Екатеринбург |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А60-29589/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Питер-Транс" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От общества с ограниченной ответственностью "Питер-Транс" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители Уральского таможенного управления - Субботина Е.В. (доверенность от 29.03.2023 N 49, диплом), Литвинова М.В. (доверенность от 27.12.2022 N 59, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Питер-Транс" (далее - заявитель, общество "Питер-Транс", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому таможенному управлению о признании незаконным решения от 21.02.2022 N 28-14/4.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Питер-Транс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь в кассационной жалобе на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает, что суды пришли к неправильному выводу о возникновении у общества в силу пункта 5 статьи 153 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении недоставленного перевозчиком до места назначения товара.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган указывает, что приведенные обществом доводы не подтверждают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, поскольку судами дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, сделаны правомерные и обоснованные выводы, в связи с чем основания для отмены судебных актов отсутствуют.
В представленных возражениях на отзыв таможенного органа общество не согласилось с его аргументами, указало, что судами при принятии судебных актов применен формальный подход вопреки фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 19.11.2021 Челябинской таможней принято решение N 10504000/210/191121/Т003447/00001 в отношении общества "Питер-Транс" о возложении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в общей сумме 874 774 руб. по транзитной таможенной декларации N 10216110/260520/0003738.
Не согласившись с решением по мотиву его незаконности и необоснованного возложения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов на общество "Питер-Транс", последний в административном (внесудебном) порядке обжаловало его 30.11.2021 в установленном порядке в вышестоящий орган - Уральское таможенное управление.
Уральским таможенным управлением 21.02.2022 вынесено решение N 28-14/4, которым в удовлетворении жалобы общества "Питер-Транс" отказано, а обжалуемое решение от 19.11.2021 N 10504000/210/191121/Т003447/00001 признано правомерным.
Не согласившись с решением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил того, что в случае если помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита товары не доставлены в место доставки, у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, следовательно у общества "Питер-Транс" возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товара. Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Транзитная декларация является одним из видов таможенных деклараций в силу пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 144 и пунктом 1 статьи 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, а также место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита.
В силу пункта 1 статьи 148 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка (перевалка), в том числе с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида транспорта, и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза, а также замена транспортных средств, перевозящих такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
В пункте 1 части 1 статьи 153 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 153 ТК ЕАЭС такая обязанность подлежит исполнению в случае, если товары не доставлены в место доставки товаров в установленный таможенным органом срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры не завершено в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 151 настоящего Кодекса.
При наступлении указанного обстоятельства сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается день помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита
Судами установлено, что между ООО "Транслига" и компанией Omniport GmbH (Германия) заключен контракт от 19.02.2019 N 3-2019 (далее - Контракт).
Пунктом 1.1. Контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить спецтехнику, согласно инвойсу, выставленному продавцом.
На таможенную территорию ЕАЭС (морской порт СанктПетербург) 18.05.2020 на судне "Р1уса" по морскому коносаменту N 2020153_188 прибыли товары, следовавшие в адрес ООО "Транслига" по инвойсу от 13.05.2020 N 20-43.
В судовом коносаменте N 2020153_ 188 заявлены сведения об общем весе товаров "Road train, truck+trail PC; machinery" - 21 050 кг.
Общество "Питер-Транс", действуя на основании заявки ООО "Транслига" на открытие процедуры таможенного транзита от 10.05.2020 N 4, подало на таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни транзитную декларацию (далее - ТД) N 10216110/260520/0003738.
В графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указанной декларации заявлены следующие сведения о товарах:
- товар N 1 "Автомобильная-ассенизаторская цистерна с насосным оборудованием, серийный номер 02118, объем 14500 л., год выпуска 2000, цвет белый, страна происхождения - Германия";
- товар N 2 "Ковш экскаваторный серийный N 16683, год выпуска 2008, цвет серый, страна происхождения - Германия".
