Екатеринбург |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А60-44455/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационные жалобы Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районе, публичного акционерного общества "Росбанк" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2022 по делу N А60-44455/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. КаменскеУральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районе - Степанова Ю.О. (паспорт, доверенность от 09.01.2023 N 01-01-05-08/08, диплом).
В судебном заседании посредством системы вэб-конференции принял участие представитель Коновалова Дмитрия Олеговича - Камальтдинова Д.Т. (доверенность от 08.08.2022, паспорт, диплом).
Судом кассационной инстанции также удовлетворено ходатайство публичного акционерного общества "Росбанк" об участии в рассмотрении кассационных жалоб в режиме "онлайн-заседание", однако данный представитель в назначенное время к режиму "онлайн-заседание" не подключился.
Коновалов Дмитрий Олегович (далее - Коновалов Д.О.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. КаменскеУральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районе (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене ответа на обращение, выраженного в письме от 04.08.2022 N 66-08-13/14-7-4108-2022.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Росбанк" (далее - банк).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2022 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным и отменен ответ на обращение Коновалова Д.О., выраженный в письме Управления от 04.08.2022 N 66-08-13/14-7-4108-2022.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление указывает, что с 10.03.2022 получить доказательства, сведения и документы, удостоверенные организацией, кроме как в ходе проведения соответствующей проверки невозможно, а основания для проведения проверки, в ходе которого они могли быть истребованы, ограничены пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336. Кроме того отмечает, что возможность Управления возбуждать административные дела вне рамок государственного контроля (надзора) (за исключением случая применения меры по временному запрету деятельности) запрещена пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, частью 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В кассационной жалобе банк настаивает на том, что у Управления отсутствует возможность привлечения банка к административной ответственности без проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. Кроме того, банком полностью соблюдены все требования Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите), заемщику предоставлена возможность согласиться или отказаться от дополнительных услуг.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 27.04.2022 между потребителем (Коноваловым Д.О.) и публичным акционерным обществом "Росбанк" заключен кредитный договор N 2045343-Ф, по условиям которого банк предоставил кредит на общую сумму 952 380 руб. 95 коп. под 21,9 % годовых. Данный кредит оформлялся для оплаты договора купли-продажи автомобиля.
Коноваловым Д.О. указано, что при оформлении кредитного договора потребителю сообщили, что выдача кредита возможна только при условии заключения дополнительных договоров оказания услуг, в ином случае в выдаче кредита будет отказано.
Со счета потребителя 28.04.2022 списаны денежные средства в сумме 100 000 руб. в оплату за "карту АВТОПОМОЩИ", 52 380 руб. 95 коп. - в счет уплаты комиссии "назначь свою процентную ставку".
Потребитель обратился в Управление с жалобой на действия банка в части навязывания потребителю дополнительных услуг (от 26.07.2022 N ЦЕО66-08-16338/Ж-2022).
Должностным лицом Управления по результатам рассмотрения жалобы потребителя и приложенных к ней материалов составлен ответ на обращение, выраженный в письме от 04.08.2022 N 66-08-13/14-7-4108-2022, который направлен заявителю.
Заявитель, не согласившись с данным письмом, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого ответа на обращение, выраженного в письме от 04.08.2022 N 66-08-13/14-7-4108-2022.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признал их законными и обоснованными.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ.
К поводам к возбуждению дела об административном правонарушении, относятся в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Из положений части 3 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из приведенных выше норм права в их системном толковании следует, что при разрешении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на основании поступившего сообщения (заявления) физического или юридического лица административный орган в пределах своих полномочий обязан проверить и оценить, содержатся ли в таком сообщении (заявлении) данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, дело об административном правонарушении возбуждается при наличии повода к его возбуждению и достаточных данных, указывающих на наличие признаков события административного правонарушения, в случае же отказа в возбуждении данного дела, должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из статей 65, 71, 168, 189, частей 4, 6 статьи 210 и частей 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заявитель несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов; административный орган в свою очередь должен подтвердить обстоятельства, послужившие основаниями для привлечения к административной ответственности либо для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении. Решение о привлечении к административной ответственности, а равно определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении проверяется посредством выяснения определенных обстоятельств, в частности того, имелись ли у административного органа полномочия и законные основания для принятия оспариваемого акта.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении Управление указало на мораторий в отношении проведения проверок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля", пунктом 3 которого установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены исключительные основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок.
Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
При этом возбуждение должностным лицом контрольного (надзорного) органа дела об административном правонарушении в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации возможно исключительно после проведенных контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ (пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля").
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Также суд округа полагает необходимым указать на ошибочность доводов Управления относительно отсутствия в рассматриваемом случае у административного органа права на проведение проверки действий банка по заключению спорного кредитного договора с Коноваловым Д.О. в целях установления обоснованности жалобы потребителя (и, как следствие, для возбуждения дела об административном правонарушении) в связи с запретом проведения контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ в спорном периоде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Для целей Федерального закона N 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ).
Соответственно, установление пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году исключительных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий не препятствует возбуждению административного дела, в том числе по жалобам потерпевших, в соответствии с правилами, предусмотренными КоАП РФ.
На основании изложенного, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что в обращении гражданина Коновалова Д.О. содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.8 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу, что у административного органа имелись правовые основания для возбуждения в отношении банка дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Ссылки заявителей на судебную практику несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, приведенные в кассационных жалобах доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2022 по делу N А60-44455/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районе, публичного акционерного общества "Росбанк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для целей Федерального закона N 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ).
Соответственно, установление пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году исключительных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий не препятствует возбуждению административного дела, в том числе по жалобам потерпевших, в соответствии с правилами, предусмотренными КоАП РФ.
На основании изложенного, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что в обращении гражданина Коновалова Д.О. содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.8 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу, что у административного органа имелись правовые основания для возбуждения в отношении банка дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2023 г. N Ф09-313/23 по делу N А60-44455/2022