Екатеринбург |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А60-38786/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Лазарева С.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Комбинат благоустройства" (далее - МУП "Комбинат благоустройства") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) - Кайбышев Д.Т. (доверенность от 09.01.2023 N 05-01/8);
МУП "Комбинат благоустройства" - Матвеев А.Ю. (директор).
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Комбинат благоустройства" (далее - ответчик, МУП "Комбинат благоустройства") о взыскании 16 892 146 руб. 87 коп. долга, 633 456 руб. 50 коп. пеней за период с 02.03.2020 по 31.03.2022, 1 306 529 руб. 71 коп. пеней за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда от 14.11.2022 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 16 892 146 руб. 87 коп. долга, 1 939 986 руб. 21 коп. неустойки.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУП "Комбинат благоустройства" просит указанные судебные акты изменить в части определения суммы задолженности, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованное применение повышающих коэффициентов к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Ссылается на недобросовестное поведение подрядчика общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания "УралЭкология", скрывшего факт получения отказа в установлении нормативов ПДВ.
Кроме того, отмечает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не оценивают рисков связанных с вынесением данного решения. Обращает внимание, что сумма исковых требований превышает размер совокупной валовой выручки предприятия и влечет за собой угрозу банкротства.
В отзыве на кассационную жалобу Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно уточненным декларациям о плате за НВОС, представленных 13.12.2021 МУП "Комбинат благоустройства" в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора за 2019 год и за 2020 год, сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, платы за размещение отходов производства, плата за размещение твердых коммунальных отходов составила 3 348 422 руб. 21 коп.
При этом оплата за НВОС в размере 3 348 422 руб. 21 коп., самостоятельно рассчитанная МУП "Комбинат благоустройства" в представленных в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 13.12.2021 уточненных декларациях о плате за НВОС за 2019 год и за 2020 год, ответчиком не произведена.
Истец указал, что в связи с неверным исчислением платы за НВОС Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора направило в адрес МУП "Комбинат благоустройства" акт N 1/2022 проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 13.01.2022 N 02-01-23/1280.
В соответствии с Актом ответчику следовало произвести корректировку декларации о плате за НВОС, произвести доначисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, а также представить в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора уточненные декларации о плате за НВОС за 2019 год и за 2020 год и оплатить задолженность.
Истец указывает, что на основании действующего на территории Российской Федерации природоохранного законодательства МУП "Комбинат благоустройства" за НВОС обязано уплатить 17 142 146 руб. 87 коп.
Истцом в адрес ответчика направлено требование N 02-01-23/1386 от 17.01.2022 об оплате задолженности.
Оставление данного требования без удовлетворения послужило основанием для предъявления настоящего иска к ответчику.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила НВОС).
В соответствии с пунктом 12(1) Правил N 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории с 01.01.2019 при превышении лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии нормативом образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение при исчислении платы используют формулу.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории (абзац 1 пункта 5 Правил НВОС).
Согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), МУП "Комбинат благоустройства" осуществляет деятельность на объекте "Производственная территория N 1" (код объекта 65-0166-000985-П, I категория).
В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР).
На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешения), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I категории, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений.
Таким образом, разрешение, полученное до 1 января 2019 года, действует до дня получения КЭР только в том случае, если КЭР было получено в течение срока действия данного разрешения.
Согласно п. 1.1 ст. 11 Закона N 219-ФЗ с 01.01.2019 и до получения КЭР в установленные сроки, допускается выдача или переоформление разрешений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения действуют до дня получения КЭР в установленные сроки.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), МУП "Комбинат благоустройства" осуществляет деятельность на объекте "Производственная территория N 1" (код объекта 65-0166-000985-П, I категория).
Срок действия разрешения на выброс N 992 (С), выданного для МУП "Комбинат благоустройства", истек 31.12.2016.
Доказательств получения разрешительной документации в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что начисление платы за НВОС в отсутствие разрешительной документации как за сверхлимитное воздействие, признается обоснованным.
С учетом изложенного, поскольку материалами дела подтверждается наличие задолженности МУП "Комбинат благоустройства" по платежам за НВОС, доказательств погашения задолженности суду не представлено, суды правомерно удовлетворили требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 16 892 146 руб. 87 коп.
Арифметический расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду судами проверен и признан верным.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суды обоснованно признали требования истца о взыскании неустойки, начисленной на основании пункта 33 Правил НВОС, подлежащими удовлетворению (статьи 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Расчет истца о взыскании неустойки судами первой и апелляционной инстанций проверен и признан верным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание изложенные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Комбинат благоустройства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешения), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I категории, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений.
...
Согласно п. 1.1 ст. 11 Закона N 219-ФЗ с 01.01.2019 и до получения КЭР в установленные сроки, допускается выдача или переоформление разрешений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения действуют до дня получения КЭР в установленные сроки.
...
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суды обоснованно признали требования истца о взыскании неустойки, начисленной на основании пункта 33 Правил НВОС, подлежащими удовлетворению (статьи 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2023 г. N Ф09-2163/23 по делу N А60-38786/2022