Согласно сведениям, заявленным в графе 35 ТД "Вес брутто (кг)", вес товара N - 17750 кг, вес товара N 2 - 3300 кг.
В графе 53 "Орган назначения" указан Челябинский таможенный пост Челябинской таможни.
В период с 18.12.2020 года по 23.08.2021 Челябинской таможней проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой установлено и в акте камеральной таможенной проверки от 23.08.2022 N 10504000/210/230821/А003447 отражено, что товар "шасси транспортного средства Мерседес-Бенц Актрос 2543 без кабины, VIN N WDB9502031K538002" (далее - шасси) не доставлен в место доставки, указанной в транзитной декларации ТД N 10216110/260520/0003738, в связи с чем обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении данного товара подлежит исполнению декларантом таможенной процедуры таможенного транзита - обществом "Питер-Транс".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Челябинской таможней получено письмо Балтийской таможни от 11.06.2020 N 46-16/18484, согласно которому при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита по ТД N10216110/260520/0003738 было произведено таможенное наблюдение с фотографированием (акт таможенного наблюдения от 18.05.2020 N 10216110/180520/180520/004684).
В приложении к акту таможенного наблюдения от 18.05.2020 N 10216110/180520/180520/004684 содержатся фотографии транспортного средства с государственным регистрационным N Т151РВ174/ВР816174, на прицепе которого автомобильная ассенизаторская цистерна установлена на шасси голубого цвета.
По итогам таможенного наблюдения товары были размещены на складе временного хранения АО "Петролеспорт".
В письме от 12.03.2021 N 246/плп/2021 АО "Петролеспорт" на запрос Челябинской таможни сообщило, что в соответствии с транспортным (перевозочным) документом N 2020153_188 в постоянную зону таможенного контроля АО "Петролеспорт" был помещен "автопоезд с оборудованием Т151РВ174/ВР816174".
Сведения о наименовании груза указаны в расходном ордере от 26.05.2020 N 019305 на основании разнарядки на вывоз груза, сформированной лицом (экспедитором), номинированным морским перевозчиком на получение груза в порту и заверенной электронной подписью экспедитора. При этом в расходном ордере от 26.05. 2020 N 019305 указан VIN шасси.
В графе "наименование груза" указано "автопоезд груженый", в графе "примечание" - "1 ед. - спецтехника WDB 89502031К838002; 1 ед. - ковш", в графе "масса кг (брутто)" - "21 050". Перевозчиком товаров по коносаменту являлась компания Transfennica.
Представитель компании Transfennica на территории Российской Федерации - ООО "Трансфенника Раша", письмом от 09.08.2021 N 09_1/08-21 на запрос Челябинской таможни пояснил, что ООО "Трансфенника Раша" как агент линии Transfennica на основании доверенности ООО "Транслига" от 10.01.2020 номинировала компанию - общество "Питер-транс" на получение груза в порту Санкт-Петербург.
Оригинал грузового билета был выдан сотруднику общества "Питер-транс" Умблия Олегу Владимировичу, действовавшему на основании доверенности от 01.01.2020 N 2, обществом "Питер-транс" осуществлялось документальное оформление и вывоз автопоезда с терминала АО "Петролеспорт".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Челябинской таможней также получено письмо Представительства ФТС России в Германии от 03.12.2020 N 16-72/68068 о направлении информации и документов, полученных из Таможенного криминального ведомства Германии.
Из отчета Главной таможни г. Гиссен от 09.11.2020 N Z 4663 BML 133/2020-В3201 о проведенной проверке в отношении экспортной поставки строительной техники в Россию фирмой Omniport GMBH следует, что в рамках экспортной декларации N 20DE340127618325E8 вывезен кузов вместе с шасси и другие кузовные детали.
На шасси кузова фирмы "MULLER Umwelttechnik Gmbh&Co KG" VIN отсутствовал, поэтому в целях идентификации использовался серийный номер "02118".
Одновременно с отчетом представлены копии инвойса от 13.05.2020 N 20-43 (без указания VIN) и экспортной декларации N 20DE340127618325E8.
