г. Челябинск |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А34-14728/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Специальное конструкторское технологическое бюро "Курганприбор" на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2022 по делу N А34-14728/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда "Агентство технологического развития Курганской области": - Пономарева Елена Александровна (доверенность от 03.10.2022, срок действия до 31.12.2022, паспорт, диплом),
акционерного общества "Специальное конструкторское технологическое бюро "Курганприбор": - Евреинов Александр Михайлович (доверенность от 15.09.2021, срок действия до 31.12.2022, паспорт, диплом); - Воробьев Владимир Сергеевич (доверенность от 28.07.2020, срок действия три года, паспорт, диплом).
Департамент экономического развития Курганской области, Департамент финансов Курганской области в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы было начато без участия не явившихся лиц, участвующих в деле.
Фонд "Агентство технологического развития Курганской области" (далее - Фонд "АТР", истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Специальное конструкторское технологическое бюро "Курганприбор" (далее - АО "СКТБ "Курганприбор", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 8 318 021 руб. 43 коп. в части возврата средств поддержки по соглашению о предоставлении поддержки от 26.10.2020, процентов в размере 325 725 руб. 35 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 66 219 руб.
Определением суда от 04.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент экономического развития Курганской области.
Определением суда от 05.04.2022 к производству суда принято встречное исковое заявление АО "СКТБ "Курганприбор" к Фонду "АТР" о внесении изменений в соглашение о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенное между Фондом "АТР" и АО "СКТБ "Курганприбор", изложив абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1 и пункт 5.6 в следующей редакции:
- абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1:
"- общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов; сравнение данного показателя результативности осуществляется: - в случае получения поддержки в период с первого по третий квартал финансового года - за год получения поддержки и за год, предшествующий году получения поддержки; - в случае получения поддержки в четвёртом квартале финансового года - за год, следующий за годом получения поддержки, и за год получения поддержки";
- пункт 5.6:
"Размер возврата средств поддержки в Фонд в случае недостижения показателя результативности предоставления поддержки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 21 Порядка (V1), рассчитывается по формуле: V1 = C*(1-(OHj/OHj-1)), где: С - размер поддержки, предоставленной получателю поддержки, рубль; OHj - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов за отчетный финансовый год; OHj-1 - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов за предшествующий финансовый год".
Также в производстве Арбитражного суда Курганской области находилось на рассмотрении дело N А34-5381/2022 по требованиям АО "СКТБ "Курганприбор" к Фонду "АТР" о:
- признании недействительными подпункта 1 пункта 22 и пункта 37 порядка и условий оказания Фондом Агентство технологического развития Курганской области" поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденного протоколом N 9 от 31.08.2021 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР";
- признании недействительными абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1., пункта 5.6. Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенного между истцом и ответчиком.
Определением суда от 04.05.2022 дела N А34-14728/2021 и N А34- 5381/2022 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А34-14728/2021. Присоединенные требования рассматриваются в качестве встречных относительно первоначального иска.
Определением суда от 07.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Курганской области.
Определением от 18.07.2022 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято увеличение размера заявленных требований в части процентов до суммы 1 126 192 руб. 49 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2022 (резолютивная часть от 01.08.2022) первоначальные исковые требования удовлетворены частично: суд взыскал с АО "СКТБ "Курганприбор" в пользу Фонда "АТР" денежные средства, выделенные по соглашению о предоставлении поддержки от 26.10.2020, в сумме 8 318 021 руб. 43 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 28.08.2021 по 31.03.2022 в сумме 468 657 руб. 84 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 65 332 руб. В удовлетворении остальной части первоначальных требований отказано. В удовлетворении встречных требований АО "СКТБ "Курганприбор" к Фонду "АТР" отказано.
С вышеуказанным решением не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе АО "СКТБ "Курганприбор" просит решение суда отменить, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать в полном объеме.
