Екатеринбург |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А60-22392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Абозновой О. В., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Полевского городского округа на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2022 по делу N А60-22392/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Полевского городского округа - Рябухина А.В. (доверенность от 09.01.2023 N 05-05/04);
общества с ограниченной ответственностью "Полевская коммунальная компания Энерго" - Северина А.Р. (доверенность от 09.01.2023 N 7).
Общество с ограниченной ответственностью "Полевская коммунальная компания Энерго" (далее - общество "ППК Энерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Полевского городского округа (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении уведомления от 27.12.2021 N 01-16/692 о выводе из эксплуатации тепловых сетей в предусмотренный 30-дневный срок, в нарушение пункта 18 Правил о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), а также бездействия, выразившегося в непринятии одного из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил N 889; об обязании рассмотреть по существу уведомление от 27.12.2021 N 01-16/692 о выводе из эксплуатации тепловых сетей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2022 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении уведомления от 27.12.2021 N 01-16/692 общества "ПКК Энерго" о выводе из эксплуатации тепловых сетей в предусмотренный 30-дневный срок, в нарушение пункта 18 Правил N 889; признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии одного из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил N 889; на Администрацию возложена обязанность рассмотреть по существу уведомление от 27.12.2021 N 01-16/692 общества "ПКК Энерго" о выводе из эксплуатации тепловых сетей.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Администрация обращает внимание на отсутствие оценки судами довода ответчика о том, что мероприятие о выводе сетей обозначено в схеме теплоснабжения Полевского городского округа в виде планирования без указания сроков его исполнения в конкретном году и без указания соответствующих инвестиций в данное мероприятие. Заявитель кассационной жалобы полагает, что Администрация не может потребовать выставить имущество на торги, так как сама является собственником этого имущества и уже обеспечила сохранение системы жизнеобеспечения населения путем заключения концессионного соглашения, в рамках которого концессионер в силу закон должен его реконструировать, а не выводить из эксплуатации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ПКК Энерго" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ПКК Энерго" 27.12.2021 направило в адрес Администрации, органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа уведомление о выводе из эксплуатации тепловых сетей частного сектора южной части г. Полевской.
В ответ на уведомление о выводе из эксплуатации тепловых сетей Администрация направила в адрес общества "ПКК Энерго" письмо от 26.01.2022 N 350, в котором указано, что направленное уведомление не соответствует пункту 17 Правил N 889, поскольку обществом к уведомлению не приложены письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии. Иных нарушений установлено не было.
Общество "ПКК Энерго" направило в адрес Администрации и ОМС УМИ ПГО письмо от 02.02.2022 N 01-16/1118, в котором указало нарушения, допущенные со стороны органа местного самоуправления при рассмотрении уведомления о выводе из эксплуатации тепловых сетей от 27.12.2021, а также повторно представило весь пакет документов по вышеуказанному вопросу, в соответствии с требованиями Правил N 889.
В письме от 09.03.2022 N 1204 органом местного самоуправления указаны новые нарушения, которые ранее не установлены, а именно, что к уведомлению не приложены документы, подтверждающие направление уведомлений о выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении.
Полагая, что Администрацией допущено незаконное бездействие, общество "ПКК Энерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающие и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации регламентирован статьей 21 Федерального закона N 190-ФЗ.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (часть 6 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
В целях регламентации процедуры вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей с соблюдением вышеуказанных положений Федерального закона N 190-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 889).
В пункте 2 Правил N 889 дано понятие "выводу из эксплуатации", под которым понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В соответствии с подпунктами 14, 17 Постановления N 889 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
На основании пункта 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, согласно Постановлению Главы Полевского городского округа от 19.09.2019 N 1556 "О заключении концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях от лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения", в отношении объектов теплоснабжения южной части Полевского, сельских населенных пунктов Полевского городского округа: с. Полдневая, п. Зюзельский, п. Станционный-Полевской, находящихся в собственности Полевского городского округа, обществом "ПКК Энерго" подписано концессионное соглашение, которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 29.10.2019. Акты приема-передачи объектов концессионного соглашения подписаны 31.10.2019. Действие вышеуказанного концессионного соглашения вступило в силу с 01.11.2019.
Общество "ПКК Энерго" на территории южной части г. Полевской осуществляет регулируемый вид деятельности, а именно обеспечивает поставку энергоресурсов, в том числе тепловой энергии на отопление, компонент на тепловую энергию (ГВС), компонент на теплоноситель (ГВС).
Региональной энергетической комиссией Свердловской области в отношении общества "ПКК Энерго" как для ресурсоснабжающей организации утверждены тарифы на коммунальные услуги (тепловая энергия на отопление, компонент на тепловую энергию (ГВС), компонент на теплоноситель (ГВС)).
Постановлением Администрации от 01.07.2021 N 430-ПА утвержден Проект актуализированной схемы теплоснабжения Полевского городского округа на период с 2022 по 2037 год, согласно которой предусмотрен перевод на нецентрализованное отопление (индивидуальное газовое отопление) 20 жилых домов южной части города Полевского: ул. Энгельса, Бажова, Чапаева, Фурманова, Челюскинцев в срок до 2022.
Постановлением Администрации от 14.06.2022 N 445-ПА утвержден Проект актуализированной схемы теплоснабжения Полевского городского округа на период с 2022 по 2037 год, согласно которой предусмотрен перевод на нецентрализованное отопление (индивидуальное газовое отопление) 20 жилых домов южная часть города Полевского: ул. Энгельса, Бажова, Чапаева, Фурманова, Челюскинцев, Белинского.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 889, в случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа, вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
В случае если собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии или тепловых сетей, вывод которых из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, в установленные схемой теплоснабжения сроки не осуществит вывод объектов из эксплуатации, собственники или иные законные владельцы смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии вправе произвести отключение этих объектов от системы теплоснабжения.
Таким образом, судами верно установлено, что мероприятия по выводу были согласованы органом местного самоуправления, нарушение сроков вывода из эксплуатации тепловых сетей частного сектора южной части г. Полевской противоречит нормам действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество "ПКК Энерго" заблаговременно направило в адрес Администрации соответствующее уведомление о выводе из эксплуатации объектов теплоснабжения - тепловых сетей частного сектора южной части г. Полевской, в связи с экономической нецелесообразностью их дальнейшей эксплуатации, возрастной структурой тепловых сетей и 100% износом, значительно влияющих на аварийность системы теплоснабжения, и связанные с этим утечки теплоносителя, приложив при этом к уведомлению все необходимые документы, предусмотренные пунктом 17 Правил.
Из положений абзаца 1 пункта 18 Правил N 889, Федерального закона N 190-ФЗ следует, что для органа местного самоуправления предусмотрено только 2 варианта рассмотрения уведомлений собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей: рассмотреть в течение 30 дней и согласовать это уведомление, или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения.
Таким образом, Правилами N 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что общество "ПКК Энерго" письменно уведомило Администрацию о предстоящем выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, принимая во внимание, что в письменных ответах Администрации, имеющихся в материалах дела, не указано на согласование уведомлений общества "ПКК Энерго", равно как не указано и требование о приостановлении их вывода спорных объектов из эксплуатации не более чем на 3 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией фактически не рассмотрено уведомление общества "ПКК Энерго" от 27.12.2021 N 01-16/692 и не принято решение в соответствии с пунктом 18 Правил N 889.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что в настоящем случае имеет место бездействие Администрации Полевского городского округа, выразившееся в нерассмотрении в течение 30 дней уведомления с вынесением либо решения о его согласовании, либо требования от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, на что указано в пункте 18 Правил N 889 в редакции, действующей в рассматриваемый период.
