Екатеринбург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А34-14728/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Столярова А.А., Полуяктова А.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Фонда "Агентство технологического развития Курганской области" (далее - Фонд "АТР") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А34-14728/2021 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), приняли участие представители:
Фонда "АТР" - Пономарева Е.А. (доверенность от 03.10.2022);
акционерного общества "Специальное конструкторское технологическое бюро "Курганприбор" (далее - общество "СКТБ "Курганприбор") - Евреинов А.М. (доверенность от 09.01.2023).
Фонд "АТР" (истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу "СКТБ "Курганприбор" (ответчик) о взыскании денежных средств в размере 8 318 021 руб. 43 коп. в части возврата средств поддержки по соглашению о предоставлении поддержки от 26.10.2020, процентов в размере 325 725 руб. 35 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 66 219 руб.
Определением суда от 04.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент экономического развития Курганской области.
Определением суда от 05.04.2022 к производству суда принято встречное исковое заявление общества "СКТБ "Курганприбор" к Фонду "АТР" о внесении изменений в соглашение о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенное между Фондом "АТР" и обществом "СКТБ "Курганприбор", изложив абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1 и пункт 5.6 в следующей редакции:
- абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1:
"- общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов; сравнение данного показателя результативности осуществляется: - в случае получения поддержки в период с первого по третий квартал финансового года - за год получения поддержки и за год, предшествующий году получения поддержки; - в случае получения поддержки в четвертом квартале финансового года - за год, следующий за годом получения поддержки, и за год получения поддержки";
- пункт 5.6:
"Размер возврата средств поддержки в Фонд в случае недостижения показателя результативности предоставления поддержки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 21 Порядка (V1), рассчитывается по формуле: V1 = C x (1 - (OHj / OHj-1)), где: С - размер поддержки, предоставленной получателю поддержки, рубль; OHj - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов за отчетный финансовый год; OHj-1 - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов за предшествующий финансовый год".
Также в производстве Арбитражного суда Курганской области находилось на рассмотрении дело N А34-5381/2022 по требованиям общества "СКТБ "Курганприбор" к Фонду "АТР" о:
- признании недействительными подпункта 1 пункта 22 и пункта 37 порядка и условий оказания Фондом Агентство технологического развития Курганской области" поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденного протоколом N 9 от 31.08.2021 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР";
- признании недействительными абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1., пункта 5.6. Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенного между истцом и ответчиком.
Определением суда от 04.05.2022 дела N А34-14728/2021 и N А34-5381/2022 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А34-14728/2021. Присоединенные требования рассматриваются в качестве встречных относительно первоначального иска.
Определением суда от 07.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Курганской области.
Определением от 18.07.2022 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято увеличение размера заявленных требований в части процентов до суммы 1 126 192 руб. 49 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2022 (резолютивная часть от 01.08.2022) первоначальные исковые требования удовлетворены частично: суд взыскал с общества "СКТБ "Курганприбор" в пользу Фонда "АТР" денежные средства, выделенные по соглашению о предоставлении поддержки от 26.10.2020, в сумме 8 318 021 руб. 43 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 28.08.2021 по 31.03.2022 в сумме 468 657 руб. 84 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 65 332 руб. В удовлетворении остальной части первоначальных требований отказано. В удовлетворении встречных требований общества "СКТБ "Курганприбор" к Фонду "АТР" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 решение суда отменено, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен частично. Суд апелляционной инстанции признал недействительными абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункт 5.6 Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенного между Фондом "АТР" и обществом "СКТБ "Курганприбор".
В удовлетворении остальной части встречных требований отказал.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, Фонд "АТР" обратился в Арбитражный суд Уральского округа.
В кассационной жалобе Фонд "АТР" просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что установление такого показателя результативности как "объем выручки", а также определение размера возврата средств в виде расчета, по соглашению сторон, не могут рассматриваться как нарушающие принцип свободы договора, а также нарушающие требование закона или иного правового акта. Фонд "АТР" отмечает, что обязанность заключить соглашение на условиях, установленных Фондом, поданная заявка не несет.
