Екатеринбург |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А71-3603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ижевска (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2022 по делу N А71-3603/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товарищества собственников жилья "Изумруд" (далее - товарищество "Изумруд") - Быков А.В. (доверенность от 09.01.2023).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к товариществу "Изумруд" об освобождении самовольно занятой территории земли, государственная собственность на которую не разграничена, общей площадью 1119 кв.м, от расположенного на ней металлического ограждения и обязании привести указанную территорию земель в состояние, пригодное для её дальнейшего использования.
Определением суда от 01.02.2022 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принят встречный иск товарищества "Изумруд", в котором оно (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) просит образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома N 71 по улице 7-я Подлесная города Ижевска в кадастровом квартале 18:26:010094:ЗУ1 (контур 1) общей площадью 12 380 кв.м путем объединения земельных участков с кадастровым номером 18:26:010094:5 площадью 1 147 кв.м, с кадастровым номером 18:26:010094:7 площадью 1 203 кв.м, с кадастровым номером 18:26:010094:12 площадью 8 740 кв.м и земель неразграниченной государственной собственности площадью 1 068 кв.м и 222 кв.м, за исключением: ЗУ2 (контура 2) и ЗУ3 (контура 3), по следующим координатам характерных точек:
Обозначение точки |
X (м) |
Y (м) |
Обозначение контура земельного участка: ЗУ1 | ||
1 |
390815.28 |
2227966.37 |
2 |
390811.69 |
2227972.64 |
3 |
390766.49 |
2227974.84 |
4 |
390766.42 |
2227973.39 |
5 |
390726.90 |
2227975.04 |
б |
390718.66 |
2227975.39 |
7 |
390698.29 |
2227976.23 |
8 |
390694.77 |
2227976.38 |
9 |
390693.00 |
2227973.10 |
10 |
390690.63 |
2227922.27 |
11 |
390694.87 |
2227922.12 |
12 |
390694.69 |
2227918.52 |
13 |
390694.43 |
2227913.17 |
14 |
390694.09 |
2227906.48 |
15 |
390700.11 |
2227906.26 |
16 |
390697.98 |
2227873.39 |
17 |
390741.63 |
2227871.26 |
18 |
390757.12 |
2227870.51 |
19 |
390767.94 |
2227869.98 |
20 |
390812.59 |
2227867.80 |
1 |
390815.28 |
2227966.37 |
Обозначение контура земельного участка:ЗУ2 | ||
21 |
390722.16 |
2227959.16 |
22 |
390721.16 |
2227959.18 |
23 |
390709.66 |
2227959.47 |
24 |
390709.43 |
2227952.19 |
25 |
390709.41 |
2227951.18 |
26 |
390722.05 |
2227950.97 |
21 |
390722.16 |
2227959.16 |
Обозначение контура земельного участка: ЗУ3 | ||
27 |
390727.89 |
2227971.12 |
28 |
390726.89 |
2227971.13 |
29 |
390718.65 |
2227971.29 |
30 |
390717.65 |
2227971.32 |
31 |
390717.62 |
2227962.25 |
32 |
390717.61 |
2227961.22 |
33 |
390721.19 |
2227961.16 |
34 |
390727.74 |
2227961.04 |
27 |
390727.89 |
2227971.12 |
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Талан-Ижевск", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье",.
Решением суда от 18.07.2022 в удовлетворении первоначальных исковых требований Администрации отказано. Встречные исковые требования товарищества "Изумруд" удовлетворены, суд обязал образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома N 71 по улице 7-я Подлесная города Ижевска в кадастровом квартале 18:26:010094:ЗУ1 (контур 1) общей площадью 12 380 кв.м путем объединения земельных участков с кадастровым номером 18:26:010094:5 площадью 1 147 кв.м, с кадастровым номером 18:26:010094:7 площадью 1 203 кв.м, с кадастровым номером 18:26:010094:12 площадью 8 740 кв.м и земель неразграниченной государственной собственности площадью 1 068 кв.м и 222 кв.м, за исключением: ЗУ2 (контура 2) и ЗУ3 (контура 3), по следующим координатам характерных точек:
Обозначение точки |
X (м) |
Y (м) |
Обозначение контура земельного участка: ЗУ1 | ||
1 |
390815.28 |
2227966.37 |
2 |
390811.69 |
2227972.64 |
3 |
390766.49 |
2227974.84 |
4 |
390766.42 |
2227973.39 |
5 |
390726.90 |
2227975.04 |
б |
390718.66 |
2227975.39 |
7 |
390698.29 |
2227976.23 |
8 |
390694.77 |
2227976.38 |
9 |
390693.00 |
2227973.10 |
10 |
390690.63 |
2227922.27 |
11 |
390694.87 |
2227922.12 |
12 |
390694.69 |
2227918.52 |
13 |
390694.43 |
2227913.17 |
14 |
390694.09 |
2227906.48 |
15 |
390700.11 |
2227906.26 |
16 |
390697.98 |
2227873.39 |
17 |
390741.63 |
2227871.26 |
18 |
390757.12 |
2227870.51 |
19 |
390767.94 |
2227869.98 |
20 |
390812.59 |
2227867.80 |
1 |
390815.28 |
2227966.37 |
Обозначение контура земельного участка:ЗУ2 | ||
21 |
390722.16 |
2227959.16 |
22 |
390721.16 |
2227959.18 |
23 |
390709.66 |
2227959.47 |
24 |
390709.43 |
2227952.19 |
25 |
390709.41 |
2227951.18 |
26 |
390722.05 |
2227950.97 |
21 |
390722.16 |
2227959.16 |
Обозначение контура земельного участка: ЗУ3 | ||
27 |
390727.89 |
2227971.12 |
28 |
390726.89 |
2227971.13 |
29 |
390718.65 |
2227971.29 |
30 |
390717.65 |
2227971.32 |
31 |
390717.62 |
2227962.25 |
32 |
390717.61 |
2227961.22 |
33 |
390721.19 |
2227961.16 |
34 |
390727.74 |
2227961.04 |
27 |
390727.89 |
2227971.12 |
С администрации в пользу товарищества "Изумруд" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины взыскано 6000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска не является органом, наделенным полномочиями по представлению земельных участков или территории земли, находящейся в распоряжении Администрации. Более того, отметка "рекомендовано ГУАиГ" на документации не может являться основание для представления какой-либо территории земли в обход существующего законодательства. Администрация полагает, что генеральный план или градостроительный план не являются правоустанавливающими документами на землю и не могут служить основанием для предоставления самовольно занятой территории земли товариществу "Изумруд" на праве собственности. Заявитель считает необоснованным применение судами первой и апелляционной инстанций статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации к заявленным требованиям. Кроме того, заявитель кассационной жалобы утверждает, что размещение многоквартирного дома на нескольких земельных участках, которые находятся в общей долевой собственности, не противоречит действующему законодательству, образование земельного участка под многоквартирным домом является исключительными полномочиями органа местного самоуправления, при этом образование земельного участка под многоквартирным домом на основании решения суда является обходом процедуры публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
Товариществом "Изумруд" представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, уполномоченными должностными лицами Администрации проводились плановые (рейдовые) осмотры земельного участка с кадастровым номером 18:26:010094:12, по адресу: г. Ижевск, ул. 7-ая Подлесная, 71 (далее - земельный участок), на территории которого расположен многоквартирный жилой дом, находящийся под управлением товарищества "Изумруд".
В ходе проведенных осмотров сотрудниками Администрации обнаружено ограждение из металла, установленное для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, в том числе, на территории земель неразграниченной государственной собственности, находящихся в границах кадастровых кварталов 18:26:010094 и 18:26:010223 (далее - территория земель), без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю.
Уклонение товарищества "Изумруд" от освобождения спорной территории земель послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Товарищество "Изумруд", в свою очередь, заявляя встречные требования, ссылается на неисполнение Администрацией возложенной на нее обязанности по обеспечению утверждения проекта межевания территории и образования земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 7-ая Подлесная, 71, а также на пропуск срока исковой давности по требованию, носящему виндикационный характер.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований Администрации и удовлетворяя встречные исковые требования товарищества "Изумруд" суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Статьёй 289 Гражданского кодекса и статьёй 36 Жилищного кодекса установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), в редакции до 01.01.2017, с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно новой редакции названной нормы земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета участка, на котором расположен такой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 Постановления от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - постановление N 12-П), основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а в Федеральном законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ); в силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно; каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется; в силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса (пункт 67 Постановление N 10/22).
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в указанных выше случаях, в силу статьи 305 Гражданского кодекса имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании пункта 68 Постановления N 10/22, вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и так далее.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции до 01.01.2017, государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Аналогичная норма закреплена в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу 01.01.2017.
Таким образом, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу закона - положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 189-ФЗ; Федеральный закон N 189-ФЗ устанавливает лишь специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 308-ЭС20-18388).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и подтверждено представленными в материалы дела документами, что товарищество "Изумруд" неоднократно обращалось в Администрацию с заявлениями о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома, однако Администрация сообщала о невозможности формирования участка по причине отсутствия разработанного проекта межевания территории 6 микрорайона Северо-Западного жилого района в Октябрьском районе г. Ижевска.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (часть 4.1 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что Администрация уклонялась от исполнения возложенной на нее федеральным законом обязанности по обеспечению утверждения проекта межевания территории и образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты, что являлось препятствием для постановки его на кадастровый учет.
Доказательств опровергающих указанные выводы, Администрацией в материалы дела не представлено. Границы, по которым товарищество "Изумруд" просит образовать земельный участок, указанные во встречном иске, Администрацией не опровергнуты, иная площадь, необходимая для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, не доказана (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами верно отмечено, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, в связи с чем органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Кроме того, судами верно отмечено, что собственники помещений в многоквартирном доме не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа соответствующего публичного образования об утверждении проекта межевания квартала, так как подготовка проекта межевания квартала зависит от воли соответствующих публичных органов. Уполномоченный публичный орган обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Судами первой и апелляционной инстанции также установлено, что строительство многоквартирного дома осуществлялось застройщиком на земельных участках с кадастровыми номерами 18:26:010094:5, 18:26:010094:7, 18:26:010094:12, 18:26:010094:13, а также на спорной территории неразграниченных земель, в соответствии с проектной документацией на строительство многоквартирного дома, согласованной с собственником земельных участков в лице Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, которая предусматривает использование земли неразграниченной государственной собственности, находящейся в границах кадастровых кварталов 18:26:010094 и 18:26:010223, под планировку и размещение парковочных мест для автомобильного транспорта собственников помещений многоквартирного дома.
При изложенных обстоятельствах, с учетом положений приведенных норм права судами правомерно удовлетворены исковые требования товарищества "Изумруд", определены границы земельного участка, занятого многоквартирным домом и необходимого для его эксплуатации, и, соответственно, отказано в удовлетворении исковых требований Администрации об освобождении спорной части территории.
Довод Администрации о том, что образование земельного участка под многоквартирным домом может быть осуществлено только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, являются несостоятельными, так как противоречит положениям пункта 2, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), предусматривающих возможность образования земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, при образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимости.
Выводы судов об отсутствии у Администрации владения спорной территорией неразграниченных земель, виндикационный характер заявленных требований и применение к ним исковой давности, с учетом установленных судами обстоятельств, в том числе необходимости спорной территории для формирования земельного участка по многоквартирным домом, на правильность выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации не повлияли, в связи с чем не могут быть основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2022 по делу N А71-3603/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (часть 4.1 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
...
Довод Администрации о том, что образование земельного участка под многоквартирным домом может быть осуществлено только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, являются несостоятельными, так как противоречит положениям пункта 2, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), предусматривающих возможность образования земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, при образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф09-10361/22 по делу N А71-3603/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11706/2022
22.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10361/2022
19.10.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11706/2022
18.07.2022 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-3603/2021