Екатеринбург |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А60-19064/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Краснобаевой И.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Новоуральского городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2022 по делу N А60-19064/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия Новоуральского городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" - Чижов О.В. (доверенность от 09.01.2023);
Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Флягин В.Н. (доверенность от 09.01.2023).
Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Новоуральского городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - ответчик, МУП "Водоканал", предприятие, заявитель жалобы) о взыскании 10 817 388 руб. 10 коп. задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, неустойки с 01.03.2021 по день фактической уплаты долга.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2022 исковые требования удовлетворены частично: с МУП "Водоканал" в пользу Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 10 817 388 руб. 10 коп. задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, с продолжением начисления неустойки на сумму долга, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 01.03.2021 по 31.03.2022.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУП "Водоканал", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы утверждает, что предприятие в течение 2020 года не смогло оформить разрешение на выбросы в атмосферный воздух и в дальнейшем получить КЭР ввиду отказов Росприроднадзора. Как указывает кассатор, истец не доказал превышение ответчиком нормативов, соответствующие документы в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 09.02.2021 предприятие представило в Управление декларацию о плате за НВОС за 2020 год, согласно которой плата за выбросы от всех объектов была посчитана с применением повышающего коэффициента 25.
При расчете платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты МУП "Водоканал" по объекту НВОС I категории также применил коэффициент 25 вместо коэффициента 100 за сверхлимитные сбросы.
Предприятием 15.10.2021 направлена уточненная декларация о плате за 2020 год, в которой плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух исчислил с применением коэффициента 100 по объекту НВОС I категории. Плата за сверхлимитные сбросы была исчислена с коэффициентом 25.
В адрес МУП "Водоканал" направлено письмо от 08.11.2021 N 02-01-23/24873 с указанием ошибок, допущенных предприятием.
Предприятием 24.11.2021 представлена 2-ая уточненная декларация о плате за 2020 год, в которой плата за сверхлимитные и выбросы, и сбросы была вновь исчислена с применением коэффициента 25. Замечания, указанные в письме N 0201-23/24873, не были исправлены.
В связи с неверным исчислением платы Управление направило в адрес МУП "Водоканал" акт N 2 проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 02.12.2021 N 02-01-23/26595.
В соответствии с вышеуказанным актом предприятию необходимо произвести корректировку декларации о плате за НВОС, произвести доначисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также представить уточненную декларацию за 2020 год в Управление и оплатить задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составляет 10 817 388,10 руб.
Имеющаяся у ответчика задолженность послужила основанием для направления Управлением в адрес предприятия требования от 03.12.2021 N 02-0123/26712 (N 8/2021) о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Срок исполнения требования - 10 календарных дней со дня его получения. Требование получено предприятием 10.12.2021.
Поскольку требование предприятием МУП "Водоканал" не выполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 указанного закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 названного закона.
Материалами дела подтверждается, что МУП "Водоканал" осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в связи со сбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты. К объектам МУП "Водоканал", оказывающих негативное воздействие на окружающую среду относятся: площадка N 4, код объекта 65-0166-000435-П, I категория;
площадка N 1, код объекта 65-0266-002620-П, III категория; площадка N 2, код объекта 65-0266-002621-П, III категория; площадка N 5, код объекта 65-0266-002624-П, III категория; площадка N 3, код объекта 65-0266-002625-П, III категория; площадка N 6, код объекта 65-0266-002626-П, IV категория.
Таким образом, в силу приведенных норм Закона N 7-ФЗ суды верно заключили, что МУП "Водоканал", являясь юридическим лицом, деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (далее - Правила N 255).
Пунктом 8 указанных Правил N 255 предусмотрена обязанность вносить плату с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 12 (1) Правил N 255 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории с 01.01.2019 при превышении лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии нормативом образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 20 Правил.
Пункт 21 (1) Правил N 255 предусматривает применение повышающего коэффициент Ксл.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), которые вступили в законную силу с 01.01.2019.
В силу пункта 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктами 1, 10 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I категории, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1496). Данный порядок применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо Росприроднадзора от 11.09.2019 N АА-10-02-31/24677).
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2019, субъекты малого и среднего предпринимательства были освобождены от обязанности разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4). Предусматривалась только необходимость представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 7).
Поскольку с 01.01.2019, в связи с принятием Закона N 219-ФЗ, статья 18 Закона N 89-ФЗ изложена в новой редакции и не содержит исключений относительно разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, независимо от статуса предприятия повышающие коэффициенты подлежат применению к нему.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 10.12.2022 N 1043 установлен Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма, согласно требованиям которого в столбце 8 Раздела 1 Декларации о плате в строках указывается фактический сверхлимитный выброс (превышающий установленные нормативы допустимого выброса либо при отсутствии нормативов допустимого выброса) загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период. В случае отсутствия нормативов допустимого выброса значения столбца 8 Раздела 1 Декларации принимаются равными фактическим выбросам загрязняющего вещества (в тоннах).
Соответственно, отсутствие утвержденных нормативов допустимого выброса приравнивается к сверхлимитным выбросам.
В столбце 12 Раздела 1 Декларации о плате в строках указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (далее - коэффициент Кпр).
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25.
Как следует из материалов дела и выявлено судами, в процессе проверки правильности и полноты первичной декларации, своевременности внесения платы за 2020 год Управление установило, что разрешение МУП "Водоканал" на выброс действовало в период с 06.07.2015 по 31.12.2019, следующее разрешение получено 04.03.2021.
Поскольку в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 разрешение на выброс отсутствовало, МУП "Водоканал" при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, I категории - площадка N 4 (код объекта 65-0166-000435-П), обязано применить коэффициента Кпр, равный 100.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что представленная декларация составлена с нарушениями, а именно: плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами, за сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов производства рассчитана с применением 25-кратного повышающего коэффициента, в отсутствие у предприятия действующих разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; плата за размещение отходов производства и потребления рассчитана без применения 5-кратного повышающего коэффициента, в отсутствие у предприятия действующих лимитов на размещение отходов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что в спорный период предприятие не имело действующих разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 10 817 388 руб. 10 коп., в том числе 2 180 546 руб. 80 коп. платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Неправомерные действия и вина государственного органа в нарушении срока оформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлены.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и установленным фактическим обстоятельствам. Доказательств, опровергающих выводы судов, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2022 по делу N А60-19064/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Новоуральского городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2019, субъекты малого и среднего предпринимательства были освобождены от обязанности разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4). Предусматривалась только необходимость представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 7).
Поскольку с 01.01.2019, в связи с принятием Закона N 219-ФЗ, статья 18 Закона N 89-ФЗ изложена в новой редакции и не содержит исключений относительно разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, независимо от статуса предприятия повышающие коэффициенты подлежат применению к нему.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2023 г. N Ф09-9411/22 по делу N А60-19064/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10416/2022
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9411/2022
23.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10416/2022
23.06.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19064/2022