г. Пермь |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А60-24849/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гуляевой М.А., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не беспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, открытого акционерного общества "Полиграфист",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 сентября 2022 года
по делу N А60-24849/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Полиграфист" (ИНН 6660004429, ОГРН 1026604974098)
к Администрации города Екатеринбурга,
третье лицо: акционерное общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" (ИНН 6671019770, ОГРН 1156658056940),
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Полиграфист" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Екатеринбурга от 11.02.2022 N 251 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловой сети в районе улиц Карла Либкнехта-Клары ЦеткинТургенева-МаминаСибиряка" в части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701013:34 без установления платы, обязать устранить допущенные нарушения прав общества.
Решением суда от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым судебном актом не согласно, оспорило его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы заявитель указывает, что сервитут установлен не в целях, поименованных в п. 6 ст. 39.46 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), следовательно оснований для его безвозмездности не имеется. Установленные ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) правила не могут рассматриваться как еще одно основание для бесплатного установления публичного сервитута и расширять перечень, установленный п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ. Иное толкование противоречит принципу платности землепользования.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на неправильное применение обществом положений земельного законодательства, просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции в силу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0701013:34 принадлежит обществу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сделана запись 66-66-01/692/2014-206 от 13.11.2014.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу.
Постановлением администрации от 11.02.2022 N 251 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловой сети в районе улиц Карла Либкнехта - Клары Цеткин - Тургенева - Мамина-Сибиряка" установлен публичный сервитут на 49 лет в целях размещения тепловой сети, в том числе, в отношении части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701013:34 площадью 157 кв.м.
Заявитель, считая постановление администрации от 11.02.2022 N 251 незаконным в части отсутствия платы за установленный сервитут, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлениям.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции установил, что оспариваемым постановлением установлен публичный сервитут на 49 лет в целях размещения тепловой сети.
Согласно пункту 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учётом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. В силу пункта 3 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с положениями ЗК РФ. Согласно п.2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Пункт 4 ст. 23 ЗК РФ устанавливает случаи установления публичного сервитута. Согласно п.3 ст.23 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса не применяются.
Цели, для которых устанавливается публичный сервитут, поименованы в ст. 39.37 ЗК РФ.
Публичный сервитут устанавливается при наличии предусмотренных законом условий в специальном порядке решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства заинтересованного лица (п. 1 ст. 39.39, статья 39.41 ЗК РФ).
Лица, которые вправе обратиться ходатайством об установлении публичного сервитута, указаны в п.1 ст. 39.40 ЗК РФ.
С учетом указанных положений АО "ЕТК", которому принадлежит на праве собственности объект недвижимости - тепловые сети - сооружение электроэнергетики, кадастровый номер 66:41:0000000:91698, протяженностью 985 м, расположенное по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, от ТК 02- 14а до ТК 241-1, от ТК 241-1 до ЦТП Тургенева, 30а и от ЦТП до зданий: Тургенева,30, 30а, Мамина-Сибиряка, 54; от стены Тургенева, 30а до стены Мамина-Сибиряка, 56; от стены технического подвала Тургенева, 26а до стены Тургенева, 24; от ТК 241-1 до ТК 207-2; от ТК 207-2 до ЦТП Клары Цеткин, 11а и от ЦТП до здания Карла Либкнехта, 44 А; от ТК 207-2 до ТК 207-7, вправе было обратиться к заинтересованному лицу с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Пунктом 1 ст.39.46 ЗК РФ предусмотрено, что обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.6 ст. 39.46 ЗК РФ установление безвозмездного публичного сервитута предусмотрено: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц; 3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.
Однако Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", вступившим в силу с 01.09.2018, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.6.
В соответствии с п. 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (п. 3 ст. 3.6 названного Федерального закона).
Поскольку право собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 66:41:0000000:91698 возникло у АО "ЕТК" 18.07.2016, то есть до 01.09.2018, следовательно публичный сервитут устанавливается на основании специальной нормы - ст.3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, принятой в отношении существующих объектов, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 года, и в данном случае подлежит применению специальный (льготный) порядок установления публичного сервитута, предусмотренный п.п. 3, 4 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Положения пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающие безвозмездное установление публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 данной нормы, являются специальными по отношению к положениям статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку публичный сервитут в отношении частей земельных участков был установлен для размещения тепловых сетей, право собственности на которые у АО "ЕТК" возникло до 01.09.2018, на основании пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", плата за такой публичный сервитут в соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 данного Закона не устанавливается.
Иное толкования указанных норм приведет к исключению применения положений пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающих преференции для юридических лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 данной нормы, но не для целей, указанных в пункте 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку публичный сервитут в отношении части участка общества был установлен для размещения тепловых сетей, право собственности на которые возникло до 01.09.2018, на основании пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", плата за такой публичный сервитут в соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 данного Закона не устанавливается.
Доводы общества об обратном отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном понимании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает решение суда законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы общества не установлено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2022 года по делу N А60-24849/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24849/2022
Истец: ОАО ПОЛИГРАФИСТ
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга