г. Пермь |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А60-45102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Герасименко Т.С., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично;
от заинтересованного лица: Антонова Я.С., удостоверение, доверенность от 09.08.2022, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 октября 2022 года
по делу N А60-45102/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лайт" (ИНН 6678073085, ОГРН 1169658074112)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании незаконными действия (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лайт" (далее - заявитель, ООО "Лайт") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании действий (бездействия) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) по отказу в рассмотрении возражений Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" на акт налоговой проверки от 26 июля 2021 года N 16-02 незаконными. Также заявитель просит обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области рассмотреть акт налоговой проверки от 26 июля 2021 года N 16-02, другие материалы налоговой проверки, возражения ООО "Лайт" по акту налоговой проверки и принять одно из двух решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2022 год заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган отмечает, что по результатам выездной налоговой проверки 26.07.2021 составлен Акт N 16-02, в соответствии с которым Общество не привлекается к налоговой ответственности, не доначисляются налоги, не рассчитываются пени, штрафы, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для вынесения какого-либо итогового решения. Ответом от 17.05.2022 N 16-11/16170 Обществу сообщено, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки не производилось и производится не будет. В рассматриваемом случае, Акт проверки от 26.07.2021 N 16-02 не содержит обязывающих указаний в отношении ООО "Лайт", не создает каких-либо препятствий для осуществления им деятельности, а также не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретных лиц, а следовательно не влечет правовых последствий для налогоплательщика, не нарушает прав налогоплательщика, и соответственно, не может быть обжалован. Информация, указанная в акте проверки не подлежит отражению в информационных ресурсах.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Общество возражает против доводов апеллянта, находя их необоснованными, неподлежащими удовлетворению.
Участвовавший в судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на доводах апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов приложенных к апелляционной жалобе.
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Ходатайство представителя заинтересованного лица рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено, документы, приложенные к апелляционной жалобе приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области на основании решения от 29.09.2020 N 16-02 в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2017 по 19.03.2020.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлена справка о проведенной выездной налоговой проверки от 26.05.2021 N 16-02, акт налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02.
ООО "Лайт" представлены возражения на акт налоговой проверки от 26.07.2021 N 16-02 (вх. номер 01935 от 19.01.2022), однако налоговым органом представленные Обществом возражения и материалы выездной налоговой проверки в установленный законодательством о налогах и сборах срок не рассмотрены. Извещение о месте и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки со стороны Инспекции в адрес налогоплательщика не направлено, в связи с чем ООО "Лайт" обратилось в налоговый орган за разъяснением сложившейся ситуации.
Письмом от 17.05.2022 N 16-11/16170 Инспекцией сообщено, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки не производилось и производится не будет, поскольку актом проверки от 26.07.2021 N 16-02 дополнительные обязательства по уплате налоговых платежей ООО "Лайт" не вменены.
Ответ заинтересованного лица от 17.05.2022 N 16-11/16170 был обжалован в Управление ФНС России по Свердловской области.