Более того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что указанным бездействием Администрация создает препятствия для осуществления обществом "ПКК Энерго" предпринимательской и иной экономической деятельности, так как непринятие одного из указанных в пункте 18 Правил N 889 решений создает правовую неопределенность, влекущую безусловную обязанность у общества "ПКК Энерго" содержать спорное имущество, что несет за собой дополнительные убытки общества "ПКК Энерго", приводящие в дальнейшем к тяжелому финансовому состоянию.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что действия Администрации противоречат пункту 18 Правил N 889, нарушают права юридического лица-заявителя, преднамеренно влекут за собой увеличение сроков согласования и утверждения планируемых мероприятий.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении истцом порядка уведомления потребителей о выводе сетей из эксплуатации путем их нарочного вручения, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку Правила N 889 не содержат запрета на нарочное направление уведомлений потребителям тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей.
Как следует из материалов дела, общество "ПКК Энерго" неоднократно направляло в адрес Администрации документы, предусмотренные требованиями Правил N 889, в том числе письменные уведомления, направленные в адрес потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении: вручение лично, направление заказным письмом с уведомлением, с приложением почтовой квитанции, подтверждающей направление в адрес потребителя, а также с наличием трек-номера по которому через сайт Почты России возможно отследить вручение уведомления адресату - Раздел "Отслеживание", сведения с Почты России, подтверждающие вручение; почтовые квитанции, подтверждающие направление; реестр почтовых отправлений; отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, подтверждающий вручение адресату уведомления; ответы потребителей, поступившие в адрес общества "ПКК Энерго" - письменные согласования/разногласия потребителей тепловой энергии с выводом из эксплуатации тепловых сетей частного сектора южной части г. Полевской, поименованных в ранее направленном уведомлении от 27.12.2021 N 01-16/692.
Таким образом, судами верно установлено, что общество "ПКК Энерго" представило сведения, а также ссылки на сайт "Почты России", подтверждающие направление и вручение уведомлений о выводе из эксплуатации тепловых сетей частного сектора южной части г. Полевской собственникам/потребителям жилых домов частного сектора южной части г. Полевской.
Суд апелляционной инстанции также указал, что механизмы приостановления вывода из эксплуатации объекта (на срок не более чем три года), право выкупа источника тепловой энергии, тепловых сетей по рыночной стоимости на торгах направлены на обеспечение теплоснабжением потребителей, в том числе, в случаях наличия разногласий потребителей.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как недоказанные в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2022 по делу N А60-22392/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Полевского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что общество "ПКК Энерго" письменно уведомило Администрацию о предстоящем выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, принимая во внимание, что в письменных ответах Администрации, имеющихся в материалах дела, не указано на согласование уведомлений общества "ПКК Энерго", равно как не указано и требование о приостановлении их вывода спорных объектов из эксплуатации не более чем на 3 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией фактически не рассмотрено уведомление общества "ПКК Энерго" от 27.12.2021 N 01-16/692 и не принято решение в соответствии с пунктом 18 Правил N 889.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что в настоящем случае имеет место бездействие Администрации Полевского городского округа, выразившееся в нерассмотрении в течение 30 дней уведомления с вынесением либо решения о его согласовании, либо требования от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, на что указано в пункте 18 Правил N 889 в редакции, действующей в рассматриваемый период.
Более того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что указанным бездействием Администрация создает препятствия для осуществления обществом "ПКК Энерго" предпринимательской и иной экономической деятельности, так как непринятие одного из указанных в пункте 18 Правил N 889 решений создает правовую неопределенность, влекущую безусловную обязанность у общества "ПКК Энерго" содержать спорное имущество, что несет за собой дополнительные убытки общества "ПКК Энерго", приводящие в дальнейшем к тяжелому финансовому состоянию.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что действия Администрации противоречат пункту 18 Правил N 889, нарушают права юридического лица-заявителя, преднамеренно влекут за собой увеличение сроков согласования и утверждения планируемых мероприятий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф09-16/23 по делу N А60-22392/2022
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12042/2022
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-16/2023
01.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12042/2022
28.07.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-22392/2022