Екатеринбург |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А50-11145/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О.Л., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - отделение, фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2022 по делу N А50-11145/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по указанному делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отделение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Привилегия" (далее - общество, страхователь) финансовых санкций в размере 3000 руб. за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 14.07.2022 (судья Завадская Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 (судья Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Настаивая на правомерности применённых к обществу финансовых санкций считает, что представленные им исходные формы отчетов, совсем не содержащие сведений о застрахованных лицах, кроме наименования организации, в силу своей существенной неполноты не свидетельствуют об исполнении страхователем обязанности, предусмотренной статьёй 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Фонд также полагает, что последующая систематическая корректировка обществом таких форм свидетельствует о признании допущенного нарушения и может расцениваться как злоупотребление со стороны последнего правом на дополнение и уточнение ранее переданных сведений.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, по истечении срока, установленного определением суда о принятии кассационной жалобы к производству для представления отзывов на кассационную жалобу.
Как следует из материалов дела, решениями от 01.02.2022 N N 203S19220001326, 203S19220001327, 203S19220001329, 203S19220001331, 203S19220001332, 203S19220001333 фонд привлек страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовой санкции в общем размере 3000 руб.
Основанием для вынесения указанных решений послужил выявленный фондом факт несвоевременного представления обществом сведений по форме СЗВ-М за май - октябрь 2021 года в отношении одного застрахованного лица - Целоусова Алексея Сергеевича (далее - Целоусов А.С.).
По результатам вынесения указанных решений отделение направило в адрес общества требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.
Поскольку требования обществом не были исполнены, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, не обнаружив в действиях страхователя состава вменяемого нарушения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 названного Закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 17 указанного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 данной статьи, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено судами, привлекая страхователя к ответственности, отделение не приняло во внимание тот факт, что 06.12.2021 страхователь представил фонду "дополняющую" форму СЗВ-М за май - октябрь 2021 года, включив в нее сведения о застрахованном лице - единственном учредителе и директоре организации Целоусове А.С., которые в ранее поданной "исходной" форме отсутствовали. Между тем, указанными действиями страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки до их обнаружения отделением, по сути реализовав право, предоставленное ему статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая названное обстоятельство и руководствуясь правовой позицией сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 не допускающей формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, суды признали действия страхователя законными и отказали в применении финансовых санкций.
Как верно пояснили суды, реализация права на исправление ошибок, выявленных самим страхователем, не может служить основанием для привлечения последнего к ответственности, в ситуации, когда в целом представленные им сведения являются полными и достоверными. Данный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
На основании изложенного отказ в удовлетворении требований фонда следует признать правомерными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для постановки иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иное толкование фондом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2022 по делу N А50-11145/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 17 указанного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 данной статьи, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено судами, привлекая страхователя к ответственности, отделение не приняло во внимание тот факт, что 06.12.2021 страхователь представил фонду "дополняющую" форму СЗВ-М за май - октябрь 2021 года, включив в нее сведения о застрахованном лице - единственном учредителе и директоре организации Целоусове А.С., которые в ранее поданной "исходной" форме отсутствовали. Между тем, указанными действиями страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки до их обнаружения отделением, по сути реализовав право, предоставленное ему статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая названное обстоятельство и руководствуясь правовой позицией сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 не допускающей формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, суды признали действия страхователя законными и отказали в применении финансовых санкций."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2023 г. N Ф09-9036/22 по делу N А50-11145/2022