Екатеринбург |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А07-8219/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.07.2022 по делу N А07-8219/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель министерства - Богатыренко И.А. (доверенность от 14.07.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Панорама" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к министерству о признании незаконным бездействия, выраженного в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный приказом от 15.12.2021 N 2603, здания с кадастровым номером 02:47:150201:596, находящегося по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Чесноковка, улица Карьерная, дом 7.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.07.2022 заявленные требования удовлетворены; на министерство возложена обязанность включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.122021 N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" здание с кадастровым номером 02:47:150201:596, находящееся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Чесноковка, улица Карьерная, дом 7, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном интернет-портале правовой информации Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды необоснованно руководствовались данными, указанными в техническом паспорте объекта, согласно которым площадь помещения "антресоль 1", в том числе площадь помещения 18 - 1002,4 кв. м., и не учли, что в соответствии с договором аренды нежилых помещений от 11.05.2021 N 03/АП-2021, по которому общество "Панорама" передает обществу с ограниченной ответственностью "Интернет Решения" (далее - общество "Интернет Решения") нежилые помещения, в том числе антресоль 1, включающее номера на поэтажном плане 1-17, 19-25, часть помещения 18 - общей площадью 745,3 кв.м., в связи с чем, полагает, что поскольку лишь часть помещения 18 фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, общая площадь фактически используемых в указанных целях, не соответствует критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N43-з "О налоге на имущество организаций" (далее Закон N43-з).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером 02:47:150201:596, площадью 9 292,5 кв.м., адрес: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Чесноковка, улица Карьерная, дом 7.
Для цели включения указанного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, общество обратилось в министерство с заявлением о проведении обследования фактического использования здания с выездом на место.
По результатам обследования составлен Акт обследования, в разделе 6 которого сделан вывод о несоответствии объекта критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании указанного акта министерством даны ответы от 10.12.2021 N ДК-02-3/12088-Г и от 14.01.2022 N ДК-02-3/282, в которых указано, что объект в перечень на 2022 год не включен.
Считая бездействие министерства незаконным, общество "Панорама" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что обжалуемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 373 НК РФ).
Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В силу статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статья 378.2 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из указанных положений следует, что на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости недвижимого имущества влияют один из нескольких факторов: соответствующий вид разрешенного использования земельного участка; возможность использования соответствующего здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Возможность использования соответствующего здания может быть обусловлена как назначением помещений (исходя из кадастрового паспорта соответствующего объекта недвижимости (документами технического учета), так и фактическим использованием здания.
Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Данные нормы права не предусматривают какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры и помещения в них.
Таким образом, как верно отмечено судами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (пункт 10 статьи 378.2 НК РФ).
Исходя из вышеуказанных правовых норм, проанализировав акт обследования фактического использования здания N 02:47:150201:596 от 08.12.2021, на который ссылается министерство, и согласно разделу 5 которого под административную деятельность в здании используются следующие помещения: 1 этаж: N2,15 общей площадью 75,4 кв.м. - офис общества "Интернет Решения"; антресоль 1: N1-17,19-25,18 общей площадью 745,3 кв.м. - офис общества "Интернет Решения"; антресоль 2: N1-6 общей площадью 990,6 кв.м. - офис общества "Панорама", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет доли площади объекта для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, приведённый в разделе 4 указанного акта, является несостоятельным.
Согласно указанного расчёта фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 1811,36 кв.м.
Однако, судом установлено, что исходя из сведений технической инвентаризации, содержащихся в Описании объекта недвижимости по состоянию на 10.10.2019, общая площадь помещений N 1-25 на антресоли 1 составляет 1002,4 кв.м., а соответственно, площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры фактически составляет 2068,4 кв.м. (1 этаж - 75,4 кв.м., антресоль 1 - 1002,4 кв.м., антресоль 2 - 990,6 кв.м.).
Следовательно, доля площади объекта, используемая для размещения офисов, составляет 22,26% (2068,4/9292,5*100), что более 20 процентов.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы о том, что в соответствии с договором аренды нежилых помещений от 11.05.2021 N 03/АП-2021, по которому общество передает обществу "Интернет Решения" нежилые помещения, в том числе антресоль 1, включающее номера на поэтажном плане 1-17, 19-25, часть помещения 18 - общей площадью 745,3 кв.м., в связи с чем, лишь часть помещения 18 фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, судом апелляционной инстанции учтено, что нахождение какой-либо площади спорного помещения в аренде не должно ставиться в зависимость для расчета общей площади фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В настоящем случае из материалов дела следует, что помещение 18 (антресоль 1) по фактическому использованию предназначено для офисных помещений и составляет общую площадь 850 кв.м., помещения 1-17, 19-25 (антресоль 1) являются помещениями, предназначенными для обслуживания офисного помещения в здании.
Иного судами не установлено, а министерством в нарушение статей 65, 198, 200 АПК РФ не доказано, что на момент обследования фактического использования спорная часть здания фактически использовались не в целях размещения офисных помещений.
С учетом изложенного, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный объект недвижимости отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, а, следовательно, налоговая база по налогу на имущество по данному объекту должна рассчитываться исходя из его кадастровой стоимости, а соответственно, справедливо заключили, что не включение нежилого здания с кадастровым номером 02:47:150201:596, площадью 9292,5 кв.м., по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Чесноковка, улица Карьерная, дом 7 в перечень, согласно которому налоговая база рассчитывается как кадастровая стоимость, свидетельствует о незаконном бездействии министерства, поскольку нарушает требования вышеприведенных норм федерального законодательства, а также права общества "Панорама".
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, указав на обязанность министерства включить данный объект недвижимости в Перечень объектов в 2022 год.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы судом округа отклоняются, поскольку являлись предметом детальной проверки судов, получили исчерпывающую правовую оценку, и не свидетельствуют о нарушении ими норм права при принятии обжалуемых судебных актов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.07.2022 по делу N А07-8219/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящем случае из материалов дела следует, что помещение 18 (антресоль 1) по фактическому использованию предназначено для офисных помещений и составляет общую площадь 850 кв.м., помещения 1-17, 19-25 (антресоль 1) являются помещениями, предназначенными для обслуживания офисного помещения в здании.
Иного судами не установлено, а министерством в нарушение статей 65, 198, 200 АПК РФ не доказано, что на момент обследования фактического использования спорная часть здания фактически использовались не в целях размещения офисных помещений.
С учетом изложенного, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный объект недвижимости отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, а, следовательно, налоговая база по налогу на имущество по данному объекту должна рассчитываться исходя из его кадастровой стоимости, а соответственно, справедливо заключили, что не включение нежилого здания с кадастровым номером 02:47:150201:596, площадью 9292,5 кв.м., по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Чесноковка, улица Карьерная, дом 7 в перечень, согласно которому налоговая база рассчитывается как кадастровая стоимость, свидетельствует о незаконном бездействии министерства, поскольку нарушает требования вышеприведенных норм федерального законодательства, а также права общества "Панорама".
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2023 г. N Ф09-9634/22 по делу N А07-8219/2022