г. Челябинск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А34-2863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "МУЗА" на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2022 по делу N А34-2863/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "МУЗА" - Багач В.Н. (паспорт, доверенность от 07.02.2022, диплом);
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Черепенников В.А. (паспорт, диплом, доверенность от 27.12.2021).
Открытое акционерное общество "Агропромышленное объединение "МУЗА" (далее - заявитель, ОАО "АПО "МУЗА", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным распоряжение N 504 от 16.12.2021 Департамента Агропромышленного комплекса Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) в части отказа в предоставлении ОАО "АПО "МУЗА" субсидии на производство и реализацию зерновых культур,
- обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПО "МУЗА", для чего: принять решение о предоставлении ОАО "АПО "МУЗА" субсидии за счет средств областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур на основании заявки от 29.11.2021, полученной 03.12.2021, в целях возмещения части затрат (без учета НДС), связанных с производством и реализацией зерновых культур по ставкам из расчета на 1 тонну реализации и совершить все иные необходимые действия, в том числе: заключить Соглашение с ОАО "АПО "МУЗА"; в установленные сроки передать заявку на финансирование расходов; перечислить ОАО "АПО "МУЗА" суммы субсидии, в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия решения о ее предоставлении (с учетом принятого судом уточненного заявления от 14.06.2022).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда от 29.09.2022 отменить.
В своей апелляционной жалобе общество выражает несогласие с выводом суда о квалификации субсидии как субсидии стимулирующего характера, поскольку согласно преамбуле Соглашения от 26.10.2021 N 082-17-2021-201, заключенного между Правительством Курганской области и Министерством сельского хозяйства РФ, следует, что целью представления средств из федерального бюджета заявлено софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 N 118 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 2746-р. Из анализа положений постановлений Правительства РФ от 06.02.2021 N117 и N118 следует вывод об их взаимосвязи, в части формирования источника софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по предоставлению средств из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат производителям зерновых культур. Таким источником являются предварительно полученные Российской Федерацией доходы от таможенных пошлин на экспорт произведенных зерновых по увеличенным ставкам. То обстоятельство, что произведенное софинансирование из федерального бюджета бюджету Курганской области (99% от выделенных средств) произведено не в рамках правил утвержденных постановлением Правительства РФ N 717, а в рамках иных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 118 от 06.02.2021, не нашло своей оценки в решении суда первой инстанции. Заявитель считает, что использование, при проведении объявленного отбора, требования связанного с наличием у участника отбора не менее 50 голов коров по состоянию на 1 января текущего финансового года не соответствует: целям софинансирования Российской Федерацией средствами федерального бюджета - предоставление межбюджетных трансфертов Курганской области, указанным в пунктах 1 и 3 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ N 118; целям и результатам предоставления субсидии товаропроизводителям зерновых культур Курганской области и никак с ними не связано. Использование Департаментом указанного критерия оценки заявки, создало дискриминационные условия для заявителя, как производителя зерновых культур в Курганской области. Отклонение судом довода общества об исключении указанного критерия (п.п.9 из п. 9 Порядка) считает не основанным на нормах права.
В адрес суда от Министерства сельского хозяйства РФ, Департамента, Правительства Курганской области поступили отзывы на апелляционную жалобу. Судом в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением директора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 03.11.2021 N 441 было назначено проведение отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей на право получения из областного бюджета субсидий на производство и реализацию зерновых культур в период с 10 ноября 2021 года по 9 декабря 2021 года.
ОАО "АПО "МУЗА" составило и подало заявку для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур по форме утвержденной порядком с приложением справки-расчета, информации, иных необходимых сведений об объемах произведенных и реализованных зерновых культур.
Согласно указанным сведениям, объем произведенных ОАО "АПО "МУЗА" зерновых культур в отчетном финансовом году в весе после доработки составил 86 560 тонн, объем реализованных зерновых культур собственного производства за первое полугодие 2021 года составил 39 038 тонн. Объем затрат ОАО "АПО "МУЗА" на производство зерновых культур в отчетном финансовом году и их реализацию в первом полугодии 2021 года составил 408 472 947 рублей.
Заявка ОАО "АПО "МУЗА" с приложением сведений и информации была направлена заявителем почтовым отправлением 29.11.2021 и получена адресатом - Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области 03.12.2021, что подтверждается описью вложения в почтовое отправление и отчетом Почта России об отслеживании почтового отправления.
На основании заявки ОАО "Агропромышленное объединение "Муза" от 29.11.2021 (л.д. 22) заинтересованным лицом принято распоряжение от 16.12.2021 N 504 об отказе в предоставлении субсидии заявителю на основании заявки для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур от 03.12.2021 (л.д. 106) со ссылками на подпункт 2 пункта 16 Порядка (несоответствие участника отбора требованиям, предусмотренным пунктом 9 Порядка, а именно участник отбора по состоянию на 1 января текущего финансового года имеет менее 50 голов коров).
Данное распоряжение принято с учетом протокола заседания комиссии по решению вопросов предоставления либо отказе в предоставлении субсидий заявителям.
Не согласившись с указанным распоряжением Департамента в части отказа в предоставлении ОАО "АПО "МУЗА" субсидии на производство и реализацию зерновых культур, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности оспариваемого отказа Департамента, выраженного в распоряжение от 16.12.2021 N 504, поскольку на момент обращения заявителем не представлено документов, подтверждающих наличие у заявителя не менее 50 голов коров и (или) 100 голов свиней по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 21.12.2015 N 412 Департамент агропромышленного комплекса Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, обеспечивающим общее взаимодействие и координацию деятельности организации агропромышленного комплекса на территории Курганской области. Основными задачами Департамента являются, в том числе: создание условий для: проведения государственной аграрной политики; развития растениеводства, в том числе семеноводства (пункт 7).
Департамент, в том числе, осуществляет полномочия по реализации в пределах своей компетенции государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий на территории Курганской области посредством осуществления государственных программ Курганской области, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивого развития сельских территорий (пункт 8).
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) исходя из взаимосвязанных положений ст. 69 и 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
В рассматриваемом случае как верно отмечено судом первой инстанции спорная субсидия носит стимулирующий характер, поскольку установлена и выплачивалась по решению публично-правового образования (установлена Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" которым утвержден "Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур" (Приложение N 15); призвана оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам (п. 1.1 Порядка устанавливает механизм предоставления субсидий в целях по возмещению производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур); выплачивается на основании соответствующего соглашения, и не является обязательной (не имеет императивного указания закона) (п. 21 Порядка Соглашение заключается в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии); предоставление субсидии ограничено наличием в бюджете денежных средств на указанные цели (либо исчерпании выделенных средств) (п.4 Порядка Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год), а следовательно заявитель не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Федерального закона N 264-ФЗ).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 264-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 N 118 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур", установлены правила предоставления государственных субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках механизма "зернового демпфера".
Согласно данному законодательному акту (п. 1) межбюджетные трансферты направляются в субъекты Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (далее - иные межбюджетные трансферты). Возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур, производится по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур. Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах доходов от таможенных пошлин на экспорт пшеницы и меслина, ржи, ячменя, кукурузы, рапса, подсолнечника и сои (п. 3 Правил).
Размер ставок определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), исходя из необходимости достижения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил. Субсидии субъектам РФ распределяются исходя из объема произведенной продукции. Совокупный объем господдержки не может составлять более 50% объема таких затрат.
В постановлении N 118 приводятся критерии отбора и перечень документов, которые должен установить субъект РФ, а также формула расчета размера трансферта, предоставляемого бюджету субъекта. Контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления трансфертов возложен на Минсельхоз России и уполномоченные органы государственного финансового контроля. В частности, межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ, при условии наличия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и включающего требования к производителям зерновых культур, а также перечень документов, необходимых для получения средств на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур, а также при наличии в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований в целях софинансирования указанных целей (п. 6 правил).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, учитывать положения указанной государственной программы, которой установлены основные задачи: 1. увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам; 2. создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе; 3. обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях; 4. создание к 2024 году сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции агропромышленного комплекса; 5. увеличение численности работников в субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших грант "Агростартап".
На основании постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 Курганской областью, утверждено постановление Правительства Курганской области от 14.02.2017 N 45 "О государственной программе Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области" предусмотрены приоритеты и цели государственной политики в сфере агропромышленного комплекса. Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Курганской области и Российской Федерации. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса в Курганской области с учетом сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ агропромышленного комплекса в Курганской области.
Одновременно выделяются два уровня приоритетов.
К первому уровню приоритетов относятся: в сфере производства - зернопроизводство (исходя из наличия плодородной пашни), скотоводство (на основе больших площадей сельхозугодий). Таким образом, для скорейшего достижения поставленных целей государственной программы, необходимо одновременное развитие сразу двух направлений.
Указанной государственной программой предусмотрено мероприятие "Поддержка производителей зерновых культур", в рамках которого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2016 N 36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" (далее - Постановление) утверждено приложение 15 - Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур (далее - Порядок).
Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур.
Согласно пункту 4 Порядка субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Департамента как получателя средств областного бюджета, осуществляющего функции главного распорядителя бюджетных средств, на указанные цели.
В соответствии с порядком сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при формировании проекта закона Курганской области об областном бюджете.
Способом проведения отбора для предоставления субсидий является запрос предложений (далее - отбор). Отбор осуществляется путем рассмотрения заявок, направленных заявителями для участия в отборе, исходя из соответствия участников отбора критериям, указанным в абзаце третьем пункта 2 Порядка, требованиям, указанным в пункте 9 Порядка, и очередности поступления заявок на участие в отборе.
Пунктом 7 Порядка определено, что срок проведения отбора устанавливается распоряжением Департамента. Объявление о проведении отбора (далее - объявление) размещается на едином портале и на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента) не позднее чем за пять календарных дней до даты начала приема заявок.
На основании пункта 14 Порядка для рассмотрения поступивших заявок Департамент формирует Комиссию по решению вопросов о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии (далее - Комиссия). Положение о Комиссии и ее состав утверждается распоряжением Департамента. Решение комиссии оформляется в виде уведомления и направляется почтовым отправлением либо на адрес электронной почты.