Податель жалобы также указывает на то, что на момент заключения соглашения в общем доступе в сети "Интернет" размещена редакция Порядка и условий, утвержденная Протоколом заседания Наблюдательного совета Фонда от 12.10.2020 N 12, где из числа показателей результативности исключен показатель - объем выручки.
По мнению Фонда, получатель поддержки имел реальную возможность заключить соглашение о предоставлении поддержки на условиях, утвержденных 12.10.2020, обратившись с заявкой повторно. При этом заключение соглашения в последующем периоде приема заявок (ноябрь 2020 года) на оказание поддержки по вышеуказанным договорам лизинга не повлияло бы на результативность деятельности ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СКТБ "Курганприбор" просит оставить оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 утвержден Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" на реализацию индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы в части развития промышленности, которым установлены общие положения о предоставлении субсидии Фонду "АТР", порядок определения объема, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
В соответствии с пунктом 2 указанного порядка субсидия предоставляется Фонду в целях реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р (далее - индивидуальная программа), в части развития промышленности, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 493 "О государственной программе Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", для оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, том числе, в форме первоначального взноса по договорам лизинга.
Между Департаментом экономического развития Курганской области и Фондом "АТР" (получатель) было заключено соглашение N 40-2020-00983 от 31.08.2020, предметом которого являлось предоставление Получателю из бюджета Курганской области в 2020 году субсидии на реализацию инвестиционных проектов.
Субсидия предоставляется для оказания получателем поддержки юридическим лицам в форме: первоначального взноса по договорам лизинга; возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга; предоставления займов на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов, организацию импортозамещающих производств;
Пунктом 3.1.2.3 соглашения предусмотрено целевое использование субсидии.
Представитель обязуется устанавливать показатели результативности предоставления субсидии в приложении N 3 к настоящему соглашению
Предусмотрены штрафные санкции за не достижение показателей результативности (4.1.8).
Неиспользованный остаток субсидии возвращается в доход бюджета Курганской области (п. 4.3.10).
Протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда "АТР" утвержден Порядок и условия оказания Фондом "АТР" поддержки юридическим лицам в форме первоначального взноса по договорам лизинга (далее - Порядок и условия оказания поддержки).
Ответчик 16.09.2020 обратился к истцу с заявкой о предоставлении средств поддержки, при этом заявка была составлена по форме Приложения N 1 к Порядку и условиям оказания поддержки.
Между Фондом "АТР" (Фонд) и обществом "СКТБ "Курганприбор" (получатель) 26.10.2020 заключено соглашение о предоставлении поддержки.
Согласно пункту 1.1 соглашения указывалось, что оно заключено в соответствии с протоколом Совета по принятию решений N 1 от 21.10.2020, Порядком и условиями оказания Фондом поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденного протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда "АТР", согласованным Департаментом экономического развития Курганской области, Финансовым управлением Курганской области.
Предметом соглашения являлось предоставление фондом получателю в целях реализации инвестиционных проектов поддержки за счет средств субсидий, предоставляемых в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга:
1) N ОВ/КОН-85096-01-01 от 14.04.2020 с АО "Сбербанк Лизинг";
2) N ОВ/КОН-85096-02-01 от 14.04.2020 с АО "Сбербанк Лизинг";
3) N ОВ/КОН-85096-04-01 от 14.04.2020 с АО "Сбербанк Лизинг";
в размере 14 853 609 руб. 69 коп.
Пунктом 2.1 соглашения указано, что условиями предоставления поддержки являются выполнение получателем показателей результативности, в том числе значение показателя объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором предоставленная поддержка должна превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год.
В силу пункта 3.7 получатель принял на себя обязательство по возврату субсидии в случае недостижения показателей результативности поддержки, установленных подпунктом 3 пункта 2.1 соглашения в размере, рассчитанном по формуле, установленной Порядком.
Разделом 5 соглашения предусмотрен порядок возврата средств в фонд в случае нарушения получателем условий предоставления поддержки.
Платежным поручением N 48 от 02.11.2020 денежные средства в сумме 14 853 609 руб. 69 коп. были перечислены ответчику.
Из условий спорного соглашения следует, что оно было заключено на основании Порядка и условий оказания Фондом поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденного протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда "АТР", в котором условия о показателях результативности предусматривались пунктом 22 Порядка.
Указанное выше условие о необходимости соблюдения показателя результативности "объем выручки", полностью соответствует подпункту 1 пункта 22 Порядка и условий предоставления поддержки.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что оказание помощи осуществляется Фондом за счет средств субсидий Агентству технологического развития Курганской области в целях реализации инвестиционных проектов, предоставляемых из областного бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий Агентству технологического развития Курганской области в целях реализации инвестиционных проектов" в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 493.
В соответствии с пунктом 9 Порядка решение о предоставлении поддержки и ее размера принятое Советом по принятию решения Фонда, является обязательным для Фонда.
Согласно выписке из акта N 4 от 25.05.2021 Фондом установлено, что ответчиком не был достигнут показатель результативности "объем выручки", так объем выручки ответчика за 2019 год составил 8 867 842 000 руб., в 2020 году - 3 863 590 000 руб., исходя из чего была определена сумма поддержки подлежащая возврату - 8 318 021 руб. 43 коп.
Фонд 11.06.2021 направил обществу требование о возврате средств поддержки и процентов за пользование чужими денежными средствами в течение 14 дней с момента получения требования. Факт направления требования ответчику подтвержден копией почтовой квитанции.
Поскольку указанные в претензии требования были оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с заявленными выше требованиями (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь общество "СКТБ "Курганприбор" обратилось со встречными требованиями, просил внести изменения в Соглашение о предоставлении поддержки от 26.10.2020, изложив условие абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1 и пункт 5.6 в редакции, которая учитывала бы показатель результативности "налоги" (получение в 4 квартале - сравнивается год за годом поддержки и год получения поддержки) и соответственно расчет возврата суммы поддержки должен проводиться с применением в отношении налогов.
Также общество "СКТБ "Курганприбор" были заявлены требования о признании недействительными подпункта 1 пункта 22 и пункта 34 Порядка и условий оказания поддержки, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2021, и абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункта 5.6 Соглашения о предоставлении средств поддержки от 26.10.2020.
Общество "СКТБ "Курганприбор" указал, что условия являются несправедливыми и подлежат изменению в порядке статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор присоединения).
В обоснование ответчик указывал, что Порядок и Соглашение должны устанавливаться исходя из необходимости достижения целевых показателей, определенных Индивидуальной программой социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соглашении между сторонами было достигнуто условие о необходимости достижения показателя результативности "объем выручки", при обращении с заявкой о предоставлении средств поддержки и при подписании условий соглашения от 26.10.2020, ответчик был ознакомлен о необходимости обеспечить достижение показателя результативности "объем выручки", и следовательно, принять взвешенное решение о том, получать ли ему средства поддержки, заведомо зная о том, что он данный показатель не выполнит. Также суд первой инстанции указал, что средства поддержки были предоставлены для компенсации первого взноса по договорам лизинга заключенным 14.04.2020, предмет договоров лизинга был передан ответчику по актам от 13.05.2020 и от 28.04.2020, то есть за несколько месяцев до того, как было подписано соглашение и перечислены средства поддержки, а следовательно, то обстоятельство, что данные средства были перечислены в четвертом квартале года, было безразлично по отношению к объему выручки на которую могло повлиять только использование в предпринимательской деятельности предметов лизинга.
Отменяя решение суда первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначального иска, удовлетворяя встречный иск частично, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе должны определять: порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, положения об осуществлении проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в качестве ожидаемого эффекта реализации меры поддержки в виде предоставления субсидий на первоначальный взнос по договорам лизинга отражено увеличение создания постоянных рабочих мест и совокупного объема налоговых отчислений.
