Екатеринбург |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А60-45102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайт" (далее - общество "Лайт", общество, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А60-45102/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Лайт" - Шагаров М.А. (доверенность от 16.09.2022, удостоверение адвоката);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Антонова Я.С. (служебное удостоверение, доверенность от 09.08.2022, диплом)
Общество "Лайт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в рассмотрении возражений общества на акт налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02.
Решением суда от 31.10.2022 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены, действия инспекции, выразившиеся в отказе в рассмотрении возражений общества "Лайт" на акт налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02, признаны незаконными.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 (судьи Шаламова Ю.В., Герасименко Т.С., Голубцов В.Г.) решение суда отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
Полагая, что апелляционным судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а сделанные им выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, общество "Лайт" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно позиции общества, действия инспекции, отказавшейся от рассмотрения жалобы на акт проверки исключительно по мотиву отсутствия в нём налоговых доначислений, являются незаконными, поскольку лишают налогоплательщика возможности выразить свое несогласие с выводами, сделанными в ходе проверки и отраженными в акте, суть которых, по мнению последнего, порочит его деловую репутацию.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, жалобу общества "Лайт" - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 29.09.2020 N 16-02 инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества за период с 01.01.2017 по 19.03.2020, по результатам которой составлена справка от 26.05.2021 N 16-02 и акт налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02. В данном акте инспекция пришла к выводу о том, что общество "Лайт" обладает признаками "технической" компании, созданной с целью минимизации налоговых обязательств своих контрагентов, однако такие выводы не привели к доначислению налогоплательщику налогов и сборов, начислению штрафов и привлечению к налоговой ответственности.
Выражая несогласие с признанием общества "технической" компанией, неспособной исполнять обязательства по договорам, последнее представило налоговому органу возражения на акт налоговой проверки.
Письмом от 17.05.2022 N 16-11/16170 налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки не производилось и производится не будет, поскольку актом проверки от 26.07.2021 N 16-02 дополнительные обязательства по уплате налоговых платежей обществу "Лайт" не вменены.
Ответ заинтересованного лица от 17.05.2022 N 16-11/16170 был обжалован в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление).
Решением от 04.07.2022 N 13-06/196030 Управление отказало обществу "Лайт" в удовлетворении жалобы, указав на ошибочное включение в акт налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02 пункта о праве налогоплательщика представлять возражения на него.
Общество, полагая действия налогового органа незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, посчитав, что отсутствие налоговых доначислений не означает отсутствия выявленных нарушений в деятельности проверяемого лица, с которыми последний вправе не согласиться и представить свои возражения относительно обстоятельств, положенных в основу выводов о допущенных нарушениях, при этом инспекция обязана такие возражения рассмотреть.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок (пункт 3.1 статьи 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 100 НК РФ).
Статья 101 НК РФ регламентирует порядок производства по делу о налоговом правонарушении, в том числе устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий. В связи с тем, что целью такого правового регулирования является создание системы гарантий прав налогоплательщиков, федеральный законодатель предусмотрел в качестве возможного правового последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, отмену решения налогового органа (пункт 14 статьи 101 Кодекса).
Абзацем 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), предоставлено право до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи.
Указанному праву корреспондирует обязанность налогового органа обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 НК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.
Предоставление права на ознакомление с материалами проверки в период производства по делу о налоговом правонарушении служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
При наличии прямого указания в законе на обязанность налогового органа предоставить налогоплательщику возможность ознакомления со всеми материалами налоговой проверки бездействие налоговой инспекции по непредставлению всех материалов проверки лишает налогоплательщика права обладать полной информацией о вменяемых ему нарушениях, по обеспечению возможности защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов, в частности, посредством предоставления возможности изучения всех имеющихся доказательств, представления объяснений и возражений.
Таким образом, налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки во время их рассмотрения с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов. Наличие у налогоплательщика права на судебную защиту не лишает его права на защиту прав и законных интересов на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в процедуре рассмотрения материалов проверки рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту.
Отказ в обеспечении возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также представлять объяснения, относится к существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки в соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 101 НК РФ.
Руководствуясь вышеназванными положениями, не обнаружив в содержании акта налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02 выводов, возлагающих на общество дополнительные обязательства, в том числе приводящих к доначислению налогов и налоговых санкций, в отсутствии принятого инспекцией решения о привлечении общества к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ инспекции в рассмотрении возражений налогоплательщика на такой акт является законным.
Рассматривая правовую природу акта налоговой проверки, суд апелляционной инстанции не обнаружил в нем свойств, присущих ненормативному правовому акту, поскольку акт проверки не содержит в себе властных распоряжений, не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности налогоплательщика, а лишь фиксирует сведения, полученные в ходе выездной налоговой проверки, являясь документом процедурного характера. Составление акта налоговой проверки, не отражающего сведений о допущенных налоговых правонарушениях, не влечет правовых последствий для проверяемого лица в виде привлечения его к налоговой ответственности, начисления штрафов, следовательно, не нарушает его прав.
В рассматриваемой ситуации по смыслу положений, регулирующих порядок проведения выездных налоговых проверок и оформления их результатов, подача налогоплательщиком возражений на акт не является самостоятельным основанием, при наличии которого инспекция должна возобновить уже завершенную процедуру налоговой проверки и перейти к рассмотрению её материалов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, содержащиеся в акте выводы о наличии у общества "Лайт" признаков "технической" организации, не свидетельствуют о выявленном налоговом правонарушении и не создают препятствий для дальнейшего ведения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в том числе потому, что не отражаются в открытых информационных ресурсах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества "Лайт".
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, суд округа не находит.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А60-45102/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в процедуре рассмотрения материалов проверки рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту.
Отказ в обеспечении возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также представлять объяснения, относится к существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки в соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 101 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2023 г. N Ф09-2605/23 по делу N А60-45102/2022