С учетом решения комиссии Департамент в течение одного рабочего дня со дня поступления соответствующего протокола заседания комиссии принимает в форме распоряжения решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии.
Пунктом 9 Порядка предусмотрены требования, которым участник отбора должен соответствовать на дату подачи заявки.
При этом подпунктом 9) пункта 9 Порядка (в редакции, действовавшей на дату подачи и рассмотрения заявки) предусмотрены требования, в том числе участник отбора по состоянию на 1 января текущего финансового года обязан иметь не менее 50 голов коров и (или) 100 голов свиней.
Согласно подпункту 7 пункта 10 Порядка в подтверждение данной информации заявитель представляет в Департамент за отчетный финансовый год копии сведений о состоянии животноводства (форма N 24-СХ), сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота (форма N 3-фермер), сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур (формы N29-СХ, N 2-фермер), заверенные участником отбора с отметкой Федеральной службы государственной статистики о принятии.
Пунктом 16 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, в том числе несоответствие участника отбора требованиям, предусмотренным пунктом 9 Порядка.
В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии Департамент направляет участнику отбора почтовым отправлением либо на адрес электронной почты уведомление о предоставлении субсидии с указанием необходимости заключения Соглашения или об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа с приложением соответствующего распоряжения.
Как следует из материалов дела, 29.11.2021 заявитель подал заявку с приложенным пакетом документов для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур.
По результатам рассмотрения заявки ОАО "Агропромышленное объединение "Муза" от 29.11.2021 (л.д. 22) заинтересованным лицом принято распоряжение от 16.12.2021 N 504 об отказе в предоставлении субсидии заявителю на основании заявки для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур от 03.12.2021 (л.д. 106) со ссылками на подпункт 2 пункта 16 Порядка (несоответствие участника отбора требованиям, предусмотренным пунктом 9 Порядка, а именно участник отбора по состоянию на 1 января текущего финансового года имеет менее 50 голов коров).
Данное распоряжение принято с учетом протокола заседания комиссии по решению вопросов предоставления либо отказе в предоставлении субсидий заявителям.
Уведомление об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур заявителю направлено 16.12.2021.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ в предоставлении субсидии на производство и реализацию зерновых культур заявителю соответствовал положениям законодательства, действовавшего на момент рассмотрения заявки.
Участник отбора должен был соответствовать определенным требованиям на дату подачи заявки участника отбора, установленным пунктом 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия решения), в том числе участник отбора по состоянию на 1 января текущего финансового года должен был иметь не менее 50 голов коров и (или) 100 голов свиней.
Поскольку заявитель не соответствовал требованиям, установленным для получателя спорной субсидии, Департамент законно и обоснованно, в пределах своих полномочий отказал ОАО "АПО "МУЗА" в получении субсидии.
Доводы апеллянта об исключении подпункта 9 пункта 9 требований, которым должен соответствовать участник отбора подлежат отклонению.
Подпункт 9 пункта 9 Порядка предусматривающий требования, которым должен соответствовать участник отбора на дату подачи заявки, содержался в начальной редакции от 07.10.2021 в постановлении Правительства Курганской области N 293 и исключен только 01.03.2022.
При этом на момент обращения заявителя с заявкой на получение субсидии и вынесении оспариваемого решения указанные требования были действующими.
Несогласие заявителя с требованиями, установленными для получателя спорной субсидии в пп. 9 п. 9 Порядка, не имеют правового значения, поскольку в установленном законом порядке указанные положения оспорены и признаны недействующими не были.
Оспариваемое распоряжение Департамента соответствует нормам законодательства, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, оспариваемое распоряжение Департамента не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на ОАО "АПО "МУЗА" какие-либо обязанности, несоответствие заявителя установленным требованиям к участнику отбора не влечет незаконность распоряжения Департамента и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отбор участников для предоставления субсидии завершен в 2021 году, с участниками, прошедшими отбор, Департаментом заключены соответствующие соглашения, возможность принятия решения о предоставлении субсидии после завершения отбора и всех последующих процедур порядком не предусмотрена.
Учитывая изложенное, как обоснованно отметил суд первой инстанции в настоящее время удовлетворение указанных требований заявителя о восстановлении нарушенных прав путем изложения обязанности на Департамент по принятию решения о предоставлении заявителю субсидии, заключении соглашения с заявителем, перечислении денежных средств не приведет к восстановлению его нарушенных прав.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое Департаментом распоряжение N 504 от 16.12.2021 в части отказа в предоставлении ОАО "АПО "МУЗА" субсидии на производство и реализацию зерновых культур не противоречит закону и не привело к нарушению прав и законных интересов общества. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и апеллянтом не является правовым основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет 1500 рублей, в связи с чем подлежит возврату обществу из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению N 3857 от 18.10.2022 в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2022 по делу N А34-2863/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "МУЗА" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Агропромышленное объединение "МУЗА" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 3857 от 18.10.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2863/2022
Истец: ОАО "Агропромышленное объединение "МУЗА"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса Курганской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства РФ, Правительство Курганской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд