Екатеринбург |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А60-39523/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гайдука А. А., рассмотрел материалы кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Давлетбаева Сергея Ивановича на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (далее - общество "ТБО "Экосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Давлетбаеву Сергею Ивановичу (далее - предприниматель Давлетбаев С.И., ответчик, заявитель жалобы) о взыскании задолженности за период с 01.07.2019 по 31.05.2022 в сумме 197 406 руб. 13 коп., неустойки, начисленной за период с 11.08.2019 по 31.03.2022, в сумме 54 973 руб. 64 коп. (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично.
С предпринимателя Давлетбаева С.И. в пользу обществу "ТБО "Экосервис" взысканы задолженности в сумме 197 406 руб. 13 коп., неустойка, начисленная за период с 01.07.2019 по 31.03.2022, в сумме 51 430 руб. 69 коп., а также 7935 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель Давлетбаев С.И., не согласившись с названными судебными актами, обратился с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в заявленном объеме. В связи с этим предприниматель Давлетбаев С.И.полагает, что он не обязан оплачивать истцу стоимость не оказанных услуг.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, на основании заявки потребителя между обществом "ТБО "Экосервис" (региональный оператор) и предпринимателем Давлетбаевым С.И. (потребитель) заключен договор от 27.12.2019 N 728/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с коммунальными отходами 01.01.2019.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6.1 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств потребителем по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора).
В приложении N 1 к договору установлены: наименование объекта - г. Красноуфимск, ул. Мизерова, д. 119; вид деятельности - предприятия торговли, промтоварный магазин; количество расчетных единиц - 400 кв. м общей площади.
Согласно расчету регионального оператора, в период с июля 2019 года по май 2022 года предпринимателю Давлетбаеву С.И. оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 197 406 руб. 13 коп.
Ссылаясь на то, что ответчиком не исполнены обязательства по своевременной оплате оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, признав факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отсутствие доказательств оплаты стоимости оказанных услуг, наличия задолженности, пришел к выводу об удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг в сумме 197 406 руб. 13 коп.
Установив факт нарушения ответчиком сроков оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции признал подлежащим удовлетворению и требование о взыскании неустойки.
При этом, учитывая установленную сумму долга, ставку рефинансирования 7,5 %, действующую на момент принятия решения суда, судом произведен перерасчет неустойки, размер которой за период с 11.08.2019 по 31.03.2022 составил 51 430 руб. 69 коп., удовлетворив требование о взыскании неустойки в указанном размере.
В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона. При этом указал, что в отсутствие документального подтверждения факта оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период ответчику не истцом, а иным лицом, равно как и нормативного обоснования причин их оказания иным лицом, при наличии с 01.01.2019 в зоне Западного АПО-2 регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования истца о взыскании задолженности и неустойки правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно норме пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с нормой части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу нормы части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила от 03.06.2016 N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 9 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг.
К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном типовым договором, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65, частью 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт оказания обществом "ТБО "Экосервис" предпринимателю Давлетбаеву С.И. услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, признали исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, частично обоснованными.
Установив факт нарушения предпринимателем Давлетбаевым С.И. сроков оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суды первой и апелляционной инстанций признали подлежащим удовлетворению и требование о взыскании неустойки, скорректировав расчет, исходя из установленной суммы долга, ставки рефинансирования 7,5 %, и удовлетворили требования о взыскании неустойки, начисленной за период с 11.08.2019 по 31.03.2022, в сумме 51 430 руб. 69 коп..
В связи с этим обоснованно удовлетворили исковые требования частично.
Доводы заявителя жалобы о недоказанности факта оказания истцом ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в заявленном объеме, судом кассационной инстанции отклоняются.
Факт накопления твердых коммунальных отходов и оказания обществом "ТБО "Экосервис" услуг в спорный период ответчиком не опровергнут (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом по смыслу статьи 1, 24.6 Закона N 89-ФЗ региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Из данных положений следует вывод, что даже в отсутствие контейнерной площадки, твердых коммунальных отходов, образующиеся в результате деятельности ответчика (т.е. в случае складирование твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, не поименованных в договоре) в любом случае осуществляет региональный оператор, что предполагает оказание услуг ответчику.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами регионального оператора, предпринимателем Давлетбаевым С.И. суду не представлено.
Подставленные ответчиком договоры от 09.01.2019, от 25.01.2021, от 10.11.2021, от 05.04.2022, заключенные между ответчиком и иными лицами, счета, не опровергают факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с июля 2019 года по май 2022 года, поскольку предметом указанных договоров является прием вторичного сырья - картона, пленки.
При этом согласно статье 1 Закона N 89 к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
Следовательно, ответчик, осуществляя свою деятельность, образовывал твердые коммунальные отходы.
Между тем заключение договоров по обращению с отходами, не относящимися к твердым коммунальным отходам, не противоречит нормам действующего законодательства.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в материалы дела не представлены, как и не представлены доказательства того, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу твердых коммунальных отходов к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов о доказанности факта оказания истцом ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований для взыскания задолженности, не свидетельствует о нарушении судами норм материального права и подлежат отклонению. Указанный довод фактически направлен на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судом кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу нормы части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба предпринимателя Давлетбаева С.И. - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Давлетбаева Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подставленные ответчиком договоры от 09.01.2019, от 25.01.2021, от 10.11.2021, от 05.04.2022, заключенные между ответчиком и иными лицами, счета, не опровергают факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с июля 2019 года по май 2022 года, поскольку предметом указанных договоров является прием вторичного сырья - картона, пленки.
При этом согласно статье 1 Закона N 89 к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2023 г. N Ф09-1429/23 по делу N А60-39523/2022