Екатеринбург |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А60-14997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕГАС" (далее - общество, общество "ПЕГАС", заявитель, перевозчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2022 по делу N А60-14997/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ПЕГАС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация, заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении субсидии, оформленное уведомлением от 24.12.2021 N 27.4-04/002/937 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "ПЕГАС" путем выплаты субсидии на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 03.08.2021 N 1514 за 2019 и 2020 годы в размере 48 115 700 руб.
Решением суда от 16.09.2022 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены, отказ администрации в предоставлении обществу субсидии, оформленный уведомлением от 24.12.2021 N 27.4-04/002/937, признан незаконным, на заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю субсидии, предусмотренной Постановлением Администрации N 1514.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2022 (судьи Муравьева Е. Ю. Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "ПЕГАС", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда отставить в силе, изменив при этом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества "ПЕГАС" путем наложения на администрацию обязанности выплатить обществу спорную субсидию в заявленном размере.
Выражает несогласие с выводами апелляционного суда о предоставлении обществом неполного пакета документов и отсутствии убытка от осуществляемой им деятельности в области автомобильного транспорта.
По мнению заявителя жалобы, непредставление пояснительной записки, содержащей сведения о режиме налогообложения общества, применяемой им учетной политике, в отсутствие утвержденной формы указанного документа, не является нарушением требований Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам, в целях возмещения части недополученных ими доходов в связи с введением режима повышенной готовности на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утв. Постановлением администрации города Екатеринбург от 03.08.2021 N 1514 (далее - Положение), поскольку данные сведения были отражены в приложенных к заявлению копии приказа об учетной политике и самой учетной политике.
Полагает, что неподача данных об отсутствии у общества просроченной задолженности по возвращению сумм субсидий и бюджетных инвестиций перед бюджетом муниципального образования "город Екатеринбург" также не является достаточным основанием для отказа в предоставлении субсидии, ввиду неясности требований Положения о том какими документами данные обстоятельства должны быть подтверждены.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у общества убытков от деятельности автомобильного транспорта считает ошибочными, основанными на неверном толковании полпункта 2 пункта 12 Положения, из которых следует, что убыток, понимаемый данной нормой не тождественен чистой прибыли (убыткам) отражаемой в строке 2400 отчета о финансовых результатах, и должен быть определён на основе данных о доходах и расходах исключительно от деятельности автомобильного транспорта, без учета аналогичных данных по иным видам деятельности, которые осуществляет заявитель. Со ссылкой на данные отчетов о финансовых результатах общества за 2019, 2020 гг. и уточненных налоговых деклараций, утверждает об убыточности деятельности предприятия в области автомобильного транспорта в указанный период.
Помимо прочего настаивает на неправомерности отнесения к числу оснований для отказа в предоставлении субсидии непредставление обществом сводной ведомости о реализации билетной продукции за отчетный период (месяц), поскольку данное обстоятельство не было упомянуто администрацией в уведомлении от 24.12.2021 N 27.4-04/002/937. Указывает, что информация о продажах билетов была предоставлена в заинтересованному лицу по форме, установленной приложением N 3 к Положению, а сами ведомости и справки АО "И-Сеть" приобщены к материалами дела.
Доводы заинтересованного лица, поддержанные апелляционным судом, о непредставлении документов, поименованных в подпункте 10 пункта 13 Положения, общество также находит несостоятельными, в силу прямого указания на диспозитивный характер данной нормы.
Выражая среди прочего несогласие с решением суда в части определённого им способа устранения допущенных нарушений, считает, что поскольку администрация уже рассматривала документы, представленные обществом и необходимые для предоставления субсидии, наиболее верным и эффективным способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя станет её выплата.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании Положения общество "ПЕГАС" обратилось в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации с заявлением о предоставлении субсидии в целях возмещения части недополученных доходов в связи с введением режима повышенной готовности на территории муниципального образования "город Екатеринбург" за 2019 и 2020 годы.
Уведомлением от 24.12.2021 N 27.4-04/002/937, направленным в адрес общества, администрация отказала в предоставлении субсидии в связи с представлением неполного пакета документов, предусмотренных Положением, и отсутствием убытков в деятельности общества за отчетный период.
Не согласившись с решением администрации, общество "ПЕГАС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования общества "ПЕГАС" удовлетворил, придя к выводу о том, что представленные обществом документы позволяли администрации установить сведения, подтверждающие право общества на получение субсидии.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не согласился и решение суда отменил, посчитав, что непредставление полного комплекта документов, предусмотренных Положением, и сведений, подтверждающих убыточность деятельности общества, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в выдаче субсидии, поскольку право на её получение заявителем не подтверждено.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда обоснованными и законными.
В соответствии с пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
Именно орган государственной власти, уполномоченный на издание соответствующего нормативного правового акта о предоставлении субсидий, вправе определять порядок, критерии и категории хозяйствующих субъектов для целей ее предоставления, исходя из принципов бюджетной системы, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее предоставления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 2120-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 1702-О).
