г. Пермь |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А60-14997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя: Шарова А.А. - представитель по доверенности от 04.04.2022, диплом, паспорт,
от заинтересованного лица: Бирюков В.В. - представитель по доверенности от 12.05.2022, диплом, служебное удостоверение,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Пегас" и заинтересованного лица, Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 сентября 2022 года
по делу N А60-14997/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пегас" (ИНН 6673193910, ОГРН 1086673017221)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕГАС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, оформленное уведомлением N 27.4-04/002/937 от 24.12.2021 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПЕГАС" путем выплаты субсидии на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 03.08.2021 N 1514 за 2019 и 2020 годы в размере 48 115 700 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2022 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации города Екатеринбурга об отказе в предоставлении субсидии, оформленное уведомлением N 27.4-04/002/937 от 24.12.2021. Суд обязал Администрацию города Екатеринбурга повторно рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю субсидии. В порядке распределения судебных расходов с Администрации города Екатеринбурга в пользу ООО "ПЕГАС" взыскано 3000 руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Екатеринбурга обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что оснований для удовлетворения требований общества не имелось, поскольку в нарушение требований Положения N 1514 в составе заявки общество не представило пояснительную записку, что не позволило при рассмотрении заявки рассмотреть его документы; общество не пояснило наличие в своей отчетности наличие прибыли за 2020 год, режим налогообложения и другие необходимые сведения, предусмотренные Положением как условие предоставления субсидии перевозчикам в целях возмещения части недополученных доходов.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
ООО "ПЕГАС" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, требования заявителя удовлетворить в заявленном виде: признать незаконным решение Администрации г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети об отказе в предоставлении субсидии, оформленное уведомлением N 27.4-04/002/937 от 24.12.2021, и обязать Администрацию города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПЕГАС" путём выплаты субсидии на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 03.08.2021 N 1514 за 2020 год в размере 48 115 700 руб.
Доводы жалобы сводятся к тому, что решение суда незаконно и необоснованно в части определения судом способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя; отмечает, что общество просило в заявлении обязать Администрацию г. Екатеринбурга выплатить субсидию, суд самостоятельно определил иной способ устранения нарушений - обязал Администрацию города Екатеринбурга повторно рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю субсидии.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ПЕГАС" было получено уведомление N 27.4-04/002/937 от 24.12.2021 Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга об отказе в предоставлении субсидии, выданное после проверки документов общества, представленных для участия в отборе на предоставление субсидии в целях возмещения части недополученных доходов в связи с введением режима повышенной готовности.
Полагая, что решение заинтересованного лица по отказу в предоставлении субсидии, оформленное уведомлением N 27.4-04/002/937 от 24.12.2021 является незаконным, нарушает его права и интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Постановлением Администрации города Екатеринбург от 03.08.2021 N 1514 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам, в целях возмещения части недополученных ими доходов в связи с введением режима повышенной готовности на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее Положение).
Глава 2 названного Положения определяет порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий.
Отбор получателей субсидий осуществляется путем проведения запроса предложений (пункт 11).
В пункте 12 Положения о порядке предоставления субсидии определены требования к перевозчикам, имеющим право на получение субсидий (подпункты 1-14).
В соответствии с пунктом 13 Положения для участия в отборе перевозчики представляют в Комитет следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии, оформленное на бланке предприятия в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению;
2) отчет о сумме недополученных доходов, образовавшихся в период, указанный в объявлении о проведении отбора, в связи с введением на территории муниципального образования "город Екатеринбург" режима повышенной готовности, по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению;
(подп. 2 в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 30.06.2022 N 1825)
3) заверенные руководителем копию приказа об учетной политике предприятия и выписку из документа, определяющего учетную политику предприятия в части учета доходов и расходов;
4) заверенные руководителем копии бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации на последнюю отчетную дату;
5) заверенную руководителем копию договора с оператором регистрации электронной оплаты проезда пассажиров;
6) сводную ведомость о реализации билетной продукции за отчетный период (месяц);
7) информацию о доходах и расходах по перевозке пассажиров в период действия муниципального контракта за подписью руководителя и главного бухгалтера, подготовленную в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению;
8) расчет размера недополученных перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам, доходов в связи с введением режима повышенной готовности на территории муниципального образования "город Екатеринбург", выполненный в соответствии с приложением N 4 к настоящему Положению;
9) пояснительную записку к представленному пакету документов, в которой содержатся сведения о режиме налогообложения; выписку из документа, определяющего учетную политику предприятия в части учета доходов и расходов; причины непредставления документов (в случае непредставления документов);
10) документы, подтверждающие, что перевозчик не находится в стадии реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (документ представляется перевозчиком по собственной инициативе или запрашивается специалистом Комитета в ходе межведомственного взаимодействия);
11) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (документ представляется перевозчиком по собственной инициативе или запрашивается специалистом Комитета в ходе межведомственного взаимодействия);
12) информацию об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных предприятию.
Документы должны быть сброшюрованы в один или несколько томов, пронумерованы, подписаны руководителем юридического лица и скреплены печатью юридического лица. Кроме этого, представляются скан-копии документов на электронном носителе.
Перевозчик несет ответственность за достоверность документов, сведений в документах, представляемых в целях получения субсидии, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 16 Положения о порядке предоставления субсидии по результатам рассмотрения документов Комитет принимает решение: 1) о предоставлении субсидии; 2) об отказе в предоставлении субсидии.
Основания для отказа в предоставлении субсидии приведены в пункте 17 Положения: 1) несоответствие перевозчика требованиям, установленным в пункте 12 настоящего Положения; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения; 3) недостоверность предоставленной перевозчиком информации, в том числе информации о местонахождении и адресе юридического лица; 4) подача перевозчиком заявления после даты, установленной пунктом 14 настоящего Положения для подачи заявлений.
В случае выявления оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 17 настоящего Положения, Комитет в течение пяти рабочих дней направляет перевозчику письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа (пункт 18 Положения о порядке предоставлении субсидии).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий, в целях предоставления субсидии ООО "ПЕГАС" были представлены в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга документы в целях возмещения части недополученных доходов в связи с введением режима повышенной готовности на территории муниципального образования "город Екатеринбург" за 2019 и 2020 годы.
В оспариваемом решении об отказе указано следующее: "По результатам проверки установлено:
1. Комплектность документов, представленных ООО "Пегас", не соответствует требованиям Положения в части:
1.1. подпункта 9 пункта 13 Положения - отсутствует пояснительная записка к представленному пакету документов, в которой содержатся сведения о режиме налогообложения.
1.2. подпункта 12 пункта 13 Положения - отсутствует информация об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" субсидий, бюджетных инвестиций.
2. ООО "Пегас" не соответствует требованиям на получение субсидии, установленным Положением, а именно подпункту 2 пункта 12 - в соответствии с предоставленной бухгалтерской отчетностью отсутствуют убытки за отчетный период.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 17 Положения Комитетом принято решение об отказе в предоставлении субсидии".
Отсутствие перечисленных документов в составе заявки общества (подпункты 9, 12 пункта 13 Положения), а также не подтверждение обществом требования по подпункту 2 пункта 12 Положения следует из материалов дела (заявление с приложениями представлены в электронном виде) и обществом по существу не оспаривается.
Общество продолжает занимать позицию о необязательности представления всех поименованных в Положении документов и возможности установить необходимые сведения из совокупности иных документов при рассмотрении заявки.
Указанный подход, поддержанный судом первой инстанции, который исходил из возможности в отсутствие необходимого состава документов, допустить заявку общества к отбору, апелляционный суд признает ошибочным, не соответствующим положениям статьи 78 БК РФ, пункту 4 Постановления Правительства РФ N 1492 и Положению N 1514.
Несоответствие требованиям, установленным пункта 12 Положения, а также непредставлением или непредставление в полном объеме документов, указанных в пункте 13 Положения является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 17 Положения).
Судом апелляционной инстанции из представленного в материалы дела заявления о предоставлении субсидии и приложений к нему установлено отсутствие в пакете необходимых документов сводной ведомости о реализации билетной продукции за отчетный период (месяц), в нарушение подпункта 6 пункта 13 Положения, отсутствие документов, поименованных в подпунктах 9, 10, 12 пункта 13 Положения; а также не подтверждение требования, установленного подпунктом 2 пункта 12 Положения.
Учитывая установленные в пункте 17 Положения о порядке предоставления субсидии основания для отказа: 1) несоответствие перевозчика требованиям, установленным в пункте 12 настоящего Положения; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности принятого Администрацией решения об отказе в предоставлении субсидии, оформленного уведомлением N 27.4-04/002/937 от 24.12.2021.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78). Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 2120-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 1702-О).
Совокупность исследованных и представленных в материалы дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что право на получение субсидии обществом документально не подтверждено.
Выводы суда первой инстанции о том, что причины отказа в предоставлении субсидии являются необоснованными, а оспариваемое решение является незаконным, не соответствуют Положению, которое не предусматривает возможность проверки соответствия соискателя на получение субсидии на стадии проверки документов, представленных с заявлением.
Напротив, Положение N 1514 устанавливает, что непредставление необходимых документов и несоответствие установленным требованиям является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Выводы суда первой инстанции о соответствии общества установленным требованиям являются ошибочными, вступающими в противоречие с нормами Положения N 1514, так как заявитель, претендуя на получение бюджетных средств, не предоставил полный пакет документов, содержащий достоверные сведения, подтверждающие те факты и обстоятельства, наличие которых дает право на бюджетную поддержку в виде предоставления субсидии.
Принимая во внимание совокупность доказательств, имеющихся в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого решения администрации, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований в силу положений статьи 201 АПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции на основании пункта 3 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права) подлежит отмене, апелляционная жалоба Администрации г. Екатеринбурга - удовлетворению. В удовлетворении апелляционной жалобы общества по приведенным в постановлении мотивам следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 сентября 2022 года по делу N А60-14997/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14997/2022
Истец: ООО "ПЕГАС"
Ответчик: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА