Екатеринбург |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А60-24047/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" (далее - заявитель, общество, ПАО "ЧКПЗ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2022 по делу N А60-24047/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ПАО "ЧКПЗ" - Колпашников Л.В. (доверенность от 01.12.2022);
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, заинтересованное лицо) - Милков И.Г. (доверенность от 09.01.2023).
ПАО "ЧКПЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению о признании недействительным уведомления от 02.12.2021 N 09-01-39/26028 об установлении квот.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "ЧКПЗ" просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, при этом, не оспаривая
выводы по существу, указывает на ненаправление заинтересованным лицом в его адрес уведомления о допустимых вкладах от 30.08.2021 N 09-01-39/18610, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Закон N 195-ФЗ) уведомлению об установлении квот должно предшествовать направление уведомления о допустимых вкладах.
Кассатор находит ошибочными выводы судов о наличии в материалах настоящего дела доказательств направления заинтересованным лицом упомянутого уведомления, поскольку электронные адреса bugh@chkpz.ru, Hramzova-@ehkDz.ru. bisimbaevlmk@chkpz.ru (на которые управлением направлялись указанные уведомления) ему не принадлежат.
Кроме того, общество приводит довод о нарушении его прав и законных интересов, выразившееся в лишении его предусмотренной Законом N 195-ФЗ возможности направить предложения по квотам, учитывая данные по источникам выбросов на основании инвентаризации 2021 года отличных от уровня выбросов в 2017 году.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Уральского округа приходит к следующим выводам.
При рассмотрении спора судами установлено, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.02.2021 N 67 "Об утверждении перечня квотируемых объектов в городском округе Челябинск" утвержден такой перечень (далее - Перечень), в пункт 49 которого включен объект негативного воздействия "Промышленная площадка" ПАО "ЧКПЗ" (код 75-0174-002177-П), о чем управление уведомило заявителя письмом от 30.08.2021 N 09-01-39/18610 "Уведомление о допустимых вкладах", направив его по адресам электронной почты: bugh@chkpz.ru, Hramzova@chkpz.ru, bisimbaevfmk@chkpz.ru, что подтверждается скрин-шотом от 08.09.2021.
Далее, 07.12.2021 в адрес ПАО "ЧКПЗ" поступило уведомление управления об установленных квотах от 02.12.2021 N 09-01-39/26028, по вышеназванному объекту.
Полагая, что поименованное уведомление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
B соответствии со статьей 1 Закона N 195-ФЗ в целях обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениях и городских округах (в том числе с внутригородским делением) предусмотрено проведение в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (далее - территории эксперимента) эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (далее - выбросы) на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее - сводные расчеты).
К числу полномочий Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 4 данного закона отнесено осуществление расчета и оценка риска для здоровья человека на территориях эксперимента в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, а так же определение перечня приоритетных загрязняющих веществ.
Одновременно, в силу пунктов 1, 2, 3, 4 части 3 статьи 4 рассматриваемого закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор) (Росприроднадзор), последовательно организует проведение сводных расчетов на территориях эксперимента, утверждает заключения о проведении сводных расчетов на территориях эксперимента и утверждает перечень объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов (далее - квотируемые объекты); определяет для квотируемых объектов допустимые вклады в концентрацию.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 настоящего закона приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 N 814 утверждены Правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (далее - Правила квотирования), которые устанавливают порядок определения и установления квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - квоты выбросов) для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании результатов проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее - сводные расчеты) и оценки риска здоровью населения, в соответствии с их вкладом в концентрацию приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Перечень квотируемых объектов формируется Росприроднадзором при участии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 5 Закона N 195-ФЗ).
Из пункта 5.1. Правил квотирования следует, что для приоритетных загрязняющих веществ, среднегодовые и/или максимальные разовые концентрации которых по результатам сводных расчетов хотя бы в одной точке квотирования превышают гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, квоты выбросов для квотируемых объектов устанавливаются на основе определения допустимых вкладов в концентрацию. Для остальных приоритетных загрязняющих веществ, создающих риски для здоровья человека и не влияющих в точках квотирования на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, квоты выбросов устанавливаются с учетом целевых показателей снижения выбросов, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации для территорий эксперимента. В таком случае значения квот выбросов определяются исходя из необходимости снижения совокупного объема выбросов на территории эксперимента не менее, чем на 20% с учетом приоритетов, установленных в соответствии с главой II настоящих Правил.
При этом согласно пункту 5.3. Правил квотирования, квоты выбросов устанавливаются по каждому приоритетному загрязняющему веществу для совокупности источников выбросов квотируемого объекта (квотируемого объекта в целом).
Из буквального содержания пунктов 6.1 - 6.3. Правил квотирования следует, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, уведомляет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, об определенных для данных квотируемых объектов допустимых вкладах в концентрацию, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, в течение 31 рабочего дня с момента уведомления об определенных для данных квотируемых объектов допустимых вкладах в концентрацию разрабатывают и направляют любым доступным способом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, предложения по квотам выбросов на основании определенных указанным федеральным органом исполнительной власти допустимых вкладов в концентрацию.
При этом предложенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, квоты выбросов для квотируемых объектов должны обеспечивать непревышение установленных для таких объектов допустимых вкладов в концентрацию.
В рассматриваемом же случае судами двух инстанций установлено, что факт направления письма от 30.08.2021 N 09-01- 39/18610 "Уведомление о допустимых вкладах" и его получение ПАО "ЧКПЗ" по адресам электронной почты: bugh@chkpz.ru, Hramzova@chkpz.ru, bisimbaevfmk@chkpz.ru подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, заявителем не опровергнут (статьи 65 АПК РФ).
При этом согласно части 1 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод общества о неправомерной ссылке апелляционного суда на общедоступные информационные ресурсы в подтверждение контактов ПАО "ЧКПЗ" отклоняется судом округа, поскольку не привел к принятию незаконного и необоснованного решения по делу, соответственно не является основанием для отмены принятых судебных актов.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что сам факт получения (неполучения) ПАО "ЧКПЗ" уведомления от 30.08.2021 не имеет правового значения для разрешения вопроса о действительности оспариваемого в настоящем деле уведомления управления об установленных квотах от 02.12.2021 N 09-01-39/26028, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями абзаца 2 пункта 5. 1 Правил квоты выбросов в отношении указанного объекта определены исходя из необходимости снижения совокупного объема выбросов на территории эксперимента не менее, чем на 20%, то есть в размере, установленном Законом N 195-ФЗ. План включает в себя целевые показатели, в том числе целевые показатели снижения выбросов от уровня 2017 года, которые должны быть достигнуты в ходе реализации комплексного плана, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 2 данного закона.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций верно заключили, что управлением правомерно установлены квоты по каждому приоритетному веществу именно от уровня 2017 года, а информация о включении объекта в перечень объектов, для которых не требуется достижение допустимого вклада в концентрацию приоритетных загрязняющих веществ, содержащаяся в оспариваемом уведомлении, не порождает для общества никаких дополнительных обязанностей, более того влечет применение при квотировании выбросов минимальных показателей снижения, установленных законодателем.
Кроме того, судами обеих инстанций приняты во внимание и положения части 10 статьи 5 Закона N 195-ФЗ, а также пункта 6.6 Правил квотирования, согласно которым законодатель предусмотрел механизм действий юридического лица в случае, если по каким-либо объективным причинам технического или финансового свойства невозможно достижение им квот выбросов в сроки, установленные статьей 1 настоящего закона.
Установив, что оспариваемое уведомление управления выдано уполномоченным органом надлежащему субъекту, законные интересы заявителя не нарушает, суды обеих инстанций правомерно отклонили требования общества.
Выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого уведомления недействительным соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию.
При таких обстоятельствах доводы, отражающие позицию заявителя по данному спору, подлежат отклонению, как не нашедшие подтверждения при рассмотрении дела в суде округа, кассационной коллегией как не опровергающие выводы судов, сделанные в процессе рассмотрения дела.
В целом оводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа, а лишь выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку представленных сторонами в материалы дела доказательств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2022 по делу N А60-24047/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Челябинский кузнечно-прессовый завод" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченных в качестве госпошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 30.12.2022 N 43765.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что сам факт получения (неполучения) ПАО "ЧКПЗ" уведомления от 30.08.2021 не имеет правового значения для разрешения вопроса о действительности оспариваемого в настоящем деле уведомления управления об установленных квотах от 02.12.2021 N 09-01-39/26028, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями абзаца 2 пункта 5. 1 Правил квоты выбросов в отношении указанного объекта определены исходя из необходимости снижения совокупного объема выбросов на территории эксперимента не менее, чем на 20%, то есть в размере, установленном Законом N 195-ФЗ. План включает в себя целевые показатели, в том числе целевые показатели снижения выбросов от уровня 2017 года, которые должны быть достигнуты в ходе реализации комплексного плана, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 2 данного закона.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций верно заключили, что управлением правомерно установлены квоты по каждому приоритетному веществу именно от уровня 2017 года, а информация о включении объекта в перечень объектов, для которых не требуется достижение допустимого вклада в концентрацию приоритетных загрязняющих веществ, содержащаяся в оспариваемом уведомлении, не порождает для общества никаких дополнительных обязанностей, более того влечет применение при квотировании выбросов минимальных показателей снижения, установленных законодателем.
Кроме того, судами обеих инстанций приняты во внимание и положения части 10 статьи 5 Закона N 195-ФЗ, а также пункта 6.6 Правил квотирования, согласно которым законодатель предусмотрел механизм действий юридического лица в случае, если по каким-либо объективным причинам технического или финансового свойства невозможно достижение им квот выбросов в сроки, установленные статьей 1 настоящего закона."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2023 г. N Ф09-244/23 по делу N А60-24047/2022