Екатеринбург |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А60-24849/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н. Г., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Полиграфист" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2022 по делу N А60-24849/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Полиграфист" (далее - общество "Полиграфист") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 11.02.2022 N 251 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловой сети в районе улиц Карла Либкнехта-Клары Цеткин-Тургенева-Мамина-Сибиряка" в части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701013:34 без установления платы, обязать устранить допущенные нарушения прав общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" (ИНН 6671019770, ОГРН 1156658056940).
Решением суда первой инстанции от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Полиграфист" просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что, поскольку акционерному обществу "Екатеринбургская теплосетевая компания" публичный сервитут оформлен в целях, не предусмотренных пунктом 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, положения указанной нормы о безвозмездности публичного сервитута применению не подлежат. Заявитель полагает, что установленные статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правила не могут рассматриваться как дополнительное основание для бесплатного установления публичного сервитута, расширяющее перечень, установленный пунктом 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, иное толкование, по мнению заявителя, противоречит принципу платности землепользования.
Администрация представила возражения на кассационную жалобу, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В силу пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель, в числе прочих в следующих целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
Согласно положениям подпункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается: решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1-3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения;
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 Кодекса. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (подпункт 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации). Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемым к ходатайству об установлении публичного сервитута документам указаны в статье 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение об установлении публичного сервитута должно содержать информацию, указанную в пункте 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации установление безвозмездного публичного сервитута предусмотрено: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц; 3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", вступившим в силу с 01.09.2018, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях", Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.6.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 г. и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 г.
Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается, в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществу "Полиграфист" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0701013:34, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) 13.11.2014 сделана запись N 66-66-01/692/2014-206.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Полиграфист".
Постановлением администрации от 11.02.2022 N 251 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловой сети в районе улиц Карла Либкнехта - Клары Цеткин - Тургенева - Мамина-Сибиряка" установлен публичный сервитут на 49 лет в целях размещения тепловой сети, в том числе в отношении части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701013:34 площадью 157 кв. м.
Полагая, что постановление администрации от 11.02.2022 N 251 является незаконным в части отсутствия платы за установленный сервитут, общество "Полиграфист" обратилось в арбитражный суд.
При исследовании обстоятельств настоящего дела суды установили, что акционерному обществу "Екатеринбургская теплосетевая компания" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - тепловые сети - сооружение электроэнергетики, кадастровый номер 66:41:0000000:91698, протяженностью 985 м, расположенный по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, от ТК 02-14а до ТК 241-1, от ТК 241-1 до ЦТП Тургенева, 30а и от ЦТП до зданий: Тургенева,30, 30а, Мамина-Сибиряка, 54; от стены Тургенева, 30а до стены Мамина-Сибиряка, 56; от стены технического подвала Тургенева, 26а до стены Тургенева, 24; от ТК 241-1 до ТК 207-2; от ТК 207-2 до ЦТП Клары Цеткин, 11а и от ЦТП до здания Карла Либкнехта, 44 А;
от ТК 207-2 до ТК 207-7.
Учитывая изложенное суды пришли к выводу о наличии у акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" права на обращение к заинтересованному лицу с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Установив, что право собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 66:41:0000000:91698 возникло у акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" 18.07.2016, суды признали, что публичный сервитут должен быть установлен на основании специальной нормы - статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, принятой в отношении существующих объектов, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 г., и являющейся специальной по отношению к положениям статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании чего подлежит применению специальный (льготный) порядок установления публичного сервитута, предусмотренный пунктами 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что положения пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусматривают безвозмездное установление публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, публичный сервитут в отношении частей земельных участков был установлен для размещения тепловых сетей, право собственности на которые у акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" возникло до 01.09.2018, суды обоснованно признали, что в силу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ плата за такой публичный сервитут в соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 указанного Закона не устанавливается.
Суды обоснованно указали, что иное толкование указанных норм приведет к исключению применения положений пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, устанавливающих преференции для юридических лиц, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, но не для целей, указанных в пункте 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Полиграфист" требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2022 по делу N А60-24849/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 о тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Полиграфист" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что право собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 66:41:0000000:91698 возникло у акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" 18.07.2016, суды признали, что публичный сервитут должен быть установлен на основании специальной нормы - статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, принятой в отношении существующих объектов, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 г., и являющейся специальной по отношению к положениям статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании чего подлежит применению специальный (льготный) порядок установления публичного сервитута, предусмотренный пунктами 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что положения пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусматривают безвозмездное установление публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, публичный сервитут в отношении частей земельных участков был установлен для размещения тепловых сетей, право собственности на которые у акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" возникло до 01.09.2018, суды обоснованно признали, что в силу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ плата за такой публичный сервитут в соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 указанного Закона не устанавливается.
Суды обоснованно указали, что иное толкование указанных норм приведет к исключению применения положений пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, устанавливающих преференции для юридических лиц, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, но не для целей, указанных в пункте 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2023 г. N Ф09-9928/22 по делу N А60-24849/2022