Екатеринбург |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А76-22073/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихомировой А. А. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи и системы веб-конференции кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (правопреемник Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, далее - фонд, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2022 по делу N А76-22073/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в здание Арбитражного суда Челябинской области принял участие представитель фонда - Гусько Е.Н. (доверенность от 02.02.2023, диплом).
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции участвовал представитель автономной некоммерческой организации "Центральная клиническая медико-санитарная часть" (далее - заявитель, АНО "ЦКМСЧ") - Есипов А.Б. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом).
От Оливенко Ольги Радиковны (далее - Оливенко О.Р., третье лицо) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
АНО "ЦКМСЧ" обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к фонду о признании недействительным акта проверки от 23.05.2022 N 6/А/7404 и решения от 15.06.2022 N 6.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2022 принято к производству встречное исковое заявление фонда к АНО "ЦКМСЧ" о взыскании 118 486 руб. 80 коп.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Оливенко О.Р.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2022 по делу N А76-22073/2022 заявленные АНО "ЦКМСЧ" требования удовлетворены. В удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
Фонд просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных требований и об удовлетворении встречного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, указывая на
на подпункты "а" и "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), продолжает настаивать на том, что осуществление выплат стимулирующего характера логопеду медицинской организацией неправомерно в связи с отсутствием такой должности в перечне категорий медицинских и иных работников, имеющих право на выплаты.
По мнению фонда, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а должность "логопед" не относится к категориям работников (не являющихся медицинскими), которые имеют право на специальную социальную выплату (далее - ССВ) в соответствии с Постановлением N 1762, физическое лицо, занимающее должность логопеда, не оказывает населению медицинские услуги (помощь).
В отзывах на кассационную жалобу АНО "ЦКМСЧ" и Оливенко О.Р. просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представляемых заявителем для получения ССВ работниками за период с 01.03.2021 по 31.10.2021, по результатам которой составлен акт проверки от 23.05.2022 N 6/А/7404, согласно которому АНО "ЦКМСЧ" предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом в сумме 118 486 руб. 80 коп. в срок до 22.07.2022, а также произвести корректировку ранее представленных реестров сведений для получения ССВ работниками, направить в территориальный орган фонда уточняющие сведения для осуществления перерасчета ССВ.
С учетом поступивших возражений заявителя на указанный акт проверки фондом вынесено решение от 15.06.2022 N 6, согласно которому оснований для отмены акта проверки от 23.05.2022 не имеется.
По мнению фонда, включение АНО "ЦКМСЧ" работника Оливенко О.Р. в реестры работников для осуществления ССВ с указанием категории "Медицинский работник с высшим (немедицинским) образованием, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей" (код категории "025") неправомерно, поскольку право на получение ССВ в соответствии с подпунктом "б" пунктом 2 Постановления N 1762 у логопеда отсутствует.
Не соглашаясь с изложенным, АНО "ЦКМСЧ" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования АНО "ЦКМСЧ", суды обеих инстанций исходили из наличия для этого правовых оснований, не усмотрев при этом таковых для удовлетворения встречных исковых требований фонда.
Окружной суд находит выводы судов законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Пунктом 2 данного постановления определены категории медицинских работников, имеющих право на получение ССВ в целях государственной социальной поддержки.
Отклоняя доводы фонда о том, что должность "логопед" не относится к категориям работников (не являющихся медицинскими), которые имеют право на ССВ, суды верно исходили из того, что из Постановления N 1762 следует, что ССВ устанавливаются с целью поддержки не только медицинских, но и иных работников медицинских организаций.
Государственная социальная поддержка работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в целях государственной социальной поддержки работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией также определена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В соответствии с Положением о логопеде, утверждённом Приказом Минздрава Российской Федерации от 28.12.1998 N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций" логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций, совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций, в соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными - то есть фактически, вопреки доводам кассатора, оказывает медицинскую помощь.
Суды установили и это не противоречит материалам дела, что логопед Оливенко О.Р., состоящая в штате неврологического отделения АНО "ЦКМСЧ", имеет диплом логопеда, действующие сертификаты и удостоверения о повышении квалификации по профильным направлениям деятельности (узкопрофильной, медицинской направленности); при выполнении своих должностных обязанностей она непосредственно контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отвечает всем требованиям для получения ССВ в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановлением N 1762, в том числе, принимая во внимание цель их установления - повышенные социальные гарантии для медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
При этом деятельность логопеда медицинской организации регламентируется специальными нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Само по себе отсутствие должности "логопеда" в номенклатуре не лишает лиц, занимающих данную должность как медицинского работника в том смысле, который определен Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, права на получение мер государственной поддержки.
В свою очередь, вопреки позиции фонда, Постановление N 1762 не ограничивает перечень получателей ССВ лишь медицинскими работниками, поименованными в номенклатуре, в связи с чем соответствующий довод кассационной жалобы отклоняется.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства и подзаконными правовыми актами уполномоченных органов, суды первой и апелляционной инстанций верно признали неправомерным отказ фонда в выплате ССВ по данному застрахованному лицу и отказали в удовлетворении встречных исковых требований.
С учетом вышеизложенного, оснований для постановки иных выводов у суда округа не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2022 по делу N А76-22073/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и это не противоречит материалам дела, что логопед Оливенко О.Р., состоящая в штате неврологического отделения АНО "ЦКМСЧ", имеет диплом логопеда, действующие сертификаты и удостоверения о повышении квалификации по профильным направлениям деятельности (узкопрофильной, медицинской направленности); при выполнении своих должностных обязанностей она непосредственно контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отвечает всем требованиям для получения ССВ в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановлением N 1762, в том числе, принимая во внимание цель их установления - повышенные социальные гарантии для медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
...
Само по себе отсутствие должности "логопеда" в номенклатуре не лишает лиц, занимающих данную должность как медицинского работника в том смысле, который определен Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, права на получение мер государственной поддержки."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф09-1397/23 по делу N А76-22073/2022