Екатеринбург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А34-2863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "МУЗА" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2022 по делу N А34-2863/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыл представитель Правительства Курганской области (далее - Правительство) - Прилипко В.А. (доверенность от 26.07.2022, диплом).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие представители:
общества - Багач В.Н. (доверенность от 08.02.2023, диплом);
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) - Захаров М.А. (доверенность от 21.12.2022, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент) о признании незаконным распоряжения от 16.12.2021 N 504 в части отказа в предоставлении обществу субсидии на производство и реализацию зерновых культур и об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство и Правительство.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в кассационной жалобе, выражая несогласие с выводами судом о том, что спорная субсидия носит стимулирующий характер, ссылается Соглашение от 26.10.2021 N 082-17-2021-201, заключенное между Правительством и Министерством, целью которого является софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, Российской Федерацией средствами федерального бюджета - предоставление межбюджетных трансфертов Курганской области. В связи с чем, полагает, что осуществление межбюджетных трансферов из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях компенсации части затрат отдельным категориям хозяйствующих субъектов на производство и реализацию зерновых культур, напрямую обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, следовательно, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения департамента.
Также, общество считает, что использование при проведении объявленного отбора требования связанного с наличием у участника отбора не менее 50 голов коров по состоянию на 01 января текущего финансового года не соответствует целям софинансирования Российской Федерацией средствами федерального бюджета - предоставление межбюджетных трансферов Курганской области, указанным в пунктах 1 и 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 N 118 (далее - Правила N 118), а также целям и результатам предоставления субсидии товаропроизводителям зерновых культур Курганской области и никак с ними не связано.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что постановлением Правительства Курганской области от 01.03.2022 N 32 был исключен подпункт 9 пункта 9 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2016 N36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" (далее - Порядок N 36), на основании которого было отказано в предоставлении спорной субсидии.
В отзыве и возражениях на кассационную жалобу министерство и правительство просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебных актов проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с распоряжением Департамента от 03.11.2021 N 441 было назначено проведение отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей на право получения из областного бюджета субсидий на производство и реализацию зерновых культур в период с 10.11.2021 по 09.12.2021.
Общество составило и подало заявку для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур по форме, утвержденной порядком, с приложением справки-расчета, информации, иных необходимых сведений об объемах произведенных и реализованных зерновых культур.
Согласно указанным сведениям, объем произведенных обществом зерновых культур в отчетном финансовом году в весе после доработки составил 86 560 тонн, объем реализованных зерновых культур собственного производства за первое полугодие 2021 года составил 39 038 тонн, объем затрат на производство зерновых культур в отчетном финансовом году и их реализацию в первом полугодии 2021 года составил 408 472 947 руб.
По результатам рассмотрения заявки Департаментом принято распоряжение от 16.12.2021 N 504 об отказе в предоставлении субсидии, основанием для которого явился факт несоответствия участника отбора требованиям, предусмотренным пунктом 9 Порядка N 36, а именно: участник отбора по состоянию на 01 января текущего финансового года имеет менее 50 голов коров.
Не согласившись с указанным распоряжением в части отказа в предоставлении субсидии на производство и реализацию зерновых культур, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из
законности оспариваемого отказа департамента в связи с несоответствием общества требованиям, установленным для получателя спорной субсидии.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 АПК РФ с учетом особенностей главы 24 АПК РФ должен доказать заявитель.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 74, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 21.12.2015 N 412, Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области, обеспечивающим общее взаимодействие и координацию деятельности организации агропромышленного комплекса на территории Курганской области.
Основными задачами Департамента являются, в том числе: создание условий для проведения государственной аграрной политики; развития растениеводства, в том числе семеноводства (пункт 7).
Департамент, в том числе, осуществляет полномочия по реализации в пределах своей компетенции государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий на территории Курганской области посредством осуществления государственных программ Курганской области, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивого развития сельских территорий (пункт 8).
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 264-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 N 118 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур", установлены правила предоставления государственных субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках механизма "зернового демпфера".
Пунктом 1 данных Правил предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются в субъекты Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (далее - иные межбюджетные трансферты).
Возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур, производится по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах доходов от таможенных пошлин на экспорт пшеницы и меслина, ржи, ячменя, кукурузы, рапса, подсолнечника и сои (пункт 3 Правил).
Размер ставок определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), исходя из необходимости достижения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил.
Субсидии субъектам РФ распределяются исходя из объема произведенной продукции. Совокупный объем господдержки не может составлять более 50% объема таких затрат.
В Правилах N 118 приводятся критерии отбора и перечень документов, которые должен установить субъект РФ, а также формула расчета размера трансферта, предоставляемого бюджету субъекта.
Контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления трансфертов возложен на Минсельхоз России и уполномоченные органы государственного финансового контроля.
В частности, межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ, при условии наличия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и включающего требования к производителям зерновых культур, а также перечень документов, необходимых для получения средств на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур, а также при наличии в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований в целях софинансирования указанных целей (пункт 6 правил).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рекомендовано учитывать положения указанной государственной программы,
На основании постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 Курганской областью, Правительством Курганской области принято постановление от 14.02.2017 N 45 "О государственной программе Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области", которой предусмотрены приоритеты и цели государственной политики в сфере агропромышленного комплекса. Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Курганской области и Российской Федерации. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса в Курганской области с учетом сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ агропромышленного комплекса в Курганской области.
Указанной государственной программой предусмотрено мероприятие "Поддержка производителей зерновых культур", в рамках которого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2016 N 36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" утвержден Порядок N 36), определяющий цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур.
Согласно пункту 4 Порядка N 36 субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Департамента как получателя средств областного бюджета, осуществляющего функции главного распорядителя бюджетных средств, на указанные цели.
Пунктом 9 Порядка N 36 предусмотрены требования, которым участник отбора должен соответствовать на дату подачи заявки.
При этом подпунктом 9 пункта 9 Порядка (в редакции, действовавшей на дату подачи и рассмотрения заявки) предусмотрено, что участник отбора по состоянию на 1 января текущего финансового года обязан иметь не менее 50 голов коров и (или) 100 голов свиней.
Согласно пункту 16 Порядка N 36 основанием для отказа в предоставлении субсидии, является, в том числе, несоответствие участника отбора требованиям, предусмотренным пунктом 9 Порядка N 36.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что общество не соответствовало требованиям, установленным для получателя спорной субсидии, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента соответствует нормам законодательства, действовавшего на момент его принятия, не нарушает права и законные интересы общества, не возлагает на него какие-либо обязанности.
Вопреки доводам заявителя о том, что спорная субсидия не носит стимулирующий характер, суды, руководствуясь законодательством Российской Федерации, а также практикой его применения, основываясь на правовом подходе Верховного Суда Российской Федерации, изложенном в пункте 33 Обзора судебной практики N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, справедливо исходили из того, что использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Суды верно указали, что в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Исходя из указанных положений, учитывая содержание Порядка N 36, суды, установив, что в рассматриваемом случае спорная субсидия подлежала выплате по решению публично-правового образования, призвана оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, выплачивается на основании соответствующего соглашения, и не является обязательной (не имеет императивного указания закона); ее предоставление ограничено наличием в бюджете денежных средств на указанные цели (либо исчерпании выделенных средств), суды правомерно заключили, что спорная субсидия носит стимулирующий характер, а следовательно, общество не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о ее безусловном предоставлении.
Отклоняя доводы общества о том, что постановлением Правительства Курганской области от 01.03.2022 N 32 подпункт 9 пункта 9 Порядка N 36 был исключен, суды правомерно исходили из того, что на момент обращения заявителя с заявкой на получение субсидии и вынесении оспариваемого решения указанные требования были действующими. При этом, судами справедливо учтено, что отбор участников для предоставления субсидии завершен в 2021 году, и возможность принятия решения о предоставлении субсидии после завершения отбора и всех последующих процедур Порядком N 36 не предусмотрена.
Доводы общества о незаконности условия предоставления субсидии, содержащегося в подпункте 9 пункта 9 Порядка N 36, судом округа не принимаются, поскольку указанные положения не оспорены и не признаны недействующими в установленном законом порядке. В связи с чем, несогласие общества с нормативным содержанием приведенного нормативного правового акта, не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения.
В целом доводы общества, приведенные в жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Фактически приведенные доводы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2022 по делу N А34-2863/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "МУЗА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 Курганской областью, Правительством Курганской области принято постановление от 14.02.2017 N 45 "О государственной программе Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области", которой предусмотрены приоритеты и цели государственной политики в сфере агропромышленного комплекса. Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Курганской области и Российской Федерации. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса в Курганской области с учетом сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ агропромышленного комплекса в Курганской области.
...
Вопреки доводам заявителя о том, что спорная субсидия не носит стимулирующий характер, суды, руководствуясь законодательством Российской Федерации, а также практикой его применения, основываясь на правовом подходе Верховного Суда Российской Федерации, изложенном в пункте 33 Обзора судебной практики N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, справедливо исходили из того, что использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2023 г. N Ф09-507/23 по делу N А34-2863/2022