Указанные ожидаемые эффекты сохранены и в действующей редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р на 2020 год.
В рассматриваемом случае вопрос о предоставлении средств поддержки разрешен в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 об утверждении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии Фонду на реализацию Индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы в части развития промышленности (далее - Порядок N 258), которым установлены общие положения о предоставлении субсидии Фонду, порядок определения объема, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
В силу пункта 2 указанного Порядка N 258 субсидия предоставляется Фонду в целях реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р (далее - "Индивидуальная программа"), в части развития промышленности, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 493 "О государственной программе Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - "Государственная программа"), для оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, том числе, в форме первоначального взноса по договорам лизинга.
На основании пункта 9 Порядка N 258 за счет средств субсидии Фонд в соответствии с действующим законодательством оказывает поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица в формах, указанных в пункте 2 Порядка, в порядке и на условиях, установленных Фондом по согласованию с главным распорядителем и Финансовым управлением Курганской области, исходя из необходимости выполнения мероприятия и достижения целевых показателей, определенных в пункте 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе.
Устанавливаемые Фондом условия оказания поддержки, в том числе показатели результативности (ожидаемого эффекта реализации) должны соответствовать целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 22 Порядка и условий от 31.08.2020 показателями результативности предоставления поддержки являются:
1) объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя должно превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год);
2) количество созданных рабочих мест за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя устанавливается из расчета не менее одного рабочего места на каждые два миллиона рублей предоставленных средств поддержки), с минимальным обеспечением 70%-ой занятости соответствующего рабочего места в течение года, следующего за финансовым годом, в котором была получена поддержка.
В соответствии с пунктом 36 Порядка и условий от 31.08.2020 в случае недостижения получателем поддержки показателей результативности предоставления поддержки, предусмотренных пунктом 22 Порядка, средства поддержки подлежат возврату в Фонд в размере, определенном в соответствии с пунктами 37 и 38 Порядка.
При рассмотрении спора судами установлено, что 26.10.2020 между истцом и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении поддержки, которое устанавливало цели предоставления поддержки, условия и порядок ее предоставления, права и обязанности сторон и порядок возврата денежных средств, в случае нарушения условий, предоставления средств поддержки.
Коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что в силу пункта 1.1 данного соглашения от 26.10.2020 оно заключено сторонами в соответствии с Порядком и условиями от 31.08.2020.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1 Соглашения от 26.10.2020 показателями результативности предоставления поддержки являются:
- объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя должно превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год);
- количество созданных рабочих мест за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя устанавливается из расчета не менее одного рабочего места на каждые два миллиона рублей предоставленных средств поддержки), с минимальным обеспечением 70%-ой занятости соответствующего рабочего места в течение года, следующего за финансовым годом, в котором была получена поддержка.
Судом апелляционной инстанции учтено, что в следующей редакции Порядка и условий, утвержденной Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда N 12 от 12.10.2020 (подпункт 1 пункта 21), указанные нарушения были устранены - объем выручки получателя поддержки был исключен из числа показателей результативности - вместо него установлен такой показатель результативности, как общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов, что соответствует и целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе, и целям Государственной программы.
Рассмотрев требование общества "СКТБ "Курганприбор" о признании частично недействительными Порядка и условий оказания поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2021 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР", суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Фонд "АТР" не является компетентным органом по вынесению ненормативно-правовых актов и заявленные требования не вытекают из публичных правоотношений, в связи, с чем заявленные ответчиком требования не подпадают под категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия оказания поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2021 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР", не являются ненормативными правовыми актами, подлежащими обжалованию в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные акты не носят властный или публичный характер, не возлагают на заявителя какие-либо обязанности, не являются актами властно-распорядительного характера, и не влекут правовых последствий, носят исключительно процессуальный характер и не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
Кроме того, как указано выше, Фондом "АТР" принята новая редакция Порядка и условий, утвержденная Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда N 12 от 12.10.2020 (подпункт 1 пункта 21), исключившая объем выручки получателя поддержки из числа показателей результативности - вместо него установлен показатель результативности - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов, что соответствует и целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к индивидуальной программе, и целям государственной программы.
