Екатеринбург |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А50-16840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - административный орган, Пермьстат) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по тому же делу
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От акционерного общества "Агро-Альянс" (далее - общество) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к административному органу о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.06.2022 N 2.11-35-226с/2022 о привлечении по части 1 статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб., решения по жалобе от 30.06.2022 N 2.11-35-226с/2022 на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2022 принят отказ общества от заявленных требований в части оспаривания решения по жалобе от 30.06.2022 N 2.11-35-226с/2022. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены. Постановление по делу об административном правонарушении от 09.06.2022 N 2.11-35-226с/2022 признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пермьстат просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что на момент совершения правонарушения (11.04.2022) общество не обладало подтвержденным статусом субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), поэтому привлечение его к ответственности за непредоставление формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" правомерно.
Административный орган не согласен с выводом судов об отсутствии необходимости субъектов МСП состоять в Едином реестре субъектов МСП. Пермьстат считает, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, административный орган полагает, что в настоящем случае у суда отсутствовали основания для признания правонарушения малозначительным, состав правонарушения, совершенного обществом, не имеет признаков, позволяющих принять решение об исключительности данного случая.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Пермьстат - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 26.04.2022 административным органом составлена докладная записка об обнаружении факта нарушения законодательства о представлении федеральной статистической отчетности. Из докладной записки следует, что общество в установленный срок (не позднее 11.04.2022) не представлена форма федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за 2021 г.
По факту указанного нарушения Пермьстатом в отношении общества, составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.2022 и 09.06.2022 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением руководителя Пермьстата по жалобе общества от 30.06.2022, постановление оставлено без изменения.
Полагая, что названное постановлением Пермьстата от 09.06.2022 N 2.11-35-226с/2022 незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о недоказанности административным органом в действиях общества события и состава вмененного правонарушения, отметив, что в любом случае имеется возможность квалификации нарушения как малозначительного в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлено, что непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистического учета в Российской Федерации.
Субъектами указанного правонарушения являются юридические лица (и их должностные лица), отнесенные в соответствии с законом к респондентам в целях осуществления статистического учета.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) субъекта по непредоставлению в адрес субъектов официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или по несвоевременному предоставлению этих данных либо предоставлению недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ).
Согласно пункту 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Приказом Росстата от 30.07.2021 N 463 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждены формы официального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий. В частности, утверждена форма N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" и указания по ее заполнению. Срок предоставления Формы - с 16 февраля по 11 апреля 2022 года.
Статистические данные по указанной форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) виды экономической деятельности которых приведены в указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения, в том числе деятельность в сфере животноводства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Федерального закона N 209-ФЗ, Федерального закона N 282-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
При этом судами указано, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.11.2021, сведения поданы обществом в уполномоченный орган до 05.07.2022, статус субъекта МСП присвоен обществу 10.07.2022 (внесено в Реестр субъектом МСП) и на момент составления протокола об административном правонарушении от 28.04.2022 и вынесения оспариваемого постановления от 09.06.2022 фактически являлось субъектом МСП.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о наличии состава правонарушения не могут быть приняты во внимание.
Несогласие административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм права, повлиявшие на исход дела.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены по результатам пересмотра вступившего в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену судебного акта о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В оспариваемых судебных актах таких обстоятельств не установлено и в жалобе сведений о таких нарушениях не приведено.
Довод административного органа об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ судом кассационной инстанции не принимается.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Федерального закона N 209-ФЗ, Федерального закона N 282-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
...
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены по результатам пересмотра вступившего в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену судебного акта о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В оспариваемых судебных актах таких обстоятельств не установлено и в жалобе сведений о таких нарушениях не приведено.
Довод административного органа об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ судом кассационной инстанции не принимается."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2023 г. N Ф09-1587/23 по делу N А50-16840/2022