Екатеринбург |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А71-5355/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2022 по делу N А71-5355/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель общества - Альмухамедов И.Ш. (доверенность от 15.12.2021, диплом).
От Отраслевого органа Администрации города Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании незаконным предписания от 04.03.2022 N 493-06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалоб, судами не учтено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определен с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на 1 год; так как иной срок применения тарифа на содержание жилья решением собрания не определен, управляющая компания обоснованно полагала, что без указания срока действия размера платы за содержание жилого помещения, такой размер подлежит применению 1 год, по истечение которого собственники помещений обязаны провести новое общее собрание.
При этом, заявитель обращает внимание суда округа на то, что судами не учтены положения пунктов 2.2.13, 4.2, 4.2.1, 4.2.2 договора управления.
Также, заявитель полагает, что выводы судов нарушают права управляющей организации, навязывая обязанность по выполнению работ и услуг по стоимости, не соизмеримой стоимости фактическому объему выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных минимальным перечнем.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего обращения и в соответствии с приказом от 18.02.2022 N 493/06-02 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований к установлению и определению размера платы за содержание жилого помещения для потребителей, проживающих по адресу: город Ижевск, улица Холмогорова, дом 87.
В ходе проверки управлением установлены нарушения обществом требований пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), части 7 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившиеся в изменении тарифа на содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений МКД N 87 по улице Холмогорова города Ижевска на основании постановления Администрации города Ижевска от 29.12.2021 N 2336 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения с 01.01.2022 года" в размере 24,06 руб. / м2 по сравнению с тарифом, установленным решением общего собрания собственников МКД от 18.08.2020 N 1 в размере 20,70 руб./кв. м.
По результатам проверки составлен акт от 04.03.2022 N 493/06-02 и вынесено предписание от 04.03.2022 N 493/06-02, в котором в срок до 16.05.2022 обществу предписано привести порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в период с января 2022 года в соответствие с установленными требованиями, снизить размер платы за содержание жилья на сумму, указанную в Акте от 04.03.2022 N 493/06-02, на основании протокола от 18.08.2020 по всему многоквартирному дому N 87 по улице Холмогорова города Ижевска.
Полагая, что предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, поддержали выводы управления о неправомерном применении обществом с января 2022 года размера платы за содержание жилого помещения в размере не соответствующем тарифу, утвержденному общим собранием собственников в многоквартирном доме.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается исключительно общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями пунктов 16, 30 Правил N 491 содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 16); надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 30).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 29 - 36 Правил N 491).
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил N 491).
Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Соблюдение указанных норм направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Если управлением многоквартирного дома занимается управляющая организация, она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества многоквартирного дома (части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 14, 15, 17 Постановления Пленума от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее Постановление Пленума N 22), под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ) (пункт 15).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 17).
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 ЖК РФ, а также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил N 491 также предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Суды верно заключили, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений (статья 156 ЖК РФ). Других процедур изменения платы за содержание жилого помещения ни жилищным, ни гражданским законодательством не предусмотрено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Ижевск, улица Холмогорова, дом 87, был включен в перечень домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Устиновская" (далее - общество УК "Устиновская") с 05.05.2017 по 01.12.2018.
В последующем между обществом УК "Устиновская" и обществом произошла реорганизация 23.11.2018 путем присоединения к обществу.
По сведениям реестра лицензий Удмуртской Республики, размещенного на сайте Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://gzhi.udmurt.ru/gosuslugi/reestr-imra-огц/, многоквартирный дом N 87 по улице Холмогорова города Ижевска закреплен в реестре лицензий за обществом с 01.12.2018.
Между собственниками вышеуказанного многоквартирного дома (далее также - МКД) и обществом УК "Устиновская" 07.03.2017 заключен договор управления многоквартирным домом N 36-03/17 (далее - договор управления), согласно пункту 4.2 которого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения утвержден постановлением Администрации города Ижевска в соответствии с категорией благоустройства МКД.
Пунктом 4.2.1 договора управления определено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений Управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 (один) год.
Пунктом 4.2.2 договора управления предусмотрено, что если собственники помещений МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, Управляющая организация вправе применить тариф, установленный Администрацией города Ижевска для соответствующей категории благоустройства МКД.
Судами установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Ижевск, улица Холмогорова, дом 87, проведенного в форме очно - заочного голосования от 18.08.2020 N 1 по вопросу N 7 сособственниками на голосовании принято решение: "Утвердить тариф на услугу: содержание жилого помещения в размере 20,70 рублей за 1 кв.м. без потери количества (объема) и качества оказываемых Управляющей компанией услуг. При принятии общим собранием собственников положительного решения установить данный тариф с 01.08.2020 года". Данный размер платы за содержание жилого помещения применялся до 31.12.2021 включительно; при этом, решение общего собрания собственников помещений в МКД N 87 об установлении индивидуального тарифа на содержание жилого помещения с 01.01.2022 не принималось.
Между тем, вопреки указанному решению с 01.01.2022 общество изменило тариф на содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений МКД N 87 по улице Холмогорова города Ижевска на основании постановления Администрации города Ижевска от 29.12.2021 N 2336 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения с 01.01.2022 года" в размере 24,06 руб. / м2.
На основании изложенного, руководствуясь нормами жилищного законодательства, прямо запрещающими управляющей организации в одностороннем порядке осуществлять изменение размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с договором управления многоквартирным домом, суды признали незаконными действия общества, применившего при расчете названной платы тариф, больший, чем установлен решением общего собрания собственников в многоквартирном доме.
Доказательств признания решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным либо наличие в нем каких-либо пороков, материалы настоящего дела не содержат.
Между тем основным способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в принятом на общем собрании соответствующем решении. Данный способ является приоритетным, его соблюдение направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение возможности управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Аналогичная правовая позиция ранее была поддержана определениями Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 304-КГ16-8003, от 05.07.2017 N 307-КГ17-7723, от 02.06.2017 N 306-КГ17-6867, от 16.06.2017 N 306-КГ17-6962.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого ненормативного акта управления недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о неправильном их применении судами.
Также направленные к переоценке обстоятельств спора и мотивов, побудивших общество к установлению оспариваемого размера платы, данные доводы не подлежат рассмотрению судом округа в силу пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, ограниченных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По тем же основаниям подлежат отклонению ссылки общества на экономическую необоснованность и навязывание обязанности по выполнению работ и услуг по стоимости, не соизмеримой стоимости фактическому объему выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных минимальным перечнем, поскольку разрешение данных вопросов относится к исключительной компетенции общего собрания собственников в многоквартирном доме, инициатива проведения которого принадлежит, в том числе управляющей организации.
Таким образом, оценка конкретных стоимостных условий договора, подлежащих определению волеизъявлением его сторон, находится за рамками предмета доказывания по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2022 по делу N А71-5355/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.2.1 договора управления определено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений Управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 (один) год.
...
Доказательств признания решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным либо наличие в нем каких-либо пороков, материалы настоящего дела не содержат.
Между тем основным способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в принятом на общем собрании соответствующем решении. Данный способ является приоритетным, его соблюдение направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение возможности управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Аналогичная правовая позиция ранее была поддержана определениями Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 304-КГ16-8003, от 05.07.2017 N 307-КГ17-7723, от 02.06.2017 N 306-КГ17-6867, от 16.06.2017 N 306-КГ17-6962."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2023 г. N Ф09-10245/22 по делу N А71-5355/2022