Екатеринбург |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А07-3980/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение, фонд, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2022 по делу N А07-3980/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующие в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. В судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Башторгсервис" (далее - общество, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения фонда от 13.01.2022 N 020121100303303 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение фонда), об обязании учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по основному виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 56.10 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания" в размере 0,2% с повышением на 40%.
Решением суда 19.08.2022 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены, решение фонда признано недействительным, на учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С учреждения в пользу общества взыскана государственная пошлина, уплаченная последним при подаче заявления.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Мотивируя правомерность принятого им решения, фонд ссылается на невозможность применения к обществу иного, пониженного тарифа в связи с отсутствием своевременно представленных сведений, подтверждающих фактический основной вид экономической деятельности общества в спорном периоде. Считает незаконным взыскание государственной пошлины с учреждения, освобожденного от её уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда и постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу учреждения - без удовлетворения. Полагает, что доводы фонда основаны на неверном толковании положений законодательства и противоречат принципу экономической обоснованности тарифов страховых взносов.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка представленного обществом расчета страховых взносов за 9 месяцев 2021 года на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальном страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации. В ходе проверки учреждением установлен факт неправомерного применения обществом тарифа страховых взносов по виду экономической деятельности ОКВЭД 56.29 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания", о чем составлен акт от 29.11.2021 N 020121100303301 и вынесено оспариваемое решение.
Данным решением обществу начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 592 937 руб. 32 коп., а также пени в размере 12 489 руб. 07 коп.
При вынесении данного решения фонд пришел к выводу о том, что, не представив своевременно сведения об основном виде экономической деятельности, осуществляемом в 2020 году (до 15.04.2021), общество должно уплачивать страховые взносы по тарифу, равному 2,10%, исходя из вида экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска, среди всех видов деятельности, заявленных обществом в ЕГРЮЛ -"Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" ОКВЭД 93.29.
Общество, не согласившись с выводами фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, посчитав, что избранный фондом подход к установлению страхового тарифа является формальным, противоречит принципам экономической обоснованности и дифференцированности таких тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых страхователями видов экономической деятельности.
В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713) предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения, пунктом 2 которого установлено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок подтверждения) предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пунктом 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. Соответствующая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в определениях от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в 1 пункте 5 Порядка подтверждения, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.07.2011 N 14943/10, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание доводы страхователя, суды установили, что действительным основным видом деятельности общества на протяжении 2020-2021 гг. являлась деятельность по организации общественного питания и доставке продуктов питания, соответствующая кодам ОКВЭД 56.10 и 56.29, относящаяся к 1 классу профессионального риска. На основании изложенного, руководствуясь положениями пункта 5 Порядка подтверждения и пункта 13 Правил N 713, суды признали правомерным применение обществом тарифа страховых взносов, соответствующего данным видам деятельности, в размере 0,2% с повышением на 40%, в связи с чем признали решение фонда недействительным.
Отклоняя доводы учреждения о несвоевременном представлении страхователем сведений, дающих ему право на применение указанного тарифа, суды справедливо отметили, что, несмотря на нарушение, допущенное со стороны заявителя, на момент принятия оспариваемого решения фонд располагал документами, подтверждающими фактический основной вид экономической деятельности общества; данные документы, в том числе заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2020 год и предыдущие периоды, копия бухгалтерской отчетности и пояснения к ней были получены учреждением 19.11.2021 и 25.11.2020, вместе с тем не нашли должной правовой оценки при определении обоснованного тарифа.
Таким образом, поскольку фонд не доказал что в 2020 году основным видом деятельности страхователя являлась "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая", соответствующая коду ОКВЭД 93.29, кассационный суд считает должным согласиться с выводами нижестоящих судов, удовлетворивших требования заявителя.
Суд округа отклоняет как несостоятельные доводы заинтересованного лица о неправомерном взыскании с него государственной пошлины, поскольку, будучи освобожденным от уплаты такой пошлины при самостоятельном обращении в суд на основании статьи 333.37 НК РФ, фонд не освобождается от её возмещения другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, в качестве судебных расходов.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа также не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба фонда - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2022 по делу N А07-3980/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пунктом 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. Соответствующая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в определениях от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в 1 пункте 5 Порядка подтверждения, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание доводы страхователя, суды установили, что действительным основным видом деятельности общества на протяжении 2020-2021 гг. являлась деятельность по организации общественного питания и доставке продуктов питания, соответствующая кодам ОКВЭД 56.10 и 56.29, относящаяся к 1 классу профессионального риска. На основании изложенного, руководствуясь положениями пункта 5 Порядка подтверждения и пункта 13 Правил N 713, суды признали правомерным применение обществом тарифа страховых взносов, соответствующего данным видам деятельности, в размере 0,2% с повышением на 40%, в связи с чем признали решение фонда недействительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 января 2023 г. N Ф09-9528/22 по делу N А07-3980/2022