Екатеринбург |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А50-7465/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цыплята по-английски" на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2022 по делу N А50-7465/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю - Тимкина О.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом), Никитин А.А. (удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Цыплята по-английски" (далее - заявитель, общество "Цыплята по-английски", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.10.2021 N 280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю (далее - УФНС России по Пермскому краю) от 18.07.2022 N 21/25 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2022 требования общества "Цыплята по-английски" оставлены без удовлетворения: решение инспекции 05.10.2021 N 280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС по Пермскому краю от 18.07.2022 N 21/25 признано соответствующим законодательству о налогах и сборах.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено: произведена замена заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Пермскому краю N 19 (далее - МИФНС N 19, Инспекция, налоговый орган).
В кассационной жалобе налогоплательщик, ссылаясь на неверное толкование и применение судами норм материального права, просит названные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению заявителя жалобы, Инспекция в решении неправомерно доначислила налогоплательщику налог на места общего пользования (далее - МОП). Заявитель указывает, что по своей экономической природе МОП не являются самостоятельными объектами в экономическом смысле и имеют исключительно вспомогательное назначение. Считает, что правовой статус мест общего пользования надлежащим образом в законодательстве не определен, что также не позволяет отнести МОП к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций. Кроме того, налогоплательщик считает, что инвестиционный договор от 18.11.2003N б/И-84/03, который является гражданско-правовой сделкой, в той части, в которой он используется для подтверждения размера доли в праве собственности налогоплательщика на МОП, не может являться допустимым доказательством, поскольку соглашение сторон в отсутствие государственной регистрации, не является доказательством существования права собственности на МОП, которое возникает в силу закона.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция выражает несогласие с позицией заявителя, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении общества на основании налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2020 года проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налоговым органом выявлено, что обществом в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год не отражен объект недвижимости с кадастровым номером 59:01:4410836:1120, расположенный в здании ТРК "Столица", площадью 5084,6 кв. м., являющийся встроенным помещением общего пользования, что свидетельствует о нарушении положений статей 382, 383 Налогового кодекса Российской Федерации и привело к неуплате обществом налога на имущество организаций, не входящее в единую систему газоснабжения за 12 месяцев 2020 года в общей сумме 183 386 руб.
Указанные обстоятельства отражены в акте налоговой проверки от 08.07.2021 N 1460.
По результатам рассмотрения акта от 08.07.2021 N 1460 Инспекцией вынесено решение от 05.10.2021 N 280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество организаций, не входящее в единую систему газоснабжения, за 12 месяцев 2020 года в общей сумме 183 386 руб.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 05.10.2021 N 280, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 22.12.2021 N 18-18/732 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 05.10.2021 N 280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
В связи с подачей обществом заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4410836:1120 в размере его рыночной стоимости Государственным бюджетным учреждением Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" принято решение от 06.06.2022 N УРС-59/2022/001261, которым в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4410836:1120 кадастровая стоимость установлена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости, в сумме 93 478 184 руб.
После обращения общества в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением УФНС России по Пермскому краю вынесено решение от 18.07.2022 N 21/25, которым решение Инспекции от 05.10.2021 N 280 признано недействительным в части доначисления налога на имущество организаций за 2020 год, превышающей 78 970 руб.
Налогоплательщик, полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, проверили доводы лиц, участвующих в деле, применительно к установленным по делу обстоятельствам, пришли к правомерному выводу об отсутствии предусмотренной статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности оснований для признания оспоренного решения недействительным, поскольку оно вынесено с соблюдением налогового законодательства Российской Федерации.
Данные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему налоговому законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2020) объектами обложения налогом на имущество организаций признаются: недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухучета, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его среднегодовая стоимость; недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость.
Пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества, а согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
На 2020 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установлен Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень). Если здание (строение, сооружение) включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, имеющие отдельные кадастровые номера, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне. Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень, определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, за 2020 год налогоплательщиками-организациями в отношении объектов, включенных в Перечень, налоговая база по налогу на имущество организаций подлежит определению как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в 2020 году устанавливается в размере 1,6 %.
Как установлено судами из материалов дела, здание ТРК "Столица" с кадастровым номером 59:01:4410836:229 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 N 874-п (пункт 4 таблицы 1 Перечня).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) общество является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером объекта: 59:01:4410836:427, площадью 1410,4 кв. м., находящегося по адресу: 614022, г. Пермь, ул. Мира, д. 41/1, с 13.09.2005 по настоящее время.
Указанный объект недвижимости является частью помещений в здании ТРК "Столица" (кадастровый номер 59:01:4410836:229) по адресу: 614022, г. Пермь, ул. Мира, 41/1, общей площадью 31 817,9 кв. м.
Здание ТРК "Столица" возведено па основании инвестиционного договора от 18.11.2003 N 6/И-84/03, в пункте 19 которого закреплено понятие "площади общего пользования - места общего пользования объекта (ТРК "Столица") и инженерного назначения, неразрывно связанные с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные марши, лифты, эскалаторы, внутренние переходы, коридоры, места пребывания посетителей, зоны погрузки, приемные доки общего пользования, общественные уборные и другие площади, за исключением торговых, офисных и складских площадей)".
