Екатеринбург |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А60-26027/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Мындря Д.И., Громовой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2022 по делу N А60-26027/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сухоложская" - Логвиненко Е.И.(доверенность от 15.06.2021 N 6).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сухоложская" (далее - истец, общество УК "Сухоложская") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ответчик, заявитель кассационной жалобы, Управление Росимущества в Свердловской области) о взыскании 5 017 564 руб. 34 коп. долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых расположены защитные сооружения гражданской обороны, являющиеся федеральной собственностью.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 решение суда от 02.08.2022 оставлено без изменения.
Территориальное Управление обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы, руководствуясь Порядком обращения взыскания денежных средств по обязательствам Российской Федерации, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2006 N 271 "Об организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации", постановлением Пленума от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", и ссылаясь на пункт 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отмечает, что законодатель не предусмотрел иных путей взыскания средств из казны (бюджета) Российской Федерации, кроме как получения судебного решения, и выданного во исполнение него исполнительного документа.
Выражая несогласие с обжалуемыми судебными актами, заявитель кассационной жалобы указывает, что Управление Росимущества в Свердловской области является бюджетным учреждением и не имеет в распоряжении собственных денежных средств, финансируется за счет средств федерального бюджета, при этом управлению, как главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства на цели содержания казны Российской Федерации не доведены, Управление Росимущества не имеет возможности самостоятельно осуществлять выплаты, производить работы, заказывать услуги.
В отсутствие у Управления Росимущества полномочий по оплате счетов за Российскую Федерацию, в отсутствие иного пути обращения взыскания на средства казны (бюджета) Российской Федерации кроме судебного, ответчик считает начисление пени безосновательным и указывает на оставленный судом без внимания аргумент о необходимости освобождения Управления Росимущества в Свердловской области от уплаты пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество УК "Сухоложская" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, Российской Федерации принадлежат на праве собственности защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в многоквартирных домах (далее - МКД), в соответствии с выписками из реестра федерального имущества, техническими паспортами, указанных в исковом заявлении.
Общество УК "Сухоложская" является управляющей организацией в МКД, в которых Российской Федерации на праве собственности принадлежат 28 нежилых помещений.
Истцом оказаны услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанных МКД в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на общую сумму 5 017 564 руб. 34 коп.
В адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за оказанные услуги, которая последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статей 210, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 154, части 14 статьи 155, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из наличия у ответчика, как собственника нежилых помещений в МКД, предусмотренной законом обязанности участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества дома, отсутствия доказательств уплаты задолженности в сумме 5 017 564 руб. 34 коп.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов соответствуют нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
В части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 155 названного Кодекса предусмотрено, что плата за жилое помещение, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно пунктам 28, 30 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого или нежилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2 Положения N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Пунктом 5.47 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
В пункте 4 названного Положения указано, что Росимущество осуществляет указанные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, которым в Свердловской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Свердловской области
Таким образом, Управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области.
В силу пункта 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником помещений в спорных домах является Российская Федерация в лице Управления Росимущества в Свердловской области.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Российская Федерация в период 01.01.2021 по 31.12.2021 являлась собственником нежилых помещений, в спорных МКД, принимая во внимание наличие у Управления Росимущества в Свердловской области, как представителя собственника указанных помещений, обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, в отсутствие доказательств надлежащего исполнения указанной обязанности, пришли к выводу об обоснованности заявленных обществом УК "Сухоложская" исковых требований, взыскав с ответчика в пользу истца 5 017 564 руб. 34 коп.
Вопреки доводам ответчика о том, что Управлению Росимущества в Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства на цели содержания нежилых помещений не доведены, обязательство собственника нежилых помещений по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества собственников МКД возникает в силу закона.
Доказательств отсутствия финансирования из бюджета, принятия ответчиком мер к его получению материалы дела не содержат (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление Росимущества в Свердловской области не является самостоятельной стороной по рассматриваемому спору, участвует в деле не от своего имени и в своих интересах, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов. Управление Росимущества в Свердловской области лишь осуществляет функции представителя Российской Федерации в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, поскольку Управление Росимущества в Свердловской области выступает в данном деле от имени Российской Федерации как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника помещений в МКД, следовательно, исковые требования удовлетворены судами правомерно.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, предусмотренный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе на положения статьи 242.2 названного Кодекса, не может быть принята во внимание, поскольку взысканная в рамках рассматриваемого дела неустойка по своей правовой природе является гражданско-правовой, законной неустойкой (статья 332 Гражданского кодекса Российской Федерации) и взыскивается в связи с неисполнением гражданско-правовых обязательств, в которых Управление Росимущества выступает на равных началах с иными участниками отношений, регулируемых в совокупности гражданским и жилищным законодательством.
Довод заявителя кассационной жалобы об освобождении ответчика от уплаты неустойки и применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку требование о начислении пени истцом в рамках данного дела не заявлено.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам Управления Росимущества в Свердловской области, вновь приведенным в кассационной жалобе. Иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении спора норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2022 по делу N А60-26027/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя кассационной жалобы на порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, предусмотренный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе на положения статьи 242.2 названного Кодекса, не может быть принята во внимание, поскольку взысканная в рамках рассматриваемого дела неустойка по своей правовой природе является гражданско-правовой, законной неустойкой (статья 332 Гражданского кодекса Российской Федерации) и взыскивается в связи с неисполнением гражданско-правовых обязательств, в которых Управление Росимущества выступает на равных началах с иными участниками отношений, регулируемых в совокупности гражданским и жилищным законодательством.
Довод заявителя кассационной жалобы об освобождении ответчика от уплаты неустойки и применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку требование о начислении пени истцом в рамках данного дела не заявлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2023 г. N Ф09-10217/22 по делу N А60-26027/2022