г. Пермь |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А71-8637/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, товарищества собственников жилья "50 лет Пионерии, 28",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 октября 2022 года
по делу N А71-8637/2022
по заявлению товарищества собственников жилья "50 лет Пионерии, 28" (ИНН 1831163334, ОГРН 1131831005789)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
третье лицо - публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице Удмуртского филиала
об оспаривании предписания от 05 марта 2022 года N 311/06-02,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "50 лет Пионерии, 28" (далее также -ТСЖ, товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - управление, ответчик) от 05.03.2022 N 311/06-02 об устранении выявленных нарушений (л.д.35).
Определением суда от 01.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице Удмуртского филиала.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что содержащиеся в предписании формулировки не являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю. Оспариваемое предписание является на сегодняшний день неисполнимым. Установка места накопления ТКО в согласованном месте, где проходит теплотрасса, приведет к нарушению прав и законных интересов товарищества, собственников помещений МКД, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц, способно нарушить обеспечение жителей МКД горячей водой и отоплением вследствие нарушения работы труб, на месте расположения которых находится предполагаемое место установки контейнеров, так как указанное место размещения контейнеров попадает в охранную зону теплотрассы. Подача заявки была осуществлена не ТСЖ, процедура выбора и согласования места контейнерной площадки также была проведена без привлечения ТСЖ, что свидетельствует об отсутствии согласования места создания площадки накопления ТКО. На основании того факта, что место, указанное в Распоряжении, не было согласовано с ТСЖ, указанное Распоряжение не может устанавливать обязанность ТСЖ осуществить установку контейнерной площадки в том месте, которое в нём указано.
Управление против доводов апелляционной жалобы возражает по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ее доводы поддерживает, просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании мотивированного представления от 02.02.2022 N 13466, а также решения от 03.02.2022 N 311/06-02 (в связи с обращением ООО "САХ") управлением в отношении ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" проведена документарная внеплановая проверка на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами о непринятии решения по созданию места (площадки) накопления ТКО.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 15 октября 2021 года N 972 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: УР, г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26а" (л.д.17) утвержден акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Октябрьского района г. Ижевска. В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения собственником земельного участка, на котором расположено место (площадки) накопления ТКО, является МО "Город Ижевск", собственником конструкции площадки накопления ТКО - собственники помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Кирова и собственники помещений многоквартирного дома N 28 по ул. 50 лет Пионерии.
Согласно акту, являющемуся приложением N 1 к указанному распоряжению, определено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Ижевск, ул. Пионерии 26а в географических координатах 56.860209, 53.182779.
Место накопления твердых коммунальных отходов определено в соответствии с заключением Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 07.10.2021 о соответствии предполагаемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе документарной проверки управлением также установлено, что согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 28 по ул. 50 лет Пионерии г. Ижевска от 29.11.2013 выбран способ управления многоквартирным домом в форме товарищества собственников жилья, а также создано товарищество собственников жилья с наименованием ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" (пункт 3, 4).
01.03.2016 между ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" и ООО "Системы экологической безопасности" заключен договор N 46-СЭБ/16 на оказание услуг по сбору, вывозу, транспортировке и передаче твердых бытовых отходов и прочих видов отходов (л.д. 10-15).
Согласно акту приема-передачи контейнеров по данному договору, адресом установки контейнера EURO на колесах, объемом 0,8м3, штуки указана контейнерная площадка по ул. Кирова, 5 г. Ижевска - ООО "ГУК". В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, проведенного в форме очно-заочного голосования, от 28.12.2018 принято решение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с региональным оператором (пункт 2). Дислокация контейнерной площадки осталась без изменения.
19.10.2021 контейнер для обслуживания жителей многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 28 вывезен обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (сокращенное на именование - ООО "САХ").
20.10.2021 заявителем в адрес ООО "САХ" направлено письмо N 2010 с просьбой вернуть контейнер для сбора ТБО, установленный ранее на площадке для сбора и вывоза ТБО по ул. Кирова, 5 г. Ижевска для жителей многоквартирного дома, проживающих по адресу: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 28. Контейнер был вывезен 19.10.2021 без согласования с ТСЖ "50 лет Пионерии, 28", в связи с чем жителям указанного многоквартирного дома не оказывается услуга по сбору и вывозу коммунальных отходов.
ООО "САХ" в письме от 26.10.2021 N 51172 сообщило товариществу о необходимости принятия собственниками многоквартирного дома N 28 по ул. 50 лет Пионерии решения по созданию места (площадки) накопления ТКО и направило в адрес управления письмо с просьбой осуществить проверку ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" и ООО "Русан" по факту нарушения законодательства в части несоблюдения мероприятий по обращению с ТКО.
03.11.2021 товарищество направило в адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике письмо, в котором указало, что оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности ТСЖ. У жилого дома N 28 по ул. 50 лет Пионерии отсутствует отдельное место для установки контейнеров на контейнерной площадке на придомовой территории жилого дома, что подтверждено представителями Администрации Октябрьского района г. Ижевска. Место установления контейнерной площадки и установки на них мусорных контейнеров на муниципальной земле, предложенное Администрацией Октябрьского района, не соответствует требованиям СанПиН, потому как составляет менее 25 метров до территории медицинской организации - БУЗ УР "Городская больница N 10 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", которая расположена в цокольном этаже жилого дома и имеет специальный класс отходов. Территория обсуждаемой площадки не является придомовой, на данной территории высажены молодые деревья в целях благоустройства, в данном месте проходят коммуникации ГВС, ХВС, отопления и электросети. В связи с чем товарищество просит обосновать доводы на предмет соответствия действующему законодательству, отозвать выданное заключение о соответствии размещения места (площадки) накопления ТКО и оказать содействие в решении вопроса об установлении контейнерной площадки и контейнеров, установленных ранее на площадке сбора и вывоза ТБО по ул. Кирова, 5, для жителей МКД N 28 по ул. 50 лет Пионерии.
06.12.2021 Управление Роспотребнадзора по УР сообщило товариществу, что требованиями санитарного законодательства расстояние до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, однако, при расположении медицинского учреждения в цокольном этаже многоквартирного дома, медицинская организация не имеет собственной территории, прилегающая к жилому дому территория, согласно публичной кадастровой карты, считается придомовой. Заключение о соответствии места (площадки) накопления ТКО выдано с учетом требований санитарного законодательства.
21.12.2021 заявитель направил в адрес Администрации Октябрьского района г. Ижевска письмо с просьбой оказать содействие в решении вопроса об установлении контейнерной площадки и контейнеров, установленных ранее на площадке сбора и вывоза ТБО по ул. Кирова, 5, для жителей МКД N 28 по ул. 50 лет Пионерии, как единственно возможного, с учетом требования законодательства и санитарно-эпидемиологических норм, подъездных путей и т.д. места установления контейнерной площадки и контейнеров.
В ответ на обращение Администрация Октябрьского района г. Ижевска письмами 18.01.2022 N 08/01-32/0088 и 17.12.2021 N 08/01-33/4791 сообщило товариществу о необходимости определения места размещения площадки накопления ТКО, и направлении в установленном порядке заявки на согласование размещения места (площадки) накопления ТКО, организации устройства площадки.
Между тем, учитывая, что место накопления ТКО для собственников спорного многоквартирного дома N 28 по ул. 50 лет Пионерии, согласовано распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 15.10.2021 N 972 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: УР, г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26а", управлением в ходе контрольных мероприятий установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", пунктов 3.7.1, 3.7.2 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", пункта 26 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" заявителем место сбора и накопления твердых коммунальных отходов для собственников спорного многоквартирного дома не оборудовано.
По результатам проверки управлением составлен акт от 05.03.2022 N 311/06-02 и выдано предписание от 05.03.2022 N 311/06-02, согласно которому в срок до 11.05.2022 товариществу предписано обустроить место сбора и накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с согласованным местом.
08.04.2022 товарищество направило в управление жалобу (возражения) на решение контрольного (надзорного) органа, в которой указало на несогласие с результатами проверки, указав, что установка места сбора и накопления ТКО в согласованном в Распоряжении Администрации Октябрьского района от 15.10.2021 N 972 месте является неправомерной, с учетом охранных зон инженерных сетей и коммуникаций не является возможной.
08.04.2022 заявитель направил Руководителю Удмуртского филиала АО "Энергосбыт Плюс" письмо об оценке предполагаемого места установки контейнерных баков (возле здания ЦТП по адресу: ул. 50 лет Пионерии, 26а на муниципальном участке земли) с учетом соблюдения всех требований и нормативов, предъявляемых к такого рода местам размещения ТКО и предоставить заключение.
19.04.2022 в письме N 51404-03-0064 Удмуртские тепловые сети Филиала "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" (далее УТС) указали, что устройство любых сооружений в охранной зоне ЦТП и теплотрасс повлечет за собой серьезное ухудшение качества обслуживания теплотрасс, вплоть до невозможности оперативного устранения аварийных ситуаций в случае их возникновения, в связи с чем размещение контейнерной площадки в представленном виде отклоняется от согласования с УТС.
19.04.2022 заявитель направил в управление дополнение к жалобе (возражению) от 08.04.2022 N 4240, приложив ответ технического директора - главного инженера Удмуртских тепловых сетей Филиала "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" от 19.04.2022 19 апреля 2022 года N 51404-03-0064.
04.05.2022 Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики вынесено постановление по делу об административном правонарушении N И6-02-247, согласно которому ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности явились результаты внеплановой выездной проверки Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, согласно которым выявлены факты нарушения лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) помещений, правил содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, 50 лет Пионерии, 28, а именно: не оборудовано место сбора и накопления твердых коммунальных отходов для собственников многоквартирного дома.
05.05.2022 Жилищная инспекция Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в письме N 4146-ж сообщило товариществу о результатах рассмотрения обращения (вх. N 06789 от 22.04.2022), поступившего в адрес Главного управления по государственному надзору УР через Прокуратуру Индустриального района г. Ижевска (исх. N 335ж-2022/НР-103-22 от 15.04.2022) с доводами о неправомерных действиях Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, указав, что нарушений в действиях управления, не усмотрено.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 16 статьи 12 ЖК РФ, пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", пунктам 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору. Управление наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
С учетом изложенного, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами; вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса; представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила N 491).
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включен в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, относятся к общему имуществу дома.
В силу пункта 10 Правила N 491, общее имущество в МКД должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт "д(1)"); работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (подпункт "д(2)").
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Пунктом 26 Минимального перечня установлено, что работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов: содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
В соответствии с пунктом 3.7.2 Правил N 170 сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (пункт 3.7.4 Правил N 170).
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.12.2018 N 1308 утвержден порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Ижевск", формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Порядок N 1308).
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 1308 Управление осуществляют формирование и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в порядке и сроки, установленные Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" по форме, согласно приложению 3 к Порядку.
Согласно пункту 2 Порядка N 1308 при создании и согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченные органы Администрации города Ижевска руководствуются решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 "Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2.1 Порядка N 1308 администрации соответствующих районов создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Порядка N 1308 предусмотрено, что в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, заявка о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего района муниципального образования "Город Ижевск", направленная в администрацию соответствующего района города Ижевска, рассматривается администрацией соответствующего района города Ижевска в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 1308 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов Администрация соответствующего района запрашивает позицию Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.
Требования к содержанию данной заявки и приложенным документам установлены пунктами 4, 5 Порядка N 1308.
Основаниями отказа администрации соответствующего района в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются: а) несоответствие заявки установленной форме; б) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12.1 Порядка N 1308).
Согласно пункту 4.1 устава ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" оно обязано: обеспечить выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава Товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, д. 28, ТСЖ обязано выполнять работы по организации и содержанию мест накопления твердых бытовых отходов.
Распоряжением администрации Октябрьского района города Ижевска от 15.10.2021 N 972 согласовано место накопления ТКО для собственников помещений МКД N 28 по ул. 50 лет Пионерии (пункт 4 распоряжения). Согласно приложению N 1 к данному распоряжению определено место накопления ТКО по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Пионерии 26а в географических координатах 56.860209, 53.182779.
ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" место накопления ТКО в географических координатах, определенных распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 15.10.2021 N 972, не оборудовано.
На момент вынесения оспариваемого предписания ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО в Администрацию Октябрьского района г.Ижевска не обращалось, что подтверждается письмом ООО "Спецавтохозяйство" от 26.10.2021 N 51144, информацией ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" по уведомлению управления от 03.02.2022 N 311/06-02 (вх. N 1877 от 18.02.2022).
Судом также учтено, что ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ в связи с выявлением факта нарушения лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) помещений, правил содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, 50 лет Пионерии, 28, а именно: не оборудовано место сбора и накопления твердых коммунальных отходов для собственников многоквартирного дома.
Ни при проведении проверки, ни при рассмотрении Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики дела об административном правонарушении N И6-02-247, товариществом не были представлены доказательства, подтверждающие направление в установленном порядке заявки на согласование размещения места (площадки) накопления ТКО либо организации устройства данной площадки в географических координатах, определенных распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 15.10.2021 N 972.
Таким образом, при отсутствии в материалах дела доказательств принятия ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" мер для выполнения обязанностей по соблюдению мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами, основания для признания незаконным предписания у суда отсутствовали.
Судом обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что ТСЖ "50 лет Пионерии, 28" не имело возможности оборудовать контейнерную площадку в связи с тем, что установка контейнерной площадки ТКО в месте, указанном Администрацией Октябрьского района г. Ижевска, с учетом охранных инженерных сетей и коммуникаций не является возможной.
Место (площадка) накопления ТБО по адресу: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26а, соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что подтверждено заключением Управления Роспотребнадзора по УР от 07.10.2021.
Также письмом от 06.12.2021 Управление Роспотребнадзора сообщило товариществу, что заключение о соответствии места (площадки) накопления ТКО выдано с учетом требований санитарного законодательства.
15.10.2021 администрацией Октябрьского района города Ижевска в соответствии с заключением Управления Роспотребнадзора по УР от 07.10.2021 вынесено распоряжение N 972 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: УР, г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26а".
Указанные документы не были отменены, незаконными в установленном законом порядке не признаны. Доказательств обратного заявителем не представлено (статья 65 АПК РФ).
13.05.2022 заявитель направил в адрес Администрации письмо N 1305-1.22 с заявкой на создание и размещение места (площадки) сбора и накопления ТКО, указав, что единственным возможным местом размещения данного места (площадки) является место уже существующей площадки по адресу: г. Ижевск, ул. Кирова, 5. Географические координаты: 56.860293, 53.180045.
19.05.2022 Администрация в письме N 18/01-32/1255 сообщила товариществу о результатах рассмотрения заявки, указав, что согласно сведениям из публично-кадастровой карты, указанный в заявке земельный участок находится в границах земельного участка дома N 5 по ул. Кирова с кадастровым номером 18:26:010247:2, являющегося общим имуществом собственников данного дома. В связи с чем, создание места (площадки) на данной территории без согласования правообладателя земельного участка, может рассматриваться как самовольное занятие данного участка. Рекомендовано согласовать вопрос размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с собственником земельного участка и повторно подать заявку в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска.
27.05.2022 заявителем в адрес ООО "Городской УК" направлено письмо N 2705-22 с просьбой изыскать возможность размещения контейнеров для сбора мусора на контейнерной площадке, расположенной около МКД N 5 по ул. Кирова.
20.07.2022 письмом N 188/1 ООО "Городская УК" сообщило, что в соответствии с планом земельного участка контейнерная площадка находится на придомовой территории МКД N 5 по ул. Кирова г. Ижевск. Согласно ЖК РФ решение об использовании земельного участка принимается жителями из числа собственников не менее чем 2/3 голосов. Решение по указанному вопросу жителями МКД N 5 по ул. Кирова г. Ижевска не принято. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
14.09.2022 товариществом направлены письма руководителям ООО УК "Квартал" и МУП "СПДУ" с просьбой рассмотреть возможность совместного использования установленной контейнерной площадки для сбора и вывоза ТКО, расположенной на землях МО "Город" по адресу: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 26 и 30 (соответственно).
Указанное свидетельствует о том, что товариществом предпринимаются меры для исполнения предписания.
Поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить товариществу, оснований для признания его недействительным не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года по делу N А71-8637/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8637/2022
Истец: ТСЖ "50 лет Пионерии, 28"
Ответчик: Отраслевой орган Администрации города Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
Третье лицо: ПАО "Т Плюс" филиал "Удмуртский"