На основании статьи 78 БК РФ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Постановлением администрации от 03.08.2021 N 1514 утверждено Положение.
Главой 2 названного Положения определен порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий путем проведения запроса предложений (пункт 11) и требования к перевозчикам, имеющим право на её получение субсидий (подпункты 1-14 пункта 12).
В соответствии с пунктом 13 Положения для участия в отборе перевозчики представляют следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии, оформленное на бланке предприятия в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению;
2) отчет о сумме недополученных доходов, образовавшихся в период, указанный в объявлении о проведении отбора, в связи с введением на территории муниципального образования "город Екатеринбург" режима повышенной готовности, по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению;
3) заверенные руководителем копию приказа об учетной политике предприятия и выписку из документа, определяющего учетную политику предприятия в части учета доходов и расходов;
4) заверенные руководителем копии бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации на последнюю отчетную дату;
5) заверенную руководителем копию договора с оператором регистрации электронной оплаты проезда пассажиров;
6) сводную ведомость о реализации билетной продукции за отчетный период (месяц);
7) информацию о доходах и расходах по перевозке пассажиров в период действия муниципального контракта за подписью руководителя и главного бухгалтера, подготовленную в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению;
8) расчет размера недополученных перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам, доходов в связи с введением режима повышенной готовности на территории муниципального образования "город Екатеринбург", выполненный в соответствии с приложением N 4 к настоящему Положению;
9) пояснительную записку к представленному пакету документов, в которой содержатся сведения о режиме налогообложения; выписку из документа, определяющего учетную политику предприятия в части учета доходов и расходов; причины непредставления документов (в случае непредставления документов);
10) документы, подтверждающие, что перевозчик не находится в стадии реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (документ представляется перевозчиком по собственной инициативе или запрашивается специалистом Комитета в ходе межведомственного взаимодействия);
11) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (документ представляется перевозчиком по собственной инициативе или запрашивается специалистом Комитета в ходе межведомственного взаимодействия);
12) информацию об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных предприятию.
Документы должны быть сброшюрованы в один или несколько томов, пронумерованы, подписаны руководителем юридического лица и скреплены печатью юридического лица.
Кроме этого, представляются скан-копии документов на электронном носителе. Перевозчик несет ответственность за достоверность документов, сведений в документах, представляемых в целях получения субсидии, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 16 Положения по результатам рассмотрения документов Комитет принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются несоответствие перевозчика требованиям, установленным в пункте 12 настоящего Положения, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения, недостоверность предоставленной перевозчиком информации, в том числе информации о местонахождении и адресе юридического лица, либо подача перевозчиком заявления после даты, установленной пунктом 14 настоящего Положения для подачи заявлений (пункт 17).
В случае выявления оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 17 настоящего Положения, Комитет в течение пяти рабочих дней направляет перевозчику письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа (пункт 18 Положения).
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении субсидии, обществом представлен не полный пакет документов, указанных в пункте 12 Положения, в частности не представлена пояснительная записка, в которой содержатся сведения о режиме налогообложения, информация об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" субсидий, бюджетных инвестиций, сводная ведомость о реализации билетной продукции за отчетный период (месяц). Кроме того, обществом документально не подтверждено соответствие требованиям подпункта 2 пункта 12, поскольку исходя из бухгалтерской отчетности у перевозчика отсутствуют убытки за отчетный период.
При указанных обстоятельствах, установив отсутствие надлежащего и полного документального подтверждения обществом своего права на получение субсидии, руководствуясь нормами бюджетного законодательства и буквальным толкованием пункта 17 Положения, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о законности обжалуемого отказа.
Доводы общества, считающего, что представление ряда документов не являлось обязательным, а из тех документов, что прилагались к заявлению, администрация могла обнаружить сведения, необходимые для подтверждения права заявителя на получение субсидии, суд апелляционной инстанции справедливо отклонил, поскольку, будучи заинтересованным в принятии положительного решения, действуя разумно и добросовестно заявитель должен был обеспечить предоставление наиболее полных и достоверных сведений в обоснование тех фактов и обстоятельств, наличие которых дает право на бюджетную поддержку в виде предоставления субсидии.
Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований. Их предоставление является одним из способов оказания поддержки со стороны государства; его правом, а не обязанностью (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2022 N 309-ЭС21-18138).
С учетом изложенного, отказ в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
Ссылка апелляционного суда на обстоятельство, не указанное среди оснований отказа в предоставлении обществу субсидии, вопреки доводам заявителя не нарушает его прав, поскольку основана на материалах дела и лишним образом подтверждает правомерность принятого администрацией решения.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба общества "ПЕГАС" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2022 по делу N А60-14997/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пегас"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 78 БК РФ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Постановлением администрации от 03.08.2021 N 1514 утверждено Положение.
...
Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований. Их предоставление является одним из способов оказания поддержки со стороны государства; его правом, а не обязанностью (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2022 N 309-ЭС21-18138)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф09-1339/23 по делу N А60-14997/2022