Екатеринбург |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А07-37036/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Вдовина Ю. В., Поротниковой Е. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Башкортостан рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - казначейство) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители казначейства - Байназаров А.А. (доверенность от 29.12.2021 N 0100-19-06/10503, паспорт, диплом); Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" (далее - учреждение, Центр мониторинга) - Аминева Г.М. (доверенность 03.03.2023, паспорт, диплом); Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - Министерство) - Хазиева Э.М. (доверенность от 09.12.2022, диплом, паспорт).
В Арбитражный суд Республики Башкортостан из Ленинского районного суда города Уфы передано заявление Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление капитального строительства) к казначейству о признании незаконным представления от 03.06.2021 N 0100-21-06/3968 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Центр мониторинга, Министерство, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе казначейство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Доводы казначейства аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. Заявитель настаивает на том, что оспоренное представление выдано в адрес надлежащего лица.
Кроме того, заявитель, выражая несогласие с выводами судов, считает доказанными все указанные в представлении нарушения. Так, заявитель обращает внимание суда округа на то, что совокупный размер средств, предусмотренных на реализацию мероприятий 1 этапа Адресной программы в срок до 31.12.2020, израсходованных на приобретение жилых помещений, составил 7927494,79 руб. (приобретены 8 жилых помещений на основании договоров от 09.12.2019 N 149 и от 09.12.2019 N 151), при этом, регистрация прав на указанные объекты произведена за пределами финансового 2020 года - 25.01.2021 (пункт 1 представления); не обеспечено целевое использование бюджетных средств (пункт 2 представления); показатели результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не достигнуты (пункты 3,4 представления).
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 03.03.2021 N 89 в отношении управления капительного строительства казначейством проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда".
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2021 и вынесено представление от 03.06.2021 N 0100-21-06/3968 которым управлению капительного строительства предложено в срок до 15.07.2021 устранить следующие нарушения и принять меры по устранению их причин и условий:
1) в нарушение статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), приложения N 2 к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 N 238 (далее - Адресная программа) пункта 4.2.5 Соглашения от 29.07.2019 N182 "О предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" заключенного между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Соглашение N 182), не выполнены в установленный срок мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках 1 этапа реализации Адресной программы на сумму 7 927 494 руб. 9 коп. за счет средств Фонда, а именно - в связи с оформлением права муниципальной собственности на приобретенное жилье позже срока реализации этапа программы (из акта проверки следует, что на указанную сумму заявителем приобретены 8 жилых помещений на основании договоров от 09.12.2019 N 149 и от 09.12.2019 N 151, при этом, регистрация прав на указанные объекты произведена за пределами предусмотренного 1 этапом Адресной программы финансового 2020 года - 25.01.2021);
2) В нарушение статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, Адресной программы и пункта 4.2.1 Соглашения N 182 за счет средств Фонда приобретено жилое помещение для дальнейшего предоставления юридическому лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Джут-СТ" (далее - общество "Джут-СТ") на сумму 1 568 680 руб. 12 коп. (из акта проверки следует, что включенное в 1 этап Адресной программы помещение N 6, дома 38 по улице Коммунистическая в городе Уфе, площадью 38,8 кв.м, принадлежит обществу "Джут-СТ", тогда как учтено заявителем для целей приобретения жилых помещения для дальнейшего расселения граждан из аварийного жилищного фонда);
3) В нарушение статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, раздела 8 Адресной программы и пункта 4.2.6 Соглашения N 182 не достигнуты целевые показатели результативности 1 этапа Адресной программы в части расселяемых помещений (как следует из акта проверки, плановые значения показателей "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" (2,781 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" (291 человек) фактически не достигнуты, поскольку фактически расселены лишь 2 жилых помещения общей площадью 77,5 кв.м и 2 гражданина);
4) В нарушение статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, пункта 5 раздела 5 Адресной программы и пункта 4.2.13 Соглашения N 182 заявителем в Министерство представлен недостоверный отчет о достижении значений показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2021.
В этой связи в представлении заявителю предложено по пункту 4 представления - устранить нарушение путем предоставления в Минстрой достоверного отчета о достижении значений показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2021, предусмотренного пунктом 4.2.13 Соглашения N 182, и принять меры по устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности; по пунктам 1, 2, 3 представления - принять меры по устранению причин и условий нарушений, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.
Не согласившись с указанным представлением, управление капительного строительства оспорило его в судебном порядке.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, статьей 200 АПК РФ, исходя из положений бюджетного законодательства и конкретных обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого правового акта недействительным.