С учетом изложенного, установив отсутствие правовых оснований для признания частично недействительными Порядка и условий, утвержденных 31.08.2020, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества "СКТБ "Курганприбор" о признании частично недействительными Порядка и условий оказания поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2020 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР".
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данный Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и его условий в целом может быть признано несправедливым и не применено конкретное положение договора, в том числе и условие об обязанности слабой стороны договора нести санкции, которые явно несоразмерны потерям другой стороны.
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции, проанализировав представленное в материалы дела Соглашение от 26.10.2020, а также сложившиеся между сторонами отношения, пришел к выводу о том, что в настоящих правоотношениях Фонд "АТР" является сильной стороной, поскольку проект соглашения разработан им на основании Порядка и условий от 31.08.2020, в последующем представлен обществу "СКТБ "Курганприбор".
При заключении соглашения от 26.10.2020 со стороны общества "СКТБ "Курганприбор" не было возражений относительно условий, указанных в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункте 5.6. Однако, суд апелляционной инстанции установил, что ответчик являясь слабой стороной данного соглашения, был вынужден заключить соглашение от 26.10.2020 на предложенных Фондом "АТР" условиях.
Суд апелляционной инстанции установил, что условия соглашения от 26.10.2020, согласно которым значение показателя объем выручки должно превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год, является крайне несправедливым по отношению к обществу "СКТБ "Курганприбор", получившему средства поддержки в 4 квартале 2020 года, поскольку лишает эту сторону прав, обычно представляемых по договорам такого вида, что ставит в неравноправное положение субъектов экономической деятельности, нарушает баланс интересов сторон.
Апелляционным судом учтено, что за невыполнение нормативно неустановленного показателя результативности, который по объективным причинам невозможно было выполнить за два месяца, в Соглашении предусмотрена ответственность в виде возврата предоставленной поддержки.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. Так, в частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д.
Вместе с тем при оценке того, являются ли условия договора явно обременительными и нарушают ли существенным образом баланс интересов сторон, судам следует иметь в виду, что сторона вправе в обоснование своих возражений, в частности, представлять доказательства того, что данный договор, содержащий условия, создающие для нее существенные преимущества, был заключен на этих условиях в связи с наличием другого договора (договоров), где содержатся условия, создающие, наоборот, существенные преимущества для другой стороны (хотя бы это и не было прямо упомянуто ни в одном из этих договоров), поэтому нарушение баланса интересов сторон на самом деле отсутствует.
Исследовав материалы данного дела, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что во все соглашения с получателями поддержки, заключенные Фондом после 09.11.2020, то есть через несколько дней после заключения Соглашения, было включено положение, согласно которому в случае получения поддержки в 4 квартале финансового года, сравнение показателя результативности осуществляется между годом, следующим за годом получения поддержки, и годом получения поддержки.
Кроме того, как верно отмечено судом второй инстанции, несправедливость спорных условий Соглашения фактически была признана самим Фондом, что повлекло принятие Порядка и условий, утвержденных Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда от 12.10.2020.
Согласно действующим в настоящее время и условиям, утвержденным Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда от 16.02.2022, сравнение финансового показателя результативности (общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов) и вовсе осуществляется между годом, следующим за годом получения поддержки, и годом получения поддержки (вне зависимости от того, в каком квартале была получена поддержка).
Более того, согласно пояснения представителя Фонда, спорные условия, указанные в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункте 5.6. были включены только лишь в соглашение 26.10.2020 с обществом "СКТБ "Курганприбор", что приводит к выводу о том, что неприменение к обществу условий Порядка и условий, утвержденных 12.10.2020, при заключении соглашения 26.10.2020, нарушает права и законные интересы юридического лица, противоречит принципу равенства, создает предпосылки для необоснованного изъятия средств поддержки.
В случае же возложения на ответчика обязанности вернуть средства поддержки он будет поставлен в неравные условия в отношениях с публичной властью.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что общество "СКТБ "Курганприбор" обращалось к Фонду с предложениями внести изменения в Соглашение, а именно исключить возможность применения к ответчику спорных несправедливых условий (письма исх. N 4381 от 30.07.2021, исх. N 6186 от 03.11.2021). Между тем Фонд оставил указанные обращения без внимания.
При исследовании обстоятельств суд апелляционной инстанции установил наличие оснований считать условия договора несправедливыми или существенным образом нарушающими баланс интересов сторон.
Судом округа, кроме того, принято во внимание, что в рассматриваемом случае материалы дела не содержат доказательств совершения обществом "СКТБ "Курганприбор" умышленных недобросовестных действий (бездействий), противоречащих смыслу и направленности соглашения о предоставлении поддержки.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Так, общество "СКТБ "Курганприбор" приобрело в 2020 году за счет средств поддержки сложное производственное оборудование, которое работает на территории Курганской области, создало новые рабочие места, обеспечило увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, обеспечило увеличение объема выручки.
Согласно отчету о финансовых результатах общества "СКТБ "Курганприбор" за 2021 год (размещен на общедоступном интернет-ресурсе www.fedresurs.ru - сообщение от 27.04.2022 N 12051429) выручка ответчика за 2021 год составила 4 053 567 тыс. руб., что превышает аналогичные показатели за 2020 год (год представления средств поддержки) - 3 863 590 тыс. руб.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств в данном конкретном деле, не усмотрев правовых оснований для применения к получателю поддержки мер ответственности в виде возврата средств поддержки, с учетом отсутствия совершения обществом умышленных недобросовестных действий (бездействий), противоречащих смыслу и направленности соглашения о предоставлении поддержки, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований Фонда "АТР" о взыскании денежных средств в размере 8 318 021 руб. 43 коп. в части возврата средств поддержки по соглашению о предоставлении поддержки от 26.10.2020, а также процентов в размере 1 126 192 руб. 49 коп.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно, в том числе в постановлениях от 18.05.2012 N 12-П, от 14.02.2013 N 4-П, от 19.01.2016 N 2-П указывал на то, юридическая ответственность, по смыслу статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности; при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического и правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности; в свою очередь, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - общепризнанный принцип привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно в законе.
Конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.
Следовательно, исходя из установленных обстоятельств дела, удовлетворение исковых требований, и возложение на ответчика обязанности возвратить денежные средства в полном размере, будет явно несоразмерно совершенному нарушению, имеющему формальный характер, которое было к тому же ответчиком устранено, что противоречит принципам справедливости, разумности и добросовестности.
Руководствуясь приведенными нормами права, а также принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств, установленных в рассматриваемом деле, установив, что оснований для возложения на ответчика обязанности возвратить средства поддержки не имеется, правомерно отменил решение суда первой инстанции.
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, апелляционный суд не вышел за пределы заявленных требований, поскольку в силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его полномочия входит повторное рассмотрение дела.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы по существу спора отклоняются судом округа в полном объеме, поскольку данные доводы связаны лишь с доказательственной стороной спора, не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и норм процессуального права и сводятся лишь к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, соответственно, о судебной ошибке не свидетельствуют.
Апелляционный суд, устраняя нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных названным судом доказательствах, в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А34-14728/2021 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда "Агентство технологического развития Курганской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно, в том числе в постановлениях от 18.05.2012 N 12-П, от 14.02.2013 N 4-П, от 19.01.2016 N 2-П указывал на то, юридическая ответственность, по смыслу статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности; при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического и правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности; в свою очередь, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - общепризнанный принцип привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно в законе.
...
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф09-10313/22 по делу N А34-14728/2021