Екатеринбург |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А34-16091/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория неразрушающего контроля ПромГазИспытание" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2022 по делу N А34-16091/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 21.09.2021 N 20-19-331-24-80-2 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление Управления признано не подлежащим исполнению в части штрафа в размере, превышающем 250 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы в качестве причин отсутствия возможности выполнения требований промышленной безопасности по постановке на учет более 308 единиц оборудования и регистрации 28 опасных производственных объектов (далее - ОПО) указал: единовременный переход во владение общества значительного количества ОПО и оборудования; поздние сроки передачи технической документации на ОПО и оборудование; длительный срок рассмотрения Управлением заявлений; необходимость проведения значительного объема мероприятий, сбора и разработки большого количества документации; тяжелое финансовое положение общества являющегося субъектом малого предпринимательства, на фоне работы по регулируемым ценам, вызванное нарушением законодательства со стороны органов государственной власти Курганской области, выраженном, в отсутствии субсидирования, приведшее к невозможности укомплектовать штат необходимый для проведения организационных мероприятий, провести финансовые вливания, направленные на оперативное выполнение требований промышленной безопасности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Курганской области от 16.12.2020 N 283-р общество определено уполномоченной газораспределительной организацией на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области на 2021 г.
Управлением на основании распоряжения в период с 30.06.2021 по 27.07.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, задачей которой являлось предупреждение, выявление и пресечение нарушений при осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением промышленной безопасности юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, осуществляющими деятельность при эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущий ремонт, реконструкции, капитальном ремонте, монтаже, консервации и ликвидации опасных производственных объектов).
Результаты внеплановой документарной проверки зафиксированы в акте от 27.07.2021 N А-331-2480.
По результатам проведенной проверки выявлены факты эксплуатации обществом ОПО с грубым нарушением обязательных требований в области промышленной безопасности. На основании акта проверки от 27.07.2021 N А-331-2480 выдано предписание от 27.07.2021 N П-331-2480, составлен протокол от 10.08.2021 N 20-19-331-2480-2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ и постановлением от 21.09.2021 N 20-19-331-2480-2 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, руководствуясь статьей 1.7 КоАП РФ, снизил размер штрафа в два раза - до 250 000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в силу пункта 1 примечаний к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, являются правоотношения в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектах.
Объективная сторона правонарушения состоит в грубом нарушении нормативных требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Субъектом этого правонарушения являются в том числе юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах.
При передаче оборудования, работающего под избыточным давлением, иной эксплуатирующей организации новая эксплуатирующая организация после оформления акта готовности оборудования в течение 10 рабочих дней направляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление о постановке такого оборудования на учет (пункт 222 ФНП "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
На основании пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в Ростехнадзор сведения, характеризующие каждый объект.
Регистрация ОПО с выдачей соответствующего свидетельства осуществляется Ростехнадзором в течение 20 рабочих дней (пункт 12 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140).
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатываются в отношении опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Для объектов IV класса такие планы не требуются.
Согласно статье 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в числе прочего обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что обществом не организован и не осуществляется производственный контроль безопасной эксплуатации ОПО (ответственные лица не назначены, проверки соблюдения требований безопасности и анализ состояния промышленной не проводятся, меры по предупреждению аварий и инцидентов не разрабатываются, не соблюдаются иные требования в нарушение Правил организации и осуществления производственного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168).
Судами также указано, что с 01.04.2021 общество эксплуатирует с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности 28 ОПО, оборудование которых (308 сосудов, работающих под избыточным давлением газа) передано ему по договору субаренды обществом с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург". Однако сведения о названных ОПО в государственном реестре ОПО до настоящего времени числятся за предыдущей эксплуатирующей организацией, поскольку общество не перерегистрировало все ОПО.
Общество эксплуатирует ОПО II, III и IV классов опасности, в состав которых входит оборудование, работающее под избыточным давлением газа свыше 0,07 МПа и находящееся вблизи многоквартирных жилых домов в городе Кургане и Курганской области. Между тем в нарушение пункта 222 ФНП "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536, общество с мая 2021 г. до вынесения оспариваемого постановления 21.09.2021 большую часть оборудования под давлением не поставило на учет. Кроме того обществом нарушены положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ на основании которого, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатываются в отношении опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Для объектов IV класса такие планы не требуются. Однако как установлено судами, они также не поставлены на учет в Управлении и не зарегистрированы в государственном реестре ОПО, что отражено в пунктах 1, 5, 33, 34, 35, 36, 49, 50, 51, 58 оспариваемого постановления административного органа.
В связи с этим судами сделан правильный вывод о том, что организация, эксплуатирующая большое количество взрывопожароопасных производственных объектов со сжиженным углеводородным газом на территории города Кургана и Курганской области, не может оправдывать их эксплуатацию с грубым нарушением требований промышленной безопасности без лицензии, без регистрации в реестре, без осуществления производственного контроля при неготовности к локализации и ликвидации последствий аварий недостаточным количеством работников.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
При этом судами отмечено, что в данном случае нарушение непосредственно связано с возникновением угрозы жизни или здоровью людей.
Вместе с тем суд первой инстанции с учетом изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ пришел к выводу о том, что постановление от 21.09.2021 N 20-19-331-2480-2 не подлежит исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 250 000 руб.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2022 по делу N А34-16091/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория неразрушающего контроля ПромГазИспытание" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
При этом судами отмечено, что в данном случае нарушение непосредственно связано с возникновением угрозы жизни или здоровью людей.
Вместе с тем суд первой инстанции с учетом изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ пришел к выводу о том, что постановление от 21.09.2021 N 20-19-331-2480-2 не подлежит исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 250 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2023 г. N Ф09-9598/22 по делу N А34-16091/2021