Выводы судов являются законными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Статьей 2 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено предоставление Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства или публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности указанной государственной корпорации в связи с ее присоединением к публично-правовой компании "Фонд развития территорий" с одновременным преобразованием указанной государственной корпорации в соответствии с федеральным законом) целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Требования региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрены статьей 16 Федерального закона N 185 -ФЗ.
Как установлено судами, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 N 238 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в которую включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в которых собственники помещений в установленный органом местного самоуправления срок не осуществили сноса или реконструкции признанного аварийным дома.
Согласно пункту 1 Адресной программы, ее реализация осуществляется с учетом возможностей долевого финансирования Фонда, а также средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
В целях предоставления и использования финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, между Фондом и Республикой Башкортостан заключен договор от 11.06.2019 N 59/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее - Договор N59/ПС), в соответствии с которым, Фонд на основании решений правления Фонда перечисляет Республике Башкортостан средства финансовой поддержки по заявкам Республики Башкортостан на предоставление указанной финансовой поддержки.
В приложении N 10 к Закону Республики Башкортостан от 24.12.2018 N26-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон N 26-з) среди поступлений доходов в бюджет Республики Башкортостан на 2019 год указаны безвозмездные поступления в бюджет от Фонда на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства - в размере 282421,2 тыс.руб. Приложением N 22 к Закону N 26-з предусмотрены субсидии бюджету города Уфы из бюджета Республики Башкортостан на 2019 год на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от Фонда - в размере 113500,9 тыс.руб., за счет средств бюджета Республики Башкортостан - в размере 2316,5 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления из Бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.05.2019 N 295 (далее - Порядок N 295), главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению субсидий является Министерство.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 04.03.2020 N 77 (пункт 15 Порядка N 295).
В соответствии с соглашением от 29.07.2019 N 182 "О предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", заключенным между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляются субсидии на реализацию I этапа Адресной программы в объеме 115817224 руб. 26 коп., из которых 113500879 руб. 77 коп. - за счет средств Фонда и 2316344 руб. 49 коп. - за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктами 1.3 и 2.3 Соглашения N 182, субсидия предоставляется Администрации при условии софинансирования расходного обязательства из средств местного бюджета в размере 23163444 руб. 84 коп. и наличия у городского округа город Уфа Республики Башкортостан аварийного жилищного фонда, которую Администрация обязуется принять и использовать по целевому назначению.
С учетом вышеуказанных положений суды верно заключили, что Администрация, являясь стороной указанного Соглашения, приняла на себя обязательства по целевому использованию субсидии, обеспечению результативности и эффективности ее использования, обеспечению реализации I этапа Адресной программы, обеспечению полного и своевременного освоения субсидии, достоверности представляемых отчетов, и иные обязательства, связанные с исполнением заключенного соглашения.
Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что обязанности по выполнению Соглашения N 182, а также ответственность за невыполнение и ненадлежащее исполнение условий соглашения лежат на Администрации.
При этом, судами учтено, что в соответствии с паспортом Адресной программы, исполнителями программы являются Министерство, Центр мониторинга и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (в том числе Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан).
С учетом изложенного, установив, что в соответствии с Положением об управлении капительного строительства, утвержденном решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/21, и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, последнее является самостоятельным юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного учреждения, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с полномочиями, установленными положениями БК РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, регулирующими бюджетные правоотношения, учредителем управления капительного строительства является Администрация, учитывая, что являясь самостоятельным юридическим лицом, управление капительного строительства, не включено в число исполнителей Адресной программы и не является стороной Соглашения N 182, принимая во внимание, что представление внесено в адрес юридического лица в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, принятых на себя другим юридическим лицом, в отсутствие соглашений между указанными юридическими лицами о передаче полномочий и ответственности в соответствии с принятыми обязательствами, суды правомерно заключили, что оспоренное представление вынесено в адрес ненадлежащего лица, что является самостоятельным основанием для признания такого представления не соответствующим закону.
Отклоняя доводы казначейства о том, что Положением об управлении капительного строительства, утвержденном решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/21, определены его функции в части обеспечения финансирования строительства, подготовке предложений по размещению объектов жилищного строительства и соцкультбыта с учетом комплексной застройки, участию в разработке и реализации республиканских и муниципальных программ по строительству социального жилья, а также удешевлению стоимости строящегося жилья, суды справедливо исходили из того, что наличие у заявителя указанных полномочий не подтверждает факт возникновения у него обязательств в части исполнения Адресной программы и Соглашения N 182.
Также, судами учтено, что отчетность о достижении плановых показателей результативности и эффективности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021, нарушение в составлении которой вменено управлению капитального строительства пунктом 4 оспоренного представления, подписана заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Муслимовым Р.А. При этом, наличие в этой отчетности также подписи начальника управления капитального строительства как исполнителя, не изменяет отношения сторон в рамках Соглашения N 182, которым именно на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по представлению указанной отчетности в Госкомитет.
Отклоняя доводы казначейства о том, что управление капитального строительства является главным распорядителем бюджетных средств городского округа город Уфа Республики Башкортостан, имеющим собственный лицевой счет администратора доходов городского округа в УФК по РБ, а также во исполнение условий Соглашения N 182 в рамках реализации мероприятий, предусмотренных 1 этапом Адресной программы заключал контракты на приобретение жилых помещений, суды правомерно исходили из того, что наделение управления капительного строительства статусом главного распорядителя бюджетных средств в пределах его полномочий, наличие у него соответствующих лицевых счетов, необходимых для получения таких бюджетных средств, равно как и заключение им контрактов на приобретение помещений в порядке реализации части полномочий органа местного самоуправления, не свидетельствует о включении его в состав участников Соглашения N 182 и не может служить основанием для возложения на него ответственности за нарушение требований бюджетного законодательства при исполнении такого Соглашения.
Кроме того, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили совокупность обстоятельств, свидетельствующих о незаконности выводов казначейства по фактам нарушений, изложенных в оспоренном представлении.
Как установлено судами, в пункте 1 представления содержится вывод о невыполнении в установленный срок мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках I этапа реализации Адресной программы на сумму 7927494 руб. 79 коп. за счет средств Фонда, связанное с оформлением права муниципальной собственности на приобретенное жилье позже срока реализации этого этапа Адресной программы, выразившемся в том, что оформление права муниципальной собственности на приобретенное жилье состоялось позже срока реализации этапа программы (на указанную сумму заявителем приобретены 8 жилых помещений на основании договоров от 09.12.2019 N 149 и от 09.12.2019 N 151, при этом, регистрация прав на указанные объекты произведена за пределами предусмотренного 1 этапом Адресной программы финансового 2020 года - 25.01.2021), что является нарушением пункта 4.2.5 Соглашения N 82, в соответствии с которым Администрация обеспечивает реализацию 1 этапа программы в части мероприятий по переселению граждан их аварийного жилищного фонда до 31 декабря 2020 года.
Однако, судами учтено, что по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 149 (с учетом дополнительных соглашений) некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (застройщик) обязалась построить, многоквартирный дом на земельном участке с кадастровым номером 02:55:051401:3940 и передать в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан 5 однокомнатных квартир N N 31, 32, 33, 40, 41 на общую сумму 6949404 руб. 75 коп., из которых 5348471 руб. 47 коп. - за счет средств Фонда, а управление капительного строительства (заказчик) обязалось принять и оплатить жилые помещения. Оплата по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 149 произведена в соответствии с пунктом 3.3 контракта поэтапно в размере 5348471 руб. 47 коп. в период с 20.12.2019 по 31.12.2020.
В соответствии с актом приема-передачи жилых помещений от 30.12.2020, застройщик передал, а заказчик принял жилые помещения N N31, 32, 33, 40, 41 в жилом доме по адресу: город Уфа, улица Гази Загитова, 9.
По муниципальному контракту от 09.12.2019 N 151 (с учетом дополнительных соглашений) некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (застройщик) обязалась построить многоквартирный дом на земельном участке с кадастровым номером 02:55:051401:3940 и передать в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан 3 однокомнатные квартиры N N 42, 49, 50 на общую сумму 4169642 руб. 85 коп., из которых 2579023 руб. 32 коп. - за счет средств Фонда, а управление капительного строительства (заказчик) обязалось принять и оплатить жилые помещения.
Оплата по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 151 произведена в соответствии с пунктом 3.3 контракта поэтапно в размере 2579023 руб. 32 коп. в период с 20.12.2019 по 31.12.2020.
В соответствии с актом приема-передачи жилых помещений от 30.12.2020 застройщик передал, а заказчик принял жилые помещения N N 42, 49, 50 в жилом доме по адресу: город Уфа, улица Гази Загитова, 9.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что по указанным контрактам стороны исполнили свои обязательства в части выполнения работ и их оплаты до конца финансового 2020 года, что соответствует условиям 1 этапа Адресной программы.
При этом, судами также учтено, что действительно, в соответствии с пунктом 5.3 указанных муниципальных контрактов, заказчик обязался в течение 45 дней с даты приемки жилых помещений по актам приема-передачи зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости, на жилые квартиры N N31, 32, 33, 40, 41, 42, 49, 50 в указанном многоквартирном доме 25.01.2021 и 26.01.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования Городской округ город Уфа Республики Башкортостан на основании названных муниципальных контрактов и актов приема-передачи.