В силу пункта 2.1.1 инвестиционного договора от 18.11.2003 N 6/И84/03 доля площадей общего пользования, передаваемая в собственность инвестора, пропорциональна доли помещения в суммарной площади объекта, за вычетом площадей общего пользования.
Таким образом, обществу принадлежит на праве собственности доля в общей долевой собственности на площади общего пользования в здании ТРК "Столица" (кадастровый номер 59:01:4410836:1120), которая не зарегистрирована в Управлении Росреестра, доля общества в общей долевой собственности на площади общего пользования составляет 5,28 %.
Все помещения общего имущества, которые находятся на кадастровом учете, облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости (условия, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ).
Расчет доли налогоплательщика в соответствии с пунктом 2.1.1 инвестиционного договора произведен следующим образом: (1410,4 кв. м. / (31 817,9 кв. м. - 5084,6 кв. м.) * 100% = 5,28 %, где: 1410,4 кв. м. - площадь нежилого помещения с кадастровым номером объекта: 59:01:4410836:427, принадлежащего обществу; - 31 817,9 кв. м. - общая площадь помещений здания ТРК "Столица"; - 5084,6 кв. м. - площадь помещений общего пользования.
Как следует из сведений Управления Росреестра, в здании ТРК "Столица" находится 52 помещения, собственность па которые зарегистрирована за 15 собственниками, в том числе за обществом.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество как собственник части помещений в здании ТРК "Столица" является налогоплательщиком в отношении имущества общего пользования в части, пропорциональной его доле в праве общей собственности (5,28 %), и должно уплачивать налог на имущество организаций в отношении этих помещений.
Оспариваемым решением обществу доначислен налог на имущество организаций, не входящее в единую систему газоснабжения, за 12 месяцев 2020 года в общей сумме 183 386 руб.
Между тем из материалов дела следует, что Государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" решением от 06.06.2022 N УРС-59/2022/001261 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4410836:1120 установило кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости, в сумме 93 478 184 руб.
В связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4410836:1120, УФНС России по Пермскому краю с учетом положений п.15 статьи 378.2 НК РФ вынесено решение от 18.07.2022 N 21/25, которым решение Инспекции от 05.10.2021 N 280 признано недействительным в части доначисления налога на имущество организаций за 2020 год, превышающего 78 970 руб.
Расчет доначисленного налога произведен следующим образом: 93 478 184 руб. * 5,28 %*1,6 % = 78 970 руб., где: 93 478 184 руб. - кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4410836:1120; 5,28 % - доля общества в общей долевой собственности на площади общего пользования; 1,6 % налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в 2020 году. Произведенный расчет суммы налога судами проверен и признан арифметически верным.
Таким образом, в рассматриваемом случае налоговым органом правомерно учтена общая площадь торгово-развлекательного центра и сумма подлежащего уплате налога на имущество определена в размере 1,6 % от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Суды, принимая во внимание, что спорные объекты относятся к общему имуществу здания и являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в силу закона, пришли к выводу, что заявитель несет бремя содержания спорного имущества (уплата налога на имущество, расходы по обеспечению помещений коммунальными услугами) в части соразмерно площади помещений, находящихся в его индивидуальной собственности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества, признав решение Инспекции в редакции решения УФНС по Пермскому краю от 18.07.2022 N 21/25 обоснованным и законным.
Довод общества об отсутствии доказательства принадлежности МОП на праве собственности обществу рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН (в силу пункта 2.1.1 инвестиционного договора от 18.11.2003 N 6/И-84/03 "доля площадей общего пользования, передаваемая в собственность инвестору пропорциональна доле площади помещения в суммарной площади объекта, за вычетом площадей общего пользования"; данные обстоятельства установлены Арбитражным судом Пермского края по делу N А50-12733/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Халыгова Ильхам Аллахверди оглы (владелец части помещений в ТРК "Столица") о признании незаконными действий Управления Росреестра по принятию на учет встроенных нежилых помещений с кадастровым номером 59:01:4410836:1120 как бесхозяйного объекта недвижимости и возложении на управление обязанности аннулировать регистрационную запись от 29.11.2018 N 59:01:4410836:1120-59/096/2018-1У в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иных выводов, которые не опровергаются доводами, изложенными в кассационной жалобе, направленными на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с позицией судов не может служить основанием для отмены законных судебных актов.
Выводы, сделанные судами в обжалуемых судебных актах, соответствуют нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа также не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2022 по делу N А50-7465/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цыплята по-английски" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно не отражены в декларации по налогу на имущество сведения о помещении общего пользования в объекте недвижимости.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Установлено, что налогоплательщику принадлежит на праве собственности доля в общей долевой собственности на площади общего пользования в здании торгового центра.
В свою очередь здание торгового центра включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Следовательно, все помещения налогоплательщика, которые находятся на кадастровом учете, облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф09-167/23 по делу N А50-7465/2022