г. Челябинск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А07-37036/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2022 по делу N А07-37036/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Нурмухамедов Э.А. (доверенность N 2566/1 от 16.12.2022, диплом);
Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Зиганшин А.А. (доверенность N 0100-19-06/5519 от 05.08.2022, диплом).
В Арбитражный суд Республики Башкортостан из Ленинского районного суда г. Уфы передано заявление Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, УКС Администрации ГО г. Уфа РБ) к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по РБ) о признании незаконным представления от 03.06.2021 N 0100-21-06/3968 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Республики Башкортостан привлечены Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" (далее - Центр мониторинга), Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - Минстрой) и Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2022 (резолютивная часть решения объявлена 12.10.2022) требования заявителя удовлетворены, оспоренное представление признано незаконным.
УФК по РБ не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке, указывая на несоответствие вводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на законность и обоснованность оспоренного представления. Полагает неверным вывод суда о выставлении оспоренного представления в адрес ненадлежащего лица - УКС Администрации ГО г. Уфы РБ в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принятых иным юридическим лицом - Администрацией ГО г. Уфы РБ. В этой связи обращает внимание на то, что УКС Администрации ГО г. Уфы РБ подчиняется Администрации ГО г. Уфы РБ, являющейся его учредителем, выполняет функции в сфере обеспечения выполнения программ капитального строительства в целях комплексного развития городского округа, координирует деятельность организаций строительного комплекса по выполнению программ капитального строительства, вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства в городском округе за счет государственных капиталовложений и бюджета городского округа, выступает заказчиком и контролирует строительство объектов в пределах средств бюджета городского округа, обеспечивает целевое рациональное использование средств бюджета городского округа, выделяемых на финансирование строительства объектов в городском округе, и является главным распорядителем бюджетных средств городского округа город Уфа Республики Башкортостан, имеющим собственный лицевой счет администратора доходов городского округа в УФК по РБ, а потому в пределах своих полномочий несет обязательства по исполнению Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 N 238 (далее - Адресная программа) и Соглашения от 29.07.2019 N 182 "О предоставлении из бюджета республики Башкортостан субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Соглашение N 182). Кроме того УКС Администрации ГО г. Уфа РБ в соответствии с Соглашением N 182 в рамках реализации мероприятий, предусмотренных 1 этапом Адресной программы заключен контракты на приобретение жилых помещений. Указанные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, подтверждают правомерность адресации оспоренного представления именно заявителю.
Также подателем жалобы приводятся возражения в отношении вывода суда первой инстанции о недоказанности всех указанных в представлении нарушений.
В частности, податель жалобы обращает внимание на то, что совокупный размер средств, предусмотренных на реализацию мероприятий 1 этапа Адресной программы в срок до 31.12.2020, израсходованных на приобретение жилых помещений, составил 7927494,79 руб. (приобретены 8 жилых помещений на основании договоров от 09.12.2019 N 149 и от 09.12.2019 N 151), при этом, регистрация прав на указанные объекты произведена за пределами финансового 2020 года - 25.01.2021, то есть нарушение, изложенное в пункте 1 представления, подтверждено.
Применительно к пункту 2 представления УКС Администрации ГО г. Уфа РБ обращает внимание на то, что расходование средств Фонда в соответствии с Адресной программой составило 40429,9 руб. на 1кв.м расселяемой площади аварийного жилья (плановое расходование составило 41255 руб. за 1кв.м). При этом проверкой установлено, что включенное в 1 этап Адресной программы помещение N 6, дома 38 по ул. Коммунистическая в г. Уфе, площадью 38,8кв.м, принадлежит ООО "Джут-СТ", тогда как учтено заявителем для целей приобретения жилых помещения для дальнейшего расселения граждан из аварийного жилищного фонда, то есть, целевое использование бюджетных средств в этой части не обеспечено, что и отражено в пункте 2 представления.