Однако, как верно заключили суды, регистрация управлением капительного строительства права собственности на жилые помещения за переделами финансового 2020 года не свидетельствует о расходовании бюджетных средств в указанной выше сумме с нарушением принципа их целевого использования, равно как не свидетельствует и об освоении таких средств за переделами I этапа реализации Адресной программы.
С учетом изложенного, установив, что средства субсидии в размере 7927494 руб. 79 коп. полностью использованы в течение финансового 2020 года, неиспользованного остатка средств субсидии, направленных на оплату муниципальных контрактов от 09.12.2019 N N 149, 151, по состоянию на 01.01.2021 не имелось, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии нарушений, изложенных в пункте 1 представления.
При исследовании законности пункта 2 оспоренного представления судами установлено, что управлению вменяется в вину приобретение за счет средств Фонда жилого помещения по адресу: город Уфа, улица Коммунистическая, дом 38, квартира, включенного в 1 этап Адресной программы, для дальнейшего предоставления юридическому лицу - обществу "Джут-СТ" на сумму 1568680 руб. 12 коп., что свидетельствует, по мнению казначейства, о нецелевом расходовании денежных средств Фонда (размер нецелевого расходования средств определен исходя из стоимости 1кв.м. - 40429 руб. 90 коп., и площади жилого помещения, переданного ООО "Джут-СТ" - 38,8 кв.м).
Однако, судами учтено, что письмом от 25.03.2021 N 01-05-00787/9 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в Министерство и Центр мониторинга с просьбой об исключении из I этапа Адресной программы указанной квартиры и использовании в этих целях иной приобретенной квартиры N 237 дома N 19 по бульвару Назара Наджми в городе Уфа, для расселения жилого помещения - квартиры N 1 по ул. Октябрьской революции, дом 63, находящейся в V этапе Адресной программы.
На основании указанного письма Администрации Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 05.07.2021 N 337 о внесении изменений в Адресную программу, которыми предусмотрено исключение жилого помещения, принадлежавшего обществу "Джут-СТ", из перечня расселяемых жилых помещений Адресной программы за счет средств Фонда.
Судами приняты во внимание пояснения управления капитального строительства, Министерства и Центра мониторинга о том, что принятие ими иных мер (помимо направления указанного письма) невозможно, поскольку формирование Адресной программы не относится к их полномочиям.
Исходя из изложенного, суды верно заключили, что меры по недопущению использования спорного жилого помещения, закупленного за счет средств субсидии, были приняты задолго до внесения оспоренного представления от 03.06.2021 и принятие иных мер невозможно, в связи с чем, требования казначейства об устранении причин и условий указанного нарушения признаны не соответствующими требованиям законодательства.
Пунктами 3 и 4 оспоренного представления заявителю вменено в вину недостижение целевых значений показателей результативности и эффективности использования субсидии (недостижение целевых показателей в количестве 67 человек и 464 кв.м. расселяемой площади), а также предоставление в связи с этим недостоверной отчетности по состоянию на 01.01.2021 о достижении таких по состоянию на 01.01.2021.
При этом, казначейство исходило из того, что согласно представленному Отчету о достижении значений результативности и эффективности плановые значения показателей "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" (2,781 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" (291 чел.) фактически достигнуты, однако, фактически расселены лишь 2 жилых помещения, включенных в Адресную программу, общей площадью 77,5кв.м (расположенные по адресам: улица Правая Белая, дом 8 а, помещение 4 а, и помещение 8) и 2 гражданина; судебные споры по вопросам расселения ведутся в отношении еще 222 граждан и 62 помещений.
То есть, по мнению казначейства, для оценки достижения указанных показателей, с учетом части 14 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, могли быть учтены лишь 2,31724 тыс. кв.м жилых помещений (что, по утверждению УФК по РБ, соответствует общей площади указанных 64 помещений) и 224 человек (что, по утверждению УФК по РБ, соответствует общей численности проживающих в этих помещениях человек), а потому не достигнуты показатели "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" - в размере 0,464 тыс. кв.м (2,781 тыс. к.м - 2,31724 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" - в размере 67 человек (291 человек - 224 человек).
В обоснование приведенных в пунктах 3,4 оспоренного предписания выводов казначейство ссылалось на то, что факт недостижения показателей результативности и эффективности использования субсидии подтверждается таблицей аварийных жилых помещений, имеющейся в материалах проверки, в которой выделены цветом жилые помещения, расселенные за пределами срока реализации I этапа Адресной программы, при этом, выделенные жилые помещения не могут быть учтены при оценке достижения показателей эффективности использования субсидии.
В соответствии с пунктом 19 Порядка N 295, муниципальные образования Республики Башкортостан - получатели субсидии обеспечивают достижение следующих показателей результата использования субсидии: количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда; количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 27 Порядка N 295 на муниципальные образования Республики Башкортостан возложена обязанность ежегодно до 1 февраля года, следующего за годом предоставления субсидий, представлять в Минстрой сведения о достижении значений результатов использования субсидий.
В соответствии с пунктом 4.2.7 Соглашения N 182, Администрация обеспечивает достоверность информации, содержащейся в представляемых отчетах. Приложениями N N2, 3 к Адресной программе (в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2020 N793) установлены следующие значения показателей результативности и эффективности использования Субсидии: по показателю "всего расселяемая площадь жилых помещений" - 2780,8 кв.м; по показателю "число жителей, планируемых к переселению" - 291 человек.
Установив, что в представленной таблице выделены всего 15 жилых помещений (строки таблицы: 3, 6, 12,13, 28, 35, 38, 51, 52, 53, 60, 70, 76, 77, 78), и количество жильцов по выделенным помещениям составляет 46 человек, учитывая, что пояснения относительно выявленных расхождений и размера недостигнутых показателей казначейством представлены в материалы не были, в то же время в отзыве по делу от 12.10.2022, а также в апелляционной жалобе казначейство отразило, что фактические значения показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда заявителем достигнуты в следующих размерах: по показателю "количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" - 0,0775 тыс. кв.м; по плановому показателю "количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" - 2 человека, суды справедливо заключили, что указанные показатели соответствуют лишь двум фактически расселенным жилым помещениям и не учитывают помещения, в отношении которых имеются судебные споры.
Исходя из этого, учитывая информацию о движении судебных дел, а также копий договоров социального найма и постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, установив, что по состоянию на 31.12.2020 по иным помещениям имелись судебные споры, рассмотрение которых судами окончено только в 2021 году, суды правомерно исходили из того, что в силу пункта 14 статьи 16 Закона N 185-ФЗ эти помещения должны учитываться в целях оценки достижения целевых показателей реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с чем, учитывая, что представленные материалы проверки не позволяют установить метраж таких помещений и количество проживающих в них человек, суды пришли к верному выводу о недоказанности факта недостижения показателей результативности и эффективности использования субсидии, в связи с чем пункты 3 и 4 оспоренного представления об устранении нарушений (их причин и условий)в части недостижении плановых показателей результативности и эффективности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 и представления недостоверного отчета о достижении признали необоснованными.
Кроме того, судами учтено, что формулировки представления в части требований об устранении причин и условий нарушений по пунктам 1, 2, 3 не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должен совершить заявитель в целях его исполнения.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды правомерно указали на наличие оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы казначейства подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов по результатам кассационного производства.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в представленной таблице выделены всего 15 жилых помещений (строки таблицы: 3, 6, 12,13, 28, 35, 38, 51, 52, 53, 60, 70, 76, 77, 78), и количество жильцов по выделенным помещениям составляет 46 человек, учитывая, что пояснения относительно выявленных расхождений и размера недостигнутых показателей казначейством представлены в материалы не были, в то же время в отзыве по делу от 12.10.2022, а также в апелляционной жалобе казначейство отразило, что фактические значения показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда заявителем достигнуты в следующих размерах: по показателю "количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" - 0,0775 тыс. кв.м; по плановому показателю "количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" - 2 человека, суды справедливо заключили, что указанные показатели соответствуют лишь двум фактически расселенным жилым помещениям и не учитывают помещения, в отношении которых имеются судебные споры.
Исходя из этого, учитывая информацию о движении судебных дел, а также копий договоров социального найма и постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, установив, что по состоянию на 31.12.2020 по иным помещениям имелись судебные споры, рассмотрение которых судами окончено только в 2021 году, суды правомерно исходили из того, что в силу пункта 14 статьи 16 Закона N 185-ФЗ эти помещения должны учитываться в целях оценки достижения целевых показателей реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с чем, учитывая, что представленные материалы проверки не позволяют установить метраж таких помещений и количество проживающих в них человек, суды пришли к верному выводу о недоказанности факта недостижения показателей результативности и эффективности использования субсидии, в связи с чем пункты 3 и 4 оспоренного представления об устранении нарушений (их причин и условий)в части недостижении плановых показателей результативности и эффективности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 и представления недостоверного отчета о достижении признали необоснованными."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2023 г. N Ф09-1704/23 по делу N А07-37036/2021