Екатеринбург |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А76-5407/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2022 по делу N А76-5407/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель общества - Ярушин И.М. (доверенность от 15.12.2022, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене представления от 15.02.2022 N ПР74/4/4042 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, постановления от 15.02.2022 N ПО-74/4/97 о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" в Уральском федеральном округе.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов заявитель жалобы заявитель ссылается на отсутствие в его действиях объективной стороны и состава вменяемого правонарушения, указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у заявителя каких-либо прав на спорное радиоэлектронное средство, а также доказательства использования радиочастот от имени общества и принадлежности заявителю сортировочной станции с зафиксированным источником радиоизлучения.
Также, выражая несогласие с судебными актами, заявитель полагает, что в их основу положены доказательства, не имеющие отношение к оспариваемым актам управления, а именно: разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 17.07.2020 N 300-рчс-20-0003.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, административным органом при проведении измерения технических параметров излучения радиоэлектронного средства - базовой станции цифровых радиосистем беспроводного доступа, принадлежащей обществу, установленной по адресу: Челябинская область, город Златоуст, улица имени С.М. Кирова, дом 1, сортировочная станция, 14.01.2022 на частоте 5795,0 МГц выявлена эксплуатация радиоэлектронного средства без регистрации радиоэлектронного средства и без разрешения на использование радиочастот.
По данным фактам 21.01.2022 в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях N АП-74/4/71 - по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ, N АП-74/4/72 - по части 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
Определением управления от 15.02.2022 дела об административных правонарушениях в отношении общества по вышеуказанным протоколам об административных правонарушениях объединены в одно производство.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях управлением вынесено постановление 15.02.2022 N ПО-74/4/97, которым заявителю назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Также 15.02.2022 вынесено представление об устранении допущенных нарушений N ПР-74/4/4042, согласно которым на общество возложена обязанность рассмотреть соответствующее представление, принять меры к устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, информацию о принятых мерах представить в управление в течение одного месяца со дня получения представления.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 15.02.2022 N ПО-74/4/97, представлением об устранении допущенных нарушений от 15.02.2022 N ПР-74/4/97 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, законности и обоснованности оспариваемого представления, а также соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Частью 3 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий использования радиочастотного спектра, установленных решением о выделении полосы радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов (в том числе нарушение срока регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства), нарушение правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение норм или параметров радиоизлучения, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) определено, что право на использование радиочастотного спектра представляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
Согласно пункту 5 статьи 22 Федерального закона N 126-ФЗ средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.
Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.
При этом радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации.
Пунктами 3, 6, 7, 10 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 (далее - Правила), установлено, что регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устанавливает, в том числе перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств. Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. К заявлению, в том числе прилагаются сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ под использованием радиочастотного спектра понимается обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.
На основании частей 10, 11 статьи 24 Федерального закона N 126-ФЗ в случае выявления нарушения условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней.
В соответствии с пунктами 7, 8, 11 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 1800, регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца РЭС и высокочастотных устройств.
Заявление о регистрации подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование РЭС и ВЧУ. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит в установленном порядке сведения о зарегистрированных РЭЧ и высокочастотных устройств в базу данных и выдает заявителю свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в результате мероприятия по радиоконтролю при проведении измерения технических параметров излучения радиоэлектронного средства - базовой станции цифровых радиосистем беспроводного доступа, принадлежащей обществу, установленной по адресу: Челябинская область, город Златоуст, улица имени С.М. Кирова, дом 1, сортировочная станция, на частоте 5795,0 МГц выявлена эксплуатация радиоэлектронного средства без регистрации радиоэлектронного средства и без разрешения на использование радиочастот, что подтверждается актом мероприятия по радиоконтролю от 29.12.2021 N 74-8142-01, протоколом измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 29.12.2021 N 74-0741-19441-11.
При этом, судами учтено, что по заявлению общества от 17.06.2020 N 72/35 приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 17.07.2020 N 300-рчс предоставлено право на использование радиочастотного спектра в соответствии с Разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 17.07.2020 N 300-рчс-20-0003 сроком действия до 01.04.2029, в соответствии с которым заявителю предоставлено право на использование частоты 154,55 МГц для эксплуатации базовой станции БС-4 сети связи технологического назначения, установленной по адресу: Челябинская область, город Златоуст, улица имени С.М. Кирова, дом 1, сортировочная станция, и возимые абонентские станции в зоне обслуживания базовой станции БС-4.
Между тем, заявление о регистрации радиоэлектронного средства, работающего на частоте излучения 5795,0 МГц, в адрес управления от общества не поступало, запись о данном радиоэлектронном средстве в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в Единой информационной системе Роскомнадзора отсутствует.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества события вмененного административного правонарушения.
Отклоняя доводы общества об отсутствии в его действиях объективной стороны вменяемого административного правонарушения, судами правомерно учтено, что общество по существу не отрицает, что действующее Разрешение на использование частоты 154,55 МГц для эксплуатации базовой станции БС-4 сети связи технологического назначения было выдано именно ему, иные разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов по спорному адресу у иных лиц отсутствуют.
Общество не обращалось в Управление по Челябинской области филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Уральском федеральном округе с заявлением о создании радиопомех своим радиоэлектронным средствам на выделенной частоте, тогда как использование иными лицами радиоэлектронного средства неизбежно вносило бы помехи в работу технологической сети общества.
Кроме того, в соответствии с Решением Государственной комиссии по радиочастотам от 29.05.2006 N 06-14-03-001 "О выделении полос радиочастот в диапазоне 283,5-30,005 МГц для радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной служб гражданского назначения" разрешается применение полосы радиочастот 26960-27410 кГц (СиБи-диапазон) для личного пользования физическими лицами РЭС сухопутной подвижной службы без оформления разрешения на использование радиочастот. Данный диапазон радиочастот не совпадает с диапазоном, выделяемым технологическим сетям связи.
При этом именно общество обратилось 17.06.2020 в Роскомнадзор с заявлением о переоформлении ранее выданного АО "ЗМЗ" разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов по спорному адресу на основании договора уступки прав на использование радиочастот и радиочастотных каналов от 01.04.2021, заключенного между обществом (новый пользователь) и АО "ЗМЗ" (первоначальный пользователь), в связи с чем обществу было оформлено разрешение N 300-рчс-20-0003.
Также, судами учтено, что 21.01.2022 в Управление от общества поступило заявление на регистрацию РЭС: базовая станция БС-4, установленную по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Кирова, 1, абонентская станция в зоне обслуживания базовой станции БС-4, на которые выдано разрешение N 300- рчс-20-0003 от 17.07.2020 на право использовать радиочастоту 154,4 МГц.
Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами выводами судов судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины общества во вмененном ему административном правонарушении.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного, выводы судов о доказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 2 и 3 статьи 13.4 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности произведено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, не установив оснований для применения положений статей 2.9 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным, пришли к обоснованному выводу о том, что назначенное обществу наказание в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и положений статьи 29.13 КоАП РФ суды пришли к выводу о том, что и оспариваемое представление от 15.02.2022 N ПР74/4/4042 по своему содержанию, форме и порядку принятия соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
Таким образом, суды, признав вынесенные управлением оспариваемые постановление и представление законными, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права судами применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2022 по делу N А76-5407/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Привлечение общества к административной ответственности произведено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, не установив оснований для применения положений статей 2.9 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным, пришли к обоснованному выводу о том, что назначенное обществу наказание в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и положений статьи 29.13 КоАП РФ суды пришли к выводу о том, что и оспариваемое представление от 15.02.2022 N ПР74/4/4042 по своему содержанию, форме и порядку принятия соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2023 г. N Ф09-86/23 по делу N А76-5407/2022