Письмом от 21.01.2021 N 16-73/02310 Представительство ФТС России в Германии направило дополнительные материалы, полученные из Таможенного криминального ведомства Германии.
Согласно письму Таможенного криминального ведомства Германии от 04.01.2021 в рамках проверочных мероприятий относительно внешнеэкономической деятельности компании Omniport GmbH был обнаружен инвойс от 13.05.2020 N 20-43, который содержит две товарные позиции для экспорта шасси автомобиля-ассенизатора с указанием номера VIN.
Из представленного криминальным ведомством Германии инвойса от 13.05.2020 N 20-43 следует, что в адрес ООО "ТрансЛига" направлены следующие товары:
1. "LKW-Fahrgestell von einem Saugwagen inkl. Saug-Pumpe, Mersedes Benz Actros 2543, ohne kabine, WDB 89502031K838002, MULLER Umwelltechnik GmbH&Co, seriennummer 02118, весом 17 750 кг";
2. "Brechloffel MB BF80/3 S4, seriennummer 16863, inkl.Lasthaken, весом 3300 кг".
Согласно письму Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области от 10.06.2020 N 05-08/1314, полученному в ответ на запрос Челябинской таможни от 05.06.2020 N 14-22/07157, в базе программного комплекса СКАТ-ТК в отношении транспортного средства с государственным регистрационным номером Т151РВ174 RUS, прицеп ВР16174 зарегистрирована информация о перевозке груза - кузов для автомобилей, весом 21,05 тонны.
Кроме того, из полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки снимков Системы контроля перемещения транспортных средств по федеральным дорогам Российской Федерации следует, что на платформе транспортного средства с государственными регистрационными N Т151РВ174/ВР816174, перевозившего спорный товар, размещено шасси голубого цвета, на котором установлена ассенизаторская цистерна.
Таким образом, совокупность вышеуказанных документов и сведений свидетельствует о том, что по инвойсу от 13.05.2020 N 20-43 в адрес ООО "Транслига" на территорию ЕАЭС по судовому коносаменту N 2020153_ 188 поступили товары общим весом 21 050 кг, в том числе товар - шасси.
На момент помещения обществом "Питер-транс" товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 10216110/260520/0003738 товар "автомобильная-ассенизаторская цистерна с насосным оборудованием, серийный номер 02118" был установлен на шасси.
При этом вес товара N 1 заявлен обществом "Питер-транс" в ТД N 10216110/260520/0003738 с учетом шасси - 17 750 кг.
Челябинским таможенным постом Челябинской таможни 05.06.2020 завершено действие таможенной процедуры таможенного транзита по ТД N 10216110/260520/0003738, ООО "Транслига" на Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10511010/040620/0092066.
В графе 31 ДТ заявлены сведения о товарах:
- товар N 1 "Кузов автомобильный - ассенизаторская цистерна в комплекте, серийный номер 02118";
- товар N 2 "Ковш экскаваторный серийный N 16683, год выпуска 2008, цвет серый, страна происхождения - Германия".
Согласно сведениям, заявленным в графе 35 ДТ "Вес брутто (кг)": вес товара N 1 - 17 750 кг.
Челябинским таможенным постом 09.06.2020 проведен таможенный досмотр товаров по ДТ, по результатам которого установлено и в акте таможенного досмотра N 10504080/090620/000200 отражено, что к досмотру предъявлено 2 грузовых места: ассенизаторская цистерна (товар N 1) и ковш экскаваторный (товар N 2).
При этом фактически вес товара N 1 составил 6020 кг., а не 17 750 кг., как заявлено в ТД и ДТ. По результатам таможенного досмотра вес товаров в ДТ скорректирован.
Учитывая изложенное, Челябинской таможней правомерно сделан вывод о том, что товар - шасси не доставлен в место доставки, указанное в ТД N 10216110/260520/0003738 (на Челябинский таможенный пост Челябинской таможни).
На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 153 ТК ЕАЭС на общество "ПитерТранс" возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товара - шасси.
Общество, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило достаточных и бесспорных доказательств, опровергающих выводы, сделанные таможенным органом и судами первой и апелляционной инстанций.
Судами правильно указано, что принимая на себя обязательства декларанта таможенного транзита товаров, общество "Питер-Транс" несет установленные ТК ЕАЭС для декларанта обязанности и ответственность.
Таким образом, поскольку сведения о весе товара N 1 заявлены обществом "Питер-транс" в ТД с учетом веса шасси, то соответственно, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренная пунктом 1 статьи 153 ТК ЕАЭС, возникла у общества "Питер-транс" как у декларанта.
Довод заявителя о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей в связи с завершением 05.06.2020 процедуры таможенного транзита и доставкой товаров до места доставки в том же объеме, что и заявлено в ТД, признан судами несостоятельным, поскольку товар N 1 доставлен в место доставки весом не 17 750 кг, как заявлено в ТД, а 6020 кг.
Доводы общества "Питер-Транс" относительного того, что судами не дана оценка действиям Балтийской таможни, агента морского перевозчика ООО "Трансфеника Раша", ответственных лиц склада СВХ АО "Петролеспорт", перевозчика "ЭТК" не имеет правового значения для оценки факта возникновения и исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, предусмотренной статьей 153 ТК ЕАЭС.
Вопреки доводам заявителя о том, что "разнарядка на вывоз груза" не существует, а судами не предложено Уральскому таможенному управлению предоставить такое доказательство, на которое последнее сослалось как на основание своих возражений на заявление общества "Питер-Транс", суд апелляционной инстанции отметил, что при наличии предоставленных АО "Петролеспорт" письма от 12.03.2021 N 246/плп/2021 и расходного ордера от 26.05.2020 N 019305, в котором указан VIN шасси (WDB 89502031К838002), а также учитывая совокупность других документов и сведений, необходимость в предоставлении такого документа отсутствовала.
Довод заявителя о том, что "шасси не входило в перечень товаров, указанных в страховом сертификате N ТТ20/099369" также несостоятелен, поскольку в страховом сертификате указан товар весом 21 050 кг, то есть с учетом шасси.
Довод заявителя о том, что номинирование общества "Питер-Транс" в качестве экспедитора не могло произойти до выдачи коносамента (19.05.2020), опровергается заявкой от 10.05.2020 N 4, согласно которой ООО "Транслига" поручило обществу "Питер-Транс" оформление транзита товаров, прибывших на транспортном средстве Т151РВ174, а также доверенностью от 10.01.2020, в соответствии с которой заявителю предоставляются, в том числе, права получать грузы, присутствовать при проведении таможенного досмотра, осуществлять таможенной оформление, а также совершать любые другие необходимые действия и формальности.
Таким образом суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, вышеприведенных выводов судов не опровергают, кассационная жалоба общества повторяет доводы, которые являлись предметом проверки судов и сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с их оценкой, иная интерпретация, а также иное толкование им норм закона, не свидетельствуют о судебной ошибке (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд округа не установил.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Питер-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно указано, что принимая на себя обязательства декларанта таможенного транзита товаров, общество "Питер-Транс" несет установленные ТК ЕАЭС для декларанта обязанности и ответственность.
Таким образом, поскольку сведения о весе товара N 1 заявлены обществом "Питер-транс" в ТД с учетом веса шасси, то соответственно, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренная пунктом 1 статьи 153 ТК ЕАЭС, возникла у общества "Питер-транс" как у декларанта.
...
Доводы общества "Питер-Транс" относительного того, что судами не дана оценка действиям Балтийской таможни, агента морского перевозчика ООО "Трансфеника Раша", ответственных лиц склада СВХ АО "Петролеспорт", перевозчика "ЭТК" не имеет правового значения для оценки факта возникновения и исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, предусмотренной статьей 153 ТК ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2023 г. N Ф09-1129/23 по делу N А60-29589/2022