
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны вмененного ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении требований общества о признании недействительным постановления Пермской таможни от 05.04.2022 N 10411000-243/2022 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Довод общества о том, что в рассматриваемом случае подлежали применению положения статьи 1.7 КоАП РФ судом округа отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Изменения, внесенные Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают (данная правовая позиция отражена в абзаце десятом пункта 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Апелляционным судом исследована информация, размещенная в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" и установлено, что общество "ИРЗ" не впервые привлекается к административной ответственности вступившим в законную силу судебным актом по делу N А71-9936/201 подтверждена правомерность привлечения общества привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, что исключает замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Таким образом основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, а также для замены денежного штрафа на предупреждение в связи с изменениями, внесенными в статью 4.1.1 КоАП РФ Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ, вступившими в силу с 25.07.2022, отсутствуют.
При рассмотрении спора судами в соответствии со статьей 71 названного Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2022 по делу N А71-5420/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изменения, внесенные Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают (данная правовая позиция отражена в абзаце десятом пункта 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Апелляционным судом исследована информация, размещенная в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" и установлено, что общество "ИРЗ" не впервые привлекается к административной ответственности вступившим в законную силу судебным актом по делу N А71-9936/201 подтверждена правомерность привлечения общества привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, что исключает замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Таким образом основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, а также для замены денежного штрафа на предупреждение в связи с изменениями, внесенными в статью 4.1.1 КоАП РФ Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ, вступившими в силу с 25.07.2022, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 января 2023 г. N Ф09-9111/22 по делу N А71-5420/2022