Податель жалобы указал, что судом первой инстанции не принято во внимание, что спорные положения, на которые ссылается Фонд в обоснование исковых требований, противоречат нормативно-правовому акту Курганской области, а именно пункту 9 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258. Так, в пункте 1 раздела I приложения N 2 к индивидуальной программе такой целевой показатель, как увеличение объема выручки получателя поддержки, отсутствует. Таким образом, нормативно-правовой акт Курганской области, регулирующий порядок предоставления поддержки за счет бюджетных средств, не устанавливает такого целевого показателя как увеличение объема выручки получателя поддержки. Следовательно, положения подпункта 1 пункта 22 Порядка и условий от 31.08.2020, а также абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1 соглашения не соответствуют указанному нормативно-правовому акту и создают предпосылки для необоснованного и неправомерного изъятия средств поддержки, тем самым нарушая права и охраняемые законом интересы АО "СКТБ "Курганприбор" как получателя поддержки. По мнению апеллянта, о фактическом признании данного обстоятельства со стороны Фонда свидетельствует то обстоятельство, что уже в следующей редакции Порядка и условий, утвержденной Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда N12 от 12.10.2020 (подпункт 1 пункта 21), указанные нарушения были устранены - объем выручки получателя поддержки был исключен из числа показателей результативности - вместо него установлен такой показатель результативности, как общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов, что соответствует и целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к индивидуальной программе, и целям государственной программы.
Апеллянт считает, что поскольку целевые показатели, определенные в пункте 1 раздела I приложения N 2 к индивидуальной программе, установлены Правительством Российской Федерации в целях обеспечения публичных интересов, оспариваемые условия Порядка и условий от 31.08.2020 и соглашения являются ничтожными в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции ошибочно оценил спорные положения Порядка и условий от 31.08.2020 и соглашения на соответствие Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р. Указав, что данный правовой акт не является нормативным, суд первой инстанции отклонил доводы ответчика. При этом суд не оценил спорные положения на предмет их соответствия вышеуказанным положениям Постановления Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258.
Податель жалобы отметил, что судом первой инстанции не применены положения, улучшающие положение ответчика, как лица привлекаемого к ответственности в виде возврата полученных средств поддержки. Поскольку условия получения поддержки, действующие на дату предоставления АО "СКТБ "Курганприбор" средств поддержки (02.11.2020), улучшают положение АО "СКТБ "Курганприбор", для разрешения настоящего спора подлежат применению положения п. 21 Порядка и условий в редакции, утвержденной Протоколом N 12 от 12.10.2020.Учитывая изложенное выше, оснований считать, что ответчик не выполнил целевой финансовый показатель результативности, не имеется.
По мнению апеллянта, позиция истца и суда первой инстанции носит формальный характер, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки с помощью бюджетных денежных средств. Применение заявленной меры ответственности в виде возвращения поддержки при установленных обстоятельствах реализации ответчиком запланированных мероприятий, целевого расходования денежных средств с очевидностью свидетельствует о нарушении соразмерности между допущенным нарушением и его последствиями, защищаемыми интересами. Формальное применение положений соглашения о предоставлении поддержки и порядка, регулирующего ее предоставление, предполагающих при любых нарушениях показателей результативности взыскания средств поддержки, приведет к существенному нарушению баланса интересов ответчика как хозяйствующего субъекта с публичными интересами в пользу последних. Формальный подход Фонда к соблюдению условий предоставления поддержки без учета конкретных обстоятельств дела не отвечает общим задачам и целям Индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р, в том числе: увеличению внебюджетных инвестиций; увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней; созданию рабочих мест; снижению уровня безработицы; увеличению реальной заработной платы работников; повышению конкурентоспособности продукции организаций (пункт 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 апелляционная жалоба АО "СКТБ "Курганприбор" принята к производству, судебное заседание назначено на 18.10.2022.
Определением суда от 18.10.2022 судебное разбирательство было отложено на 22.11.2022 в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных документов и пояснений, дополнительного исследования имеющихся в деле доказательств в совокупности.
К дате судебного заседания от Фонда "АТР" поступили дополнительные пояснения по делу (вх. N 59178 от 27.10.2022) с приложением постановления Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От АО "СКТБ "Курганприбор" поступили письменные пояснения по делу (вх. N 60697 от 03.11.2022), которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 утвержден Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" на реализацию индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы в части развития промышленности, которым установлены общие положения о предоставлении субсидии Фонду "АТР", порядок определения объема, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
В соответствии с пунктом 2 указанного порядка субсидия предоставляется Фонду в целях реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р (далее - индивидуальная программа), в части развития промышленности, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 493 "О государственной программе Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", для оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, том числе, в форме первоначального взноса по договорам лизинга.
Между Департаментом экономического развития Курганской области и Фондом "АТР" (получатель) было заключено соглашение N 40-2020-00983 от 31.08.2020, предметом которого являлось предоставление Получателю из бюджета Курганской области в 2020 году субсидии на реализацию инвестиционных проектов (т. 2 л.д. 129-136).
Субсидия предоставляется для оказания получателем поддержки юридическим лицам в форме:
-первоначального взноса по договорам лизинга;
-возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга;
-предоставления займов на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов, организацию импортозамещающих производств;
Пунктом 3.1.2.3 соглашения предусмотрено целевое использование субсидии.
Представитель обязуется устанавливать показатели результативности предоставления субсидии в приложении N 3 к настоящему соглашению
Предусмотрены штрафные санкции за не достижение показателей результативности (4.1.8).
Неиспользованный остаток субсидии возвращается в доход бюджета Курганской области (п. 4.3.10).
Протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда "АТР" утвержден Порядок и условия оказания Фондом "АТР" поддержки юридическим лицам в форме первоначального взноса по договорам лизинга (далее - Порядок и условия оказания поддержки) (т. 1 л.д. 25).
16.09.2020 ответчик обратился к истцу с заявкой о предоставлении средств поддержки, при этом заявка была составлена по форме Приложения N 1 к Порядку и условиям оказания поддержки (т. 1 л.д. 8-11).
26.10.2020 между Фондом "АТР" (Фонд) и АО "СКТБ "Курганприбор" (получатель) было заключено соглашение о предоставлении поддержки (т. 1 л.д. 12-16).
Согласно пункту 1.1 соглашения указывалось, что оно заключено в соответствии с протоколом Совета по принятию решений N 1 от 21.10.2020, Порядком и условиями оказания Фондом поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденного протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда "АТР", согласованным Департаментом экономического развития Курганской области, Финансовым управлением Курганской области.
Предметом соглашения являлось предоставление фондом получателю в целях реализации инвестиционных проектов поддержки за счет средств субсидий, предоставляемых в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга:
1) N ОВ/КОН-85096-01-01 от 14.04.2020 с АО "Сбербанк Лизинг";
2) N ОВ/КОН-85096-02-01 от 14.04.2020 с АО "Сбербанк Лизинг";
3) N ОВ/КОН-85096-04-01 от 14.04.2020 с АО "Сбербанк Лизинг";
в размере 14 853 609 руб. 69 коп.
Пунктом 2.1 соглашения указано, что условиями предоставления поддержки являются выполнение получателем показателей результативности, в том числе значение показателя объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором предоставленная поддержка должна превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год.
В силу пункта 3.7 получатель принял на себя обязательство по возврату субсидии в случае недостижения показателей результативности поддержки, установленных подпунктом 3 пункта 2.1 соглашения в размере, рассчитанном по формуле, установленной Порядком.
Разделом 5 соглашения предусмотрен порядок возврата средств в фонд в случае нарушения получателем условий предоставления поддержки.
Платежным поручением N 48 от 02.11.2020 денежные средства в сумме 14 853 609 руб. 69 коп. были перечислены ответчику (т. 1 л.д. 17).
Из условий спорного соглашения следует, что оно было заключено на основании Порядка и условий оказания Фондом поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденного протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда "АТР" (т. 1 л.д. 18024), в котором условия о показателях результативности предусматривались пунктом 22 Порядка.
Указанное выше условие о необходимости соблюдения показателя результативности "объем выручки", полностью соответствует подпункту 1 пункта 22 Порядка и условий предоставления поддержки.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что оказание помощи осуществляется Фондом за счет средств субсидий Агентству технологического развития Курганской области в целях реализации инвестиционных проектов, предоставляемых из областного бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий Агентству технологического развития Курганской области в целях реализации инвестиционных проектов" в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 493.
В соответствии с пунктом 9 Порядка решение о предоставлении поддержки и ее размера принятое Советом по принятию решения Фонда, является обязательным для Фонда.
Согласно выписке из акта N 4 от 25.05.2021 Фондом установлено, что ответчиком не был достигнут показатель результативности "объем выручки", так объем выручки ответчика за 2019 год составил 8 867 842 000 руб., в 2020 году - 3 863 590 000 руб., исходя из чего была определена сумма поддержки подлежащая возврату - 8 318 021 руб. 43 коп. (т. 1 л.д. 39).
11.06.2021 Фонд направил обществу требование о возврате средств поддержки и процентов за пользование чужими денежными средствами в течение 14 дней с момента получения требования. Факт направления требования ответчику подтвержден копией почтовой квитанции.
Поскольку указанные в претензии требования были оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с заявленными выше требованиями (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь АО "СКТБ "Курганприбор" обратилось со встречными требованиями, просил внести изменения в Соглашение о предоставлении поддержки от 26.10.2020, изложив условие абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1 и пункт 5.6 в редакции, которая учитывала бы показатель результативности "налоги" (получение в 4 квартале - сравнивается год за годом поддержки и год получения поддержки) и соответственно расчет возврата суммы поддержки должен проводиться с применением в отношении налогов.
Также АО "СКТБ "Курганприбор" были заявлены требования о признании недействительными подпункта 1 пункта 22 и пункта 34 Порядка и условий оказания поддержки, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2021, и абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункта 5.6 Соглашения о предоставлении средств поддержки от 26.10.2020.
АО "СКТБ "Курганприбор" указал, что условия являются несправедливыми и подлежат изменению в порядке статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор присоединения).
В обоснование ответчик указывал, что Порядок и Соглашение должны устанавливаться исходя из необходимости достижения целевых показателей, определенных Индивидуальной программой социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.02.2020 N 422-р.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соглашении между сторонами было достигнуто условие о необходимости достижения показателя результативности "объем выручки", при обращении с заявкой о предоставлении средств поддержки и при подписании условий соглашения от 26.10.2020, ответчик был ознакомлен о необходимости обеспечить достижение показателя результативности "объем выручки", и следовательно, принять взвешенное решение о том, получать ли ему средства поддержки, заведомо зная о том, что он данный показатель не выполнит. Также суд первой инстанции указал, что средства поддержки были предоставлены для компенсации первого взноса по договорам лизинга заключенным 14.04.2020 (т. 2 л.д. 82-111), предмет договоров лизинга был передан ответчику по актам от 13.05.2020 и от 28.04.2020 (т. 2 л.д. 112-114), то есть за несколько месяцев до того, как было подписано соглашение и перечислены средства поддержки, а следовательно, то обстоятельство, что данные средства были перечислены в четвертом квартале года, было безразлично по отношению к объему выручки на которую могло повлиять только использование в предпринимательской деятельности предметов лизинга.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе должны определять: порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, положения об осуществлении проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как усматривается из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в качестве ожидаемого эффекта реализации меры поддержки в виде предоставления субсидий на первоначальный взнос по договорам лизинга отражено увеличение создания постоянных рабочих мест и совокупного объема налоговых отчислений.
Указанные ожидаемые эффекты сохранены и в действующей редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р на 2020 год.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона Курганской области от 08.10.2004 N 444 постановления Правительства Курганской области входят в систему нормативных правовых актов органов государственной власти Курганской области.
Нормативные правовые акты Правительства Курганской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Курганской области, постановлениям Губернатора Курганской области (п. 3 ст. 9 Закона Курганской области от 08.10.2004 N 444).
Коллегией установлено, что в рассматриваемом случае вопрос о предоставлении средств поддержки разрешен в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 об утверждении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии Фонду на реализацию Индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы в части развития промышленности (далее - Порядок N 258), которым установлены общие положения о предоставлении субсидии Фонду, порядок определения объема, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
В силу пункта 2 указанного Порядка N 258 субсидия предоставляется Фонду в целях реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р (далее - "Индивидуальная программа"), в части развития промышленности, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 493 "О государственной программе Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - "Государственная программа"), для оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, том числе, в форме первоначального взноса по договорам лизинга.
На основании пункта 9 Порядка N 258 за счет средств субсидии Фонд в соответствии с действующим законодательством оказывает поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица в формах, указанных в пункте 2 Порядка, в порядке и на условиях, установленных Фондом по согласованию с главным распорядителем и Финансовым управлением Курганской области, исходя из необходимости выполнения мероприятия и достижения целевых показателей, определенных в пункте 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе.
В соответствии с пунктом 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе целевыми показателями мер поддержки в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга являются:
1. Увеличение внебюджетных инвестиций на 5,4 млрд. рублей;
2. Увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на 1 млрд. рублей;
3. Создание 2160 рабочих мест к 2024 году;
4. Снижение уровня безработицы до 7,3 процента;
5. Увеличение реальной заработной платы работников на 26,5 процента;
6. Достижение значения показателя - доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения к 2024 году -8,2 процента;
7. Повышение конкурентоспособности продукции организаций.
В силу пункта 24 Порядка N 258 результатами предоставления субсидии являются:
1. Количество созданных рабочих мест, ед.;
2. Количество юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которым Фондом оказана поддержка, ед.
В соответствии с паспортом Государственной программы ее целями являются:
1. Формирование современного высокотехнологичного промышленного комплекса Курганской области, поставляющего на рынок товаров и услуг конкурентоспособную востребованную продукцию;
2. Обеспечение устойчивого роста объема промышленного производства;
3. Увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Курганской области.
Отсюда следует, что указанными нормативными и ненормативными актами показатель ожидаемого эффекта реализации меры поддержки в виде увеличения объема выручки получателя поддержки не предусмотрен.
Устанавливаемые Фондом условия оказания поддержки, в том числе показатели результативности (ожидаемого эффекта реализации) должны соответствовать целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе.
Из материалов дела следует, что протоколом N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда утверждены Порядок и условий оказания Фондом "Агентство технологического развития Курганской области" поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (далее - "Порядок и условия от 31.08.2020").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 22 Порядка и условий от 31.08.2020 показателями результативности предоставления поддержки являются:
1) объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя должно превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год);
2) количество созданных рабочих мест за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя устанавливается из расчета не менее одного рабочего места на каждые два миллиона рублей предоставленных средств поддержки), с минимальным обеспечением 70%-ой занятости соответствующего рабочего места в течение года, следующего за финансовым годом, в котором была получена поддержка.
В соответствии с пунктом 36 Порядка и условий от 31.08.2020 в случае недостижения получателем поддержки показателей результативности предоставления поддержки, предусмотренных пунктом 22 Порядка, средства поддержки подлежат возврату в Фонд в размере, определенном в соответствии с пунктами 37 и 38 Порядка.
Согласно пункту 37 Порядка и условий от 31.08.2020 размер возврата средств поддержки в Фонд в случае недостижения показателя результативности предоставления поддержки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 22 Порядка (VI), рассчитывается по формуле:
VI = C*(l-(OBj /OBj-1)), где:
С - размер поддержки, предоставленной получателю поддержки, рубль;
OBj - объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка, тысяча рублей;
OBj-1 - объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, предшествующий году, в котором была предоставлена поддержка, тысяча рублей.
Как следует из материалов дела, 26.10.2020 между истцом и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении поддержки, которое устанавливало цели предоставления поддержки, условия и порядок ее предоставления, права и обязанности сторон и порядок возврата денежных средств в случае нарушения условий предоставления средств поддержки.
Коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что в силу пункта 1.1 данного соглашения от 26.10.2020 оно заключено сторонами в соответствии с Порядком и условиями от 31.08.2020.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1 Соглашения от 26.10.2020 показателями результативности предоставления поддержки являются:
- объем выручки (без учета налога на добавленную стоимость) получателя поддержки за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя должно превышать значение аналогичного показателя за предыдущий финансовый год);
- количество созданных рабочих мест за финансовый год, в котором была предоставлена поддержка (значение показателя устанавливается из расчета не менее одного рабочего места на каждые два миллиона рублей предоставленных средств поддержки), с минимальным обеспечением 70%-ой занятости соответствующего рабочего места в течение года, следующего за финансовым годом, в котором была получена поддержка.
Формула расчета размера возврата средств поддержки в Фонд в случае недостижения показателя результативности предоставления поддержки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 22 Порядка (VI), воспроизведена в п. 5.6 Соглашения.
При этом из материалов дела прямо не следует на основании какого именно нормативного либо ненормативного акта Фонд, в задачи которого формально входит осуществление функций по реализации постановления Правительства Курганской области, включил в Порядок от 31.08.2020 такой показатель результативности как объем выручки.
При этом коллегией учтено, что в следующей редакции Порядка и условий, утвержденной Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда N 12 от 12.10.2020 (подпункт 1 пункта 21), указанные нарушения были устранены - объем выручки получателя поддержки был исключен из числа показателей результативности - вместо него установлен такой показатель результативности, как общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов, что соответствует и целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к Индивидуальной программе, и целям Государственной программы.
Фондом суду не были представлены доказательства невозможности своевременного внесения изменений в протокол N 9 от 31.08.2020 наблюдательного совета Фонда с целью уточнения условий о плановых показателях результативности, а также не было доказано то обстоятельство, что АО "СКТБ "Курганприбор" не были достигнуты плановые показатели результативности, приведенные ей в бизнес-плане, подготовленном для получения средств поддержки, и на основании которых было принято решение о предоставлении ответчику средств поддержки.
Отсюда следует, что положения Порядка и условий от 31.08.2020, а также Соглашения от 26.10.2020 не соответствуют нормативным правовым актам, а именно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р, постановлению Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258 и создают предпосылки для необоснованного и неправомерного изъятия средств поддержки, тем самым нарушая права и охраняемые законом интересы АО "СКТБ "Курганприбор" как получателя поддержки.
Рассмотрев требование АО "СКТБ "Курганприбор" о признании частично недействительными Порядка и условий оказания поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2021 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР", суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действующее законодательство понятие ненормативного правового акта не содержит.
Ненормативным правовым актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу, в силу чего порождающий для последнего определенные юридические последствия.
Вышеизложенное означает, что оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также должен нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Поскольку Фонд "АТР" не является компетентным органом по вынесению ненормативно-правовых актов и заявленные требования не вытекают из публичных правоотношений, в связи с чем заявленные ответчиком требования не подпадают под категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия оказания поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2021 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР", не являются ненормативными правовыми актами, подлежащими обжалованию в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные акты не носят властный или публичный характер, не возлагают на заявителя какие-либо обязанности, не являются актами властно-распорядительного характера, и не влекут правовых последствий, носят исключительно процессуальный характер и не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
Более того, как указано выше, Фондом "АТР" принята новая редакция Порядка и условий, утвержденная Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда N 12 от 12.10.2020 (подпункт 1 пункта 21), исключившая объем выручки получателя поддержки из числа показателей результативности - вместо него установлен показатель результативности - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов, что соответствует и целевым показателям, определенным в пункте 1 раздела I приложения N 2 к индивидуальной программе, и целям государственной программы.
С учетом изложенного судебная коллегия не видит правовых оснований для признания частично недействительными Порядка и условий, утвержденных 31.08.2020.
Следовательно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требования АО "СКТБ "Курганприбор" о признании частично недействительными Порядка и условий оказания поддержки юридическим лицам в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, утвержденных протоколом N 9 от 31.08.2020 заседания наблюдательного совета Фонда "АТР", и в данной части отказывает в удовлетворении встречного иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Как указано выше положения Порядка и условий от 31.08.2020, а также Соглашения от 26.10.2020, содержащие аналогичные условия в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункте 5.6, не соответствуют нормативным правовым актам, а именно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.02.2020 N 422-р, постановлению Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 258.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленное в материалы дела Соглашение от 26.10.2020, а также сложившиеся между сторонами отношения, пришел к выводу о том, что в настоящих правоотношениях Фонд "АТР" является сильной стороной, поскольку проект соглашения разработан им на основании Порядка и условий от 31.08.2020, в последующем представлен АО "СКТБ "Курганприбор".
Действительно при заключении соглашения от 26.10.2020 со стороны АО "СКТБ "Курганприбор" не было возражений относительно условий, указанных в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункте 5.6, доказательств иного материалы дела не содержат.
Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 "О свободе договора и ее пределах" в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данный Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и его условий в целом может быть признано несправедливым и не применено конкретное положение договора, в том числе и условие об обязанности слабой стороны договора нести санкции, которые явно несоразмерны потерям другой стороны.
Суд полагает, что условия соглашения от 26.10.2020, указанные в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункте 5.6, устанавливающие дополнительные показатели результативности относительно предусмотренных нормативными актами, ставят в неравноправное положение субъектов экономической деятельности.
Однако, суд апелляционной инстанции установил, что ответчик являясь слабой стороной данного соглашения, был вынужден заключить соглашение от 26.10.2020 на предложенных Фондом "АТР" условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Коллегия обращает внимание на то, что за невыполнение нормативно неустановленного показателя результативности, который по объективным причинам невозможно было выполнить за два месяца, в Соглашении предусмотрена ответственность в виде возврата предоставленной поддержки.
Кроме того, несправедливость спорных условий Соглашения фактически была признана самим Фондом, что повлекло принятие Порядка и условий, утвержденных Протоколом заседания наблюдательного совета Фонда от 12.10.2020.
Неприменение к АО "СКТБ "Курганприбор" условий Порядка и условий, утвержденных 12.10.2020, при заключении соглашения 26.10.2020, нарушает права и законные интересы юридического лица, противоречит принципу равенства, создает предпосылки для необоснованного изъятия средств поддержки.
Более того, судом апелляционной инстанции учтено, что АО "СКТБ "Курганприбор" неоднократно обращалось к Фонду с предложениями внести изменения в Соглашение, а именно исключить возможность применения к ответчику спорных несправедливых условий (письма исх. N 4381 от 30.07.2021, исх. N6186 от 03.11.2021).
Между тем Фонд оставил указанные обращения без внимания.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требования АО "СКТБ "Курганприбор" о признании недействительными абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункта 5.6 Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенного между Фондом "АТР" и АО "СКТБ "Курганприбор", поскольку указанные положения не соответствуют нормативно установленным требованиям.
Между тем коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований АО "СКТБ "Курганприбор" о внесении изменений в соглашение от 26.10.2020, изложив абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1 в следующей редакции:
"- общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов; сравнение данного показателя результативности осуществляется:
- в случае получения поддержки в период с первого по третий квартал финансового года - за год получения поддержки и за год, предшествующий году получения поддержки;
- в случае получения поддержки в четвёртом квартале финансового года - за год, следующий за годом получения поддержки, и за год получения поддержки";
изложив пункт 5.6 в следующей редакции:
"Размер возврата средств поддержки в Фонд в случае недостижения показателя результативности предоставления поддержки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 21 Порядка (V1), рассчитывается по формуле:
V1 = C * (1 - (OHj / OHj-1)), где:
С - размер поддержки, предоставленной получателю поддержки, рубль;
OHj - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов за отчетный финансовый год;
OHj-1 - общая сумма уплаченных получателем поддержки налогов за предшествующий финансовый год".
При этом коллегия учитывает, что рассматриваемый спор не относится к категории преддоговорных.
По мнению коллегии, признание недействительными положений абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункта 5.6 Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020 влечет необходимость применения к отношениям сторон положений пунктов 21, 36 Порядка и условий, утвержденных 12.10.2020.
Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции было удовлетворено требований АО "СКТБ "Курганприбор" в части признания недействительными абзаца 1 подпункта 3 пункта 2.1 и пункта 5.6 Соглашения от 26.10.2020, объем выручки получателя поддержки был исключен из числа показателей результативности и вместо него следует учитывать общую сумму уплаченных получателем поддержки налогов, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований Фонда "АТР" о взыскании денежных средств в размере 8 318 021 руб. 43 коп. в части возврата средств поддержки по соглашению о предоставлении поддержки от 26.10.2020, а также процентов в размере 1 126 192 руб. 49 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ввиду отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на Фонд, как истца по первоначальному иску.
Фондом при обращении в суд по платежному поручению N 344 от 07.09.2021 уплачена государственная пошлина в сумме 66 219 руб., в то же время в связи с увеличением суммы первоначальных исковых требований, согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер пошлины должен составить 70 221 руб.
С учетом изложенного с Фонда подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 4002 руб.
Ввиду того, что судом апелляционной инстанции удовлетворено требование АО "СКТБ "Курганприбор" о признании недействительными абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункт 5.6 Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020, следовательно, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины с Фонда "АТР" в пользу АО "СКТБ "Курганприбор" подлежит взысканию в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Коллегией установлено, что АО "СКТБ "Курганприбор" по платежному поручению N 307 от 29.03.2022 оплачена государственная пошлина в размере 12000 рублей.
Ввиду того, что АО "СКТБ "Курганприбор" заявлен иск о признании недействительным соглашения в части и как последствие изменение условий, коллегия полагает, что размер государственной пошлины должен составлять 6000 руб. за рассмотрение встречных исковых требований, а потому излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку изложенные в апелляционной жалобе признаны обоснованными, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с Фонда в пользу АО "СКТБ "Курганприбор" в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2022 по делу N А34-14728/2021 отменить.
В удовлетворении первоначального иска отказать.
Встречный иск удовлетворить частично.
Признать недействительными абзац 1 подпункта 3 пункта 2.1, пункт 5.6 Соглашения о предоставлении поддержки от 26.10.2020, заключенного между Фондом "Агентство технологического развития Курганской области" и АО "СКТБ "Курганприбор".
В удовлетворении остальной части встречных требований отказать.
Взыскать с Фонда "Агентство технологического развития Курганской области" (ОГРН 1194501003102, ИНН 4501224337) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4002 руб.
Взыскать с Фонда "Агентство технологического развития Курганской области" (ОГРН 1194501003102, ИНН 4501224337) в пользу АО "СКТБ "Курганприбор" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 6 000 рублей.
Возвратить АО "СКТБ "Курганприбор" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 307 от 29.03.2022.
Взыскать с Фонда "Агентство технологического развития Курганской области" (ОГРН 1194501003102, ИНН 4501224337) в пользу АО "СКТБ "Курганприбор" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-14728/2021
Истец: Фонд "Агентство технологического развития Курганской области"
Ответчик: АО " Специальное констукторское технологическое бюро" Курганприбор"
Третье лицо: Департамент финансов Курганской области, Департамент экономического развития Курганской области