Применительно к пунктам 3 и 4 представления обращает внимание на то, что показатели результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не достигнуты. Указывает на то, что из отчета заявителя о достижении значений результативности и эффективности следует, что плановые значения показателей "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" (2,781 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" (291 чел.) фактически достигнуты, однако, фактически расселены лишь 2 жилых помещения общей площадью 77,5кв.м и 2 гражданина, при этом судебные споры по вопросам расселения ведутся в отношении еще 222 граждан и 62 помещений. То есть, для оценки достижения указанных показателей, в соответствии с частью 14 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), могут быть учтены лишь 2,31724 тыс. кв.м жилых помещений и 224 человек, а потому приведенный в представлении вывод о недостижении плановых показателей в этой части является обоснованным, так как фактически не достигнуты показатели "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" - в размере 0,464 тыс. кв.м и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" - в размере 67 человек, что привело к неэффективному использованию субсидии в сумме 19142320 руб., в том числе из средств федерального бюджета - 18759473,6 руб. (из расчета 464кв.м по 41255 руб. за 1 кв.м). Также, указанные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности отчетности общества в части указания на достижение названных плановых показателей, что повлекло ответственность в размере 500000 руб.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились. От Центра мониторинга в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Центр мониторинга против удовлетворения жалобы возражает.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по РБ от 03.03.2021 N 89 должностными лицами этого управления в период с 05.03.2021 по 29.03.2021 в отношении УКС Администрации ГО г. Уфа РБ проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда". Итоги проверки отражены в Акте от 29.03.2021.
По результатам проверки УФК по РБ в адрес заявителя вынесено представление от 03.06.2021 N 0100-21-06/3968, которым предложено в срок до 15.07.2021 устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий:
1) В нарушение статьи 16 Закона N 185-ФЗ, приложения N 2 к Адресной программе (План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения), пункта 4.2.5 Соглашения N 182, не выполнены в установленный срок мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках 1 этапа реализации Адресной программы на сумму 7927494,9 руб. за счет средств Фонда, а именно - в связи с оформлением права муниципальной собственности на приобретенное жилье позже срока реализации этапа программы (из акта проверки следует, что на указанную сумму заявителем приобретены 8 жилых помещений на основании договоров от 09.12.2019 N 149 и от 09.12.2019 N 151, при этом, регистрация прав на указанные объекты произведена за пределами предусмотренного 1 этапом Адресной программы финансового 2020 года - 25.01.2021);
2) В нарушение статьи 16 Закона N 185-ФЗ, Адресной программы и пункта 4.2.1 Соглашения N 182 за счет средств Фонда приобретено жилое помещение для дальнейшего предоставления юридическому лицу - ООО "Джут-СТ" на сумму 1568680,12 руб. (из акта проверки следует, что включенное в 1 этап Адресной программы помещение N 6, дома 38 по ул. Коммунистическая в г. Уфе, площадью 38,8кв.м, принадлежит ООО "Джут-СТ", тогда как учтено заявителем для целей приобретения жилых помещения для дальнейшего расселения граждан из аварийного жилищного фонда);
3) В нарушение статьи 16 Закона N 185-ФЗ, раздела 8 Адресной программы и пункта 4.2.6 Соглашения N 182 не достигнуты целевые показатели результативности 1 этапа Адресной программы в части расселяемых помещений (как следует из акта проверки, плановые значения показателей "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" (2,781 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" (291 чел.) фактически не достигнуты, поскольку фактически расселены лишь 2 жилых помещения общей площадью 77,5кв.м и 2 гражданина);
4) В нарушение статьи 16 Закона N 185-ФЗ, пункта 5 раздела 5 Адресной программы и пункта 4.2.13 Соглашения N 182 заявителем в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан представлен недостоверный Отчет о достижении значений показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2021.
В этой связи в представлении заявителю предложено:
- по пункту 4 представления - устранить нарушение путем предоставления в Минстрой достоверного отчета о достижении значений показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2021, предусмотренного пунктом 4.2.13 Соглашения N 182, и принять меры по устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности;
- по пунктам 1, 2, 3 представления - принять меры по устранению причин и условий нарушений, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.
Не согласившись с указанным представлением управления, УКС Администрации ГО г. Уфы РБ оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о необоснованности оспоренного представления.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2).
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092), в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абз.1, 2 подпункт "а" пункт 6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункт 68).
Таким образом, оспоренное представление выдано УФК по РБ в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу положений статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).
Статьей 2 Закона N 185-ФЗ предусмотрено предоставление Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства или публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности указанной государственной корпорации в связи с ее присоединением к публично-правовой компании "Фонд развития территорий" с одновременным преобразованием указанной государственной корпорации в соответствии с федеральным законом) целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно статье 16 Закона N 185-ФЗ, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; 4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (часть 2). Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2.1). Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (часть 6). Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа (часть 11). Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина (часть 14).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 N 238 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в которую включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в которых собственники помещений в установленный органом местного самоуправления срок не осуществили сноса или реконструкции признанного аварийным дома.
Согласно пункту 1 Адресной программы, реализация Адресной программы осуществляется с учетом возможностей долевого финансирования Фонда, а также средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
В целях предоставления и использования финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, между Фондом и Республикой Башкортостан заключен договор от 11.06.2019 N 59/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее - Договор N59/ПС), в соответствии с которым, Фонд на основании решений правления Фонда перечисляет Республике Башкортостан средства финансовой поддержки по заявкам Республики Башкортостан на предоставление указанной финансовой поддержки.
В приложении N 10 к Закону Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 26-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон N 26-з) среди поступлений доходов в бюджет Республики Башкортостан на 2019 год указаны безвозмездные поступления в бюджет от Фонда на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства - в размере 282421,2 тыс.руб.
Приложением N 22 к Закону N 26-з предусмотрены субсидии бюджету города Уфы из бюджета Республики Башкортостан на 2019 год на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от Фонда - в размере 113500,9 тыс.руб., за счет средств бюджета Республики Башкортостан - в размере 2316,5 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления из Бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.05.2019 N 295 (далее - Порядок N 295), главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению субсидий является Минстрой.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 04.03.2020 N 77 (пункт 15 Порядка N 295).
29.07.2019 между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключено соглашение от 29.07.2019 N 182 "О предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", предметом которого является предоставление из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан субсидии на реализацию I этапа Адресной программы в объеме 115817224 руб. 26 коп., из которых 113500879 руб. 77 коп. - за счет средств Фонда и 2316344 руб. 49 коп. - за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктами 1.3 и 2.3 Соглашения N 182, субсидия предоставляется Администрации при условии софинансирования расходного обязательства из средств местного бюджета в размере 23163444 руб. 84 коп. и наличия у городского округа город Уфа Республики Башкортостан аварийного жилищного фонда, которую Администрация обязуется принять и использовать по целевому назначению.
Таким образом, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являясь стороной указанного Соглашения, приняла на себя обязательства по целевому использованию субсидии, обеспечению результативности и эффективности ее использования, обеспечению реализации I этапа Адресной программы, обеспечению полного и своевременного освоения Субсидии, достоверности представляемых отчетов, и иные обязательства, связанные с исполнением заключенного соглашения.
В рассматриваемой ситуации УФК по РБ проведена проверка исполнения указанных выше Адресной программы и Соглашения N 182 в отношении УКС Администрации ГО г. Уфа РБ. Основанием для выдачи заявителю оспоренного представления от 03.06.2021 N 0100-21-06/3968 послужили выводы УФК по РБ о допущенных нарушениях при использовании бюджетных средств (средств федерального бюджета и средств бюджета Республики Башкортостан) при реализации этих Адресной программы и Соглашения.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, из Акта проверки следует, что обязанности по выполнению Соглашения N 182, а также ответственность за невыполнение и ненадлежащее исполнение условий соглашения лежат на Администрации, а в соответствии с паспортом Адресной программы, исполнителями программы являются Минстрой, Центр мониторинга и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (в том числе Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан).
Судом установлено, что в соответствии с Положением об УКС Администрации ГО г. Уфа РБ, утвержденном решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/21, и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, заявитель является самостоятельным юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного учреждения, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с полномочиями, установленными положениями БК РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, регулирующими бюджетные правоотношения, его учредителем является Администрация.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно согласился с поддержанным Минстроем и Центром мониторинга мнением заявителя о вынесении оспоренного представления в адрес ненадлежащего лица, поскольку заявитель, являясь самостоятельным юридическим лицом, не включен в число исполнителей Адресной программы и не является стороной Соглашения N 182 (представление внесено в адрес юридического лица в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, принятых на себя другим юридическим лицом, в отсутствие соглашений между указанными юридическими лицами о передаче полномочий и ответственности в соответствии с принятыми обязательствами).
Доводу УФК по РБ о том, что Положением об УКС Администрации ГО г. Уфа РБ, утвержденном решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/21 определены функции заявителя в части обеспечения финансирования строительства, подготовке предложений по размещению объектов жилищного строительства и соцкультбыта с учетом комплексной застройки, участию в разработке и реализации республиканских и муниципальных программ по строительству социального жилья, а также удешевлению стоимости строящегося жилья, судом первой инстанции дана надлежащая оценка. В частности, судом отмечено, что наличие у заявителя указанных полномочий не подтверждает факт возникновения у него обязательств в части исполнения Адресной программы и Соглашения N 182.
Также, судом принято во внимание то обстоятельство, что отчетность о достижении плановых показателей результативности и эффективности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 (нарушение в составлении которой вменено заявителю пунктом 4 оспоренного представления) подписана заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Муслимовым Р.А. Наличие в этой отчетности также подписи начальника УКС Администрации ГО г. Уфа по РБ Осипова А.Ф., как исполнителя, не изменяет отношения сторон в рамках Соглашения N 182, которым именно на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по представлению указанной отчетности в Госкомитет.
Податель апелляционной жалобы дополнительно указывает на то обстоятельство, что заявитель является главным распорядителем бюджетных средств городского округа город Уфа Республики Башкортостан, имеющим собственный лицевой счет администратора доходов городского округа в УФК по РБ, а также во исполнение условий Соглашения N 182 в рамках реализации мероприятий, предусмотренных 1 этапом Адресной программы заключал контракты на приобретение жилых помещений.
Между тем, названные обстоятельства также не свидетельствуют об отнесении заявителя к числу субъектов, ответственных за исполнение Соглашения N 182. Суд апелляционной инстанции отмечает, что наделение заявителя статусом главного распорядителя бюджетных средств в пределах его полномочий, наличие у него соответствующих лицевых счетов, необходимых для получения таких бюджетных средств, равно как и заключение им контрактов на приобретение помещений в порядке реализации части полномочий органа местного самоуправления, не свидетельствует о включении его в состав участников Соглашения N 182 и не может служить основанием для возложения на него ответственности за нарушение требований бюджетного законодательства при исполнении такого Соглашения.
Адресация оспоренного представления ненадлежащему субъекту является самостоятельным основанием для признания такого представления не соответствующим закону.
Применительно к изложенным в представлении фактам нарушений суд апелляционной инстанции полагает необходимым обратить внимание на следующее.
В пункте 1 представления указано на невыполнение в установленный срок мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках I этапа реализации Адресной программы на сумму 7927494 руб. 79 коп. за счет средств Фонда, связанное с оформлением права муниципальной собственности на приобретенное жилье позже срока реализации этого этапа Адресной программы.
Из акта проверки следует, что установлено неэффективное расходование средств Фонда, израсходованных на приобретение в собственность жилых помещений 25.01.2021 (указаны платежные поручения от 20.12.2019 N 154629, от 11.06.2020 N 55434, от 01.09.2020 N 83903, от 31.12.2020 N 136583 по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 149 на общую сумму 5348471 руб. 47 коп.; платежные поручения от 20.12.2019 N154201, от 11.06.2020 N55441, от 15.07.2020 N83905 (действительная дата платежного поручения - 01.09.2020), от 31.12.2020 N136574 по муниципальному контракту от 09.12.2019 N151 на общую сумму 2579023 руб. 32 коп.), и предусмотренных на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, связанное с неосуществлением необходимых действий, направленных на государственную регистрацию права собственности, в указанном размере.
В обоснование этого нарушения указывается на то, что в установленный срок мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках 1 этапа реализации Адресной программы на сумму 7927494,9 руб. за счет средств Фонда не выполнены, а именно - оформление права муниципальной собственности на приобретенное жилье состоялось позже срока реализации этапа программы (на указанную сумму заявителем приобретены 8 жилых помещений на основании договоров от 09.12.2019 N 149 и от 09.12.2019 N 151, при этом, регистрация прав на указанные объекты произведена за пределами предусмотренного 1 этапом Адресной программы финансового 2020 года - 25.01.2021).
В этой связи УФК по РБ полагает, что допущено нарушение пункта 4.2.5 Соглашения N 82, в соответствии с которым Администрация обеспечивает реализацию 1 этапа программы в части мероприятий по переселению граждан их аварийного жилищного фонда до 31 декабря 2020 года.
Исследовав фактические обстоятельства применительно к этому нарушению, суд первой инстанции установил, что по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 149 (с учетом дополнительных соглашений) некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (застройщик) обязалась построить, многоквартирный дом на земельном участке с кадастровым номером 02:55:051401:3940 и передать в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан 5 однокомнатных квартир N N 31, 32, 33, 40, 41 на общую сумму 6949404 руб. 75 коп., из которых 5348471 руб. 47 коп. - за счет средств Фонда, а заявитель (заказчик) обязался принять и оплатить жилые помещения.
Оплата по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 149 произведена в соответствии с пунктом 3.3 контракта поэтапно в размере 5348471 руб. 47 коп. в период с 20.12.2019 по 31.12.2020.
В соответствии с актом приема-передачи жилых помещений от 30.12.2020, застройщик передал, а заказчик принял жилые помещения N N 31, 32, 33, 40, 41 в жилом доме по адресу: г. Уфа, ул. Гази Загитова, 9.
По муниципальному контракту от 09.12.2019 N 151 (с учетом дополнительных соглашений) некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (застройщик) обязалась построить многоквартирный дом на земельном участке с кадастровым номером 02:55:051401:3940 и передать в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан 3 однокомнатные квартиры N N 42, 49, 50 на общую сумму 4169642 руб. 85 коп., из которых 2579023 руб. 32 коп. - за счет средств Фонда, а заявитель (заказчик) обязался принять и оплатить жилые помещения.
Оплата по муниципальному контракту от 09.12.2019 N 151 произведена в соответствии с пунктом 3.3 контракта поэтапно в размере 2579023 руб. 32 коп. в период с 20.12.2019 по 31.12.2020.
В соответствии с актом приема-передачи жилых помещений от 30.12.2020 застройщик передал, а заказчик принял жилые помещения N N 42, 49, 50 в жилом доме по адресу: г. Уфа, ул. Гази Загитова, 9.
Таким образом, по указанным контрактам стороны исполнили свои обязательства в части выполнения работ и их оплаты до конца финансового 2020 года, что соответствует условиям 1 этапа Адресной программы.
В соответствии с пунктом 5.3 указанных муниципальных контрактов, заказчик обязался в течение 45 дней с даты приемки жилых помещений по актам приема-передачи зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости, на жилые квартиры N N 31, 32, 33, 40, 41, 42, 49, 50 в указанном многоквартирном доме 25.01.2021 и 26.01.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования Городской округ город Уфа Республики Башкортостан на основании названных муниципальных контрактов и актов приема-передачи.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, регистрация заявителем права собственности на жилые помещения за переделами финансового 2020 года не свидетельствует о расходовании бюджетных средств в указанной выше сумме с нарушением принципа их целевого использования, равно как не свидетельствует и об освоении таких средств за переделами I этапа реализации Адресной программы.
Судом первой инстанции принято во внимание, что средства субсидии в размере 7927494 руб. 79 коп. полностью использованы в течение финансового 2020 года, неиспользованного остатка средств субсидии, направленных на оплату муниципальных контрактов от 09.12.2019 N N 149, 151, по состоянию на 01.01.2021 не имелось.
В этой связи изложенный в пункте 1 оспоренного представления вывод о допущенном нарушении статьи 16 Закона N 185-ФЗ, приложения N 2 к Адресной программе и пункта 4.2.5 Соглашения N 182 обоснованно признан судом первой инстанции неправомерным.
Из пункта 2 оспоренного представления следует, что заявителю вменяется в вину приобретение за счет средств Фонда жилого помещения по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая, д.38, кв.6, включенного в 1 этап Адресной программы, для дальнейшего предоставления юридическому лицу - ООО "Джут-СТ" на сумму 1568680 руб. 12 коп. В этой связи УФК по РБ пришло к выводу о нецелевом расходовании указанных денежных средств Фонда (размер нецелевого расходования средств определен исходя из стоимости 1кв.м. - 40429 руб. 90 коп., и площади жилого помещения, переданного ООО "Джут-СТ" - 38,8кв.м).
Однако, как установлено судом первой инстанции письмом от 25.03.2021 N 01-05-00787/9 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в Минстрой и Центр мониторинга с просьбой об исключении из I этапа Адресной программы указанной квартиры и использовании в этих целях иной приобретенной квартиры N 237 дома N 19 по бульвару Назара Наджми в г. Уфа, для расселения жилого помещения - квартиры N 1 по ул. Октябрьской революции, д. 63, находящейся в V этапе Адресной программы.
Из отзыва Минстроя и пояснений представителей Минстроя и Центра мониторинга судом первой инстанции установлено, что на основании этого письма Администрации Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 05.07.2021 N 337 о внесении изменений в Адресную программу, которыми предусмотрено исключение жилого помещения, принадлежавшего ООО "Джут-СТ", из перечня расселяемых жилых помещений Адресной программы за счет средств Фонда. При этом, заявитель, Минстрой и Центр мониторинга пояснили, что принятие ими иных мер (помимо направления указанного письма) невозможно, поскольку формирование Адресной программы не относится к их полномочиям.
То есть, меры по недопущению использования спорного жилого помещения, закупленного за счет средств субсидии, были приняты задолго до внесения оспоренного представления от 03.06.2021 и принятие иных мер невозможно, а потому требования УФК об устранении причин и условий этого нарушения следует признать предъявленным заявителю в отсутствие законных оснований, на что правомерно обратил внимание суд первой инстанции.
Пунктами пунктов 3 и 4 оспоренного представления заявителю вменено в вину недостижение целевых значений показателей результативности и эффективности использования субсидии, а также предоставление в связи с этим недостоверной отчетности по состоянию на 01.01.2021 о достижении таких по состоянию на 01.01.2021.
В соответствии с пунктом 19 Порядка N 295, муниципальные образования Республики Башкортостан - получатели субсидии обеспечивают достижение следующих показателей результата использования субсидии: количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда; количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 27 Порядка N 295 на муниципальные образования Республики Башкортостан возложена обязанность ежегодно до 1 февраля года, следующего за годом предоставления субсидий, представлять в Минстрой сведения о достижении значений результатов использования субсидий.
В соответствии с пунктом 4.2.7 Соглашения N 182, Администрация обеспечивает достоверность информации, содержащейся в представляемых отчетах.
Приложениями N N 2, 3 к Адресной программе (в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2020 N 793) установлены следующие значения показателей результативности и эффективности использования Субсидии: по показателю "всего расселяемая площадь жилых помещений" - 2780,8кв.м; по показателю "число жителей, планируемых к переселению" - 291 человек.
Из акта проверки следует, что выявлено недостижение целевых показателей в количестве 67 человек и 464 кв.м. расселяемой площади.
В частности, при рассмотрении спора в суде УФК по РБ даны следующие пояснения: из представленного Отчета о достижении значений результативности и эффективности следует, что плановые значения показателей "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" (2,781 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" (291 чел.) фактически достигнуты, однако, фактически расселены лишь 2 жилых помещения, включенных в Адресную программу, общей площадью 77,5кв.м (расположенные по адресам: ул. Правая Белая, д.8а, помещение 4а, и помещение 8) и 2 гражданина; судебные споры по вопросам расселения ведутся в отношении еще 222 граждан и 62 помещений. То есть, для оценки достижения указанных показателей, с учетом части 14 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, могут быть учтены лишь 2,31724 тыс. кв.м жилых помещений (что, по утверждению УФК по РБ, соответствует общей площади указанных 64 помещений) и 224 человек (что, по утверждению УФК по РБ, соответствует общей численности проживающих в этих помещениях человек), а потому не достигнуты показатели "Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" - в размере 0,464 тыс. кв.м (2,781 тыс. к.м - 2,31724 тыс. кв.м) и "Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" - в размере 67 человек (291 человек - 224 человек)
Однако, суд первой инстанции обоснованно признал доводы УФК по РБ в указанной части неподтвержденными представленным и в материалы дела доказательствами.
Так, из пояснений УФК по РБ следует, что факт недостижения показателей результативности и эффективности использования субсидии подтверждается таблицей аварийных жилых помещений, имеющейся в материалах проверки, в которой выделены цветом жилые помещения, расселенные за пределами срока реализации I этапа Адресной программы, при этом, выделенные жилые помещения не могут быть учтены при оценке достижения показателей эффективности использования субсидии.
Между тем, в указанной таблице выделены всего 15 жилых помещений (строки таблицы: 3, 6, 12,13, 28, 35, 38, 51, 52, 53, 60, 70, 76, 77, 78), и количество жильцов по выделенным помещениям составляет 46 человек.
В связи с выявленными расхождениями указанных показателей, суд первой инстанции в судебном заседании 16.06.2022 предложил УФК по РБ представить пояснения относительно размера недостигнутых показателей. Такие пояснения представлены не были.
В то же время в дополнении к отзыву по делу от 12.10.2022 ответчик отразил, что фактические значения показателей результативности и эффективности использования субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда заявителем достигнуты в следующих размерах: по показателю "количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" - 0,0775 тыс. кв.м; по плановому показателю "количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" - 2 человека. Аналогичная информация приведена УФК по РБ в апелляционной жалобе при обосновании законности пункта 4 представления. Указанные показатели соответствуют лишь двум фактически расселенным жилым помещениям и не учитывают помещения, в отношении которых имеются судебные споры.
По итогам анализа представленной заявителем информации о движении судебных дел, а также копий договоров социального найма и постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 31.12.2020 по иным помещениям имелись судебные споры, рассмотрение которых судами окончено только в 2021 году. Таким образом, в силу пункта 14 статьи 16 Закона N 185-ФЗ эти помещения должны учитываться в целях оценки достижения целевых показателей реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Однако, представленные материалы проверки не позволяют установить метраж таких помещений и количество проживающих в них человек, а потому утверждение УФК по РБ о том, что их метраж и количество проживающих в них людей (в совокупности с фактически расселенными двумя помещениями) не соответствуют плановым значениям целевых показателей результативности и эффективности, не может быть принят судом во внимание, как не основанный на материалах дела.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта недостижения показателей результативности и эффективности использования субсидии, в связи с чем пункты 3 и 4 оспоренного представления об устранении нарушений (их причин и условий)в части недостижении плановых показателей результативности и эффективности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 и представления недостоверного отчета о достижении таких показателей нельзя признать обоснованными.
Помимо этого судом первой инстанции правомерно отмечена неконкретность допущенной в оспоренном представлении формулировки в части требований об устранении причин и условий нарушений по пунктам 1, 2, 3, поскольку представление в этой части не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должен совершить заявитель в целях его исполнения.
С учетом указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о вынесении оспоренного представления в отсутствие законных оснований.
Так как этим представлением на заявителя необоснованного возложена обязанность по представлению отчетности и принятию мер по устранению причин и условий нарушений, следует признать подтвержденным факт нарушения таким представлением прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании представления управления недействительным.
В этой связи требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Спор разрешен судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, а потому оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ, исходя из результатов разрешения спора.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2022 по делу N 07-37036/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37036/2021
Истец: УКС Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Ответчик: УФК по РБ
Третье лицо: ГКУ РБ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда, ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан