Екатеринбург |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А71-8637/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы товарищества собственников жилья "50 лет Пионерии, 28" (далее - товарищество), публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице Удмуртского филиала (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Уразбаева А.М. (доверенность от 05.09.2022, диплом).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление) о признании незаконным предписания от 05.03.2022 N 311/06-02 об устранении выявленных нарушений.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество, общество просят решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе товарищество настаивает на том, что содержащиеся в оспоренном предписании формулировки не являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить товариществу.
По мнению товарищества, судами не учтено, что установка места накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в согласованном месте, где проходит теплотрасса, приведет к нарушению прав и законных интересов товарищества, собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц, способно нарушить обеспечение жителей МКД горячей водой и отоплением вследствие нарушения работы труб, на месте расположения которых находится предполагаемое место установки контейнеров, так как указанное место размещения контейнеров попадает в охранную зону теплотрассы.
Кроме того, товарищество полагает, что Распоряжение Администрации Октябрьского района города Ижевска от 15.10.2022 N 972 не может устанавливать обязанность осуществить установку контейнерной площадки в том месте, которое в нём указано, поскольку место, указанное в Распоряжении, не было согласовано с товариществом.
По мнению общества, судами при вынесении судебных актов не учтены положения подпункта 3 пункта 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, пункта б.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, пункта 5.5.2 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской Думы горда Ижевска от 28.06.2012 N 308, предусматривающих запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов (в пределах охранной зоны).
Также, общество обращает внимание суда округа на то, что судами к участию в деле в дело не привлечен собственник сетей - Администрация города Ижевска.
Ходатайство товарищества о приобщении дополнительных документов, представленное в суд округа, подлежит отклонению с учетом полномочий суда кассационной инстанции, установленных в статье 286 АПК РФ. Копии документов поступили в электронном виде посредством информационной системы "Мой Арбитр", поэтому возврату заявителю не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании мотивированного представления от 02.02.2022 N 13466, а также решения от 03.02.2022 N 311/06-02 управлением в отношении товарищества проведена документарная внеплановая проверка на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами о непринятии решения по созданию места (площадки) накопления ТКО.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 15 октября 2021 года N 972 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская республика, город Ижевск, улица 50 лет Пионерии, 26а" утвержден акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Октябрьского района города Ижевска.
В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения собственником земельного участка, на котором расположено место (площадки) накопления ТКО, является муниципальное образование "Город Ижевск", собственником конструкции площадки накопления ТКО - собственники помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Кирова и собственники помещений многоквартирного дома N 28 по ул. 50 лет Пионерии.
Согласно акту, являющемуся приложением N 1 к указанному распоряжению, определено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: город Ижевск, улица Пионерии 26а в географических координатах 56.860209, 53.182779.
Место накопления твердых коммунальных отходов определено в соответствии с заключением Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 07.10.2021 о соответствии предполагаемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 28 по улице 50 лет Пионерии города Ижевска от 29.11.2013 выбран способ управления многоквартирным домом в форме товарищества собственников жилья, а также создано товарищество собственников жилья с наименованием ТСЖ "50 лет Пионерии, 28".
В ходе контрольных мероприятий установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491), пунктов 3.7.1, 3.7.2 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), пункта 26 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень N 290) товариществом место сбора и накопления твердых коммунальных отходов для собственников спорного многоквартирного дома не оборудовано.
По результатам проверки управлением составлен акт от 05.03.2022 N 311/06-02 и выдано предписание от 05.03.2022 N 311/06-02, согласно которому на товарищество возложена обязанность обустроить место сбора и накопления ТКО в соответствии с согласованным местом.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды при принятии судебных актов пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).
Основные обязанности товарищества закреплены статьей 138 ЖК РФ, и предусматривают, в том числе, обеспечение выполнения требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществление управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Кодекса.
Согласно частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включен в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, относятся к общему имуществу дома.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт "д(1)"); работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (подпункт "д(2)").
При этом Правилами N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, товариществом собственников жилья (подпункт "б" пункта 16 Правил).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня N 290 в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Так, в соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность, в том числе, обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу положений статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Судами установлено, что согласно Постановлению Администрации города Ижевска от 29.12.2018 N 1308 утвержден порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Ижевск", формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Порядок N 1308).
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 1308 Управление осуществляют формирование и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в порядке и сроки, установленные Правилами N 1039 по форме, согласно приложению 3 к Порядку.
Согласно пункту 2 Порядка N 1308 при создании и согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченные органы Администрации города Ижевска руководствуются решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 "Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2.1 Порядка N 1308 администрации соответствующих районов создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Порядка N 1308 предусмотрено, что в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, заявка о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего района муниципального образования "Город Ижевск", направленная в администрацию соответствующего района города Ижевска, рассматривается администрацией соответствующего района города Ижевска в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 1308 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов Администрация соответствующего района запрашивает позицию Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике. Требования к содержанию данной заявки и приложенным документам установлены пунктами 4, 5 Порядка N 1308.
Основаниями отказа администрации соответствующего района в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются: а) несоответствие заявки установленной форме; б) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12.1 Порядка N 1308).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что согласно пункту 4.1 устава Товарищество "50 лет Пионерии, 28" обязано обеспечить выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава Товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с заключением Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 07.10.2021 место (площадка) накопления твердых бытовых отходов по адресу: город Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26 а, соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суды пришли к верному выводу о том, что, являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Ижевск, улица 50 лет Пионерии, дом 28, товарищество обязано выполнять работы по организации и содержанию мест накопления твердых бытовых отходов.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды, установив, что оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить товариществу, правомерно указали на отсутствие оснований для признания его недействительным.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что установка контейнерной площадки ТКО в месте, указанном Администрацией Октябрьского района города Ижевска, не является возможной, поскольку попадает в охранную зону теплотрассы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку наличие указанных обстоятельств не освобождает товарищество от возложенной на нее обязанности по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Тем более, что факт наличия возможности создания места накопления ТКО установлен уполномоченным органом с учетом заключения Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 07.10.2021.
Указанные документы, как справедливо указали суды, являются действующими, незаконными в установленном порядке признаны не были. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы общества о не привлечении к участию в деле собственника сетей - Администрации города Ижевска подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку из содержания обжалуемых судебных актов не следует, что судом принято решение о правах и обязанностях указанного лица.
Иные, приведенные в жалобах доводы общества и товарищества не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы товарищества собственников жилья "50 лет Пионерии, 28", публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице Удмуртского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что согласно пункту 4.1 устава Товарищество "50 лет Пионерии, 28" обязано обеспечить выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава Товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с заключением Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 07.10.2021 место (площадка) накопления твердых бытовых отходов по адресу: город Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26 а, соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суды пришли к верному выводу о том, что, являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Ижевск, улица 50 лет Пионерии, дом 28, товарищество обязано выполнять работы по организации и содержанию мест накопления твердых бытовых отходов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2023 г. N Ф09-2140/23 по делу N А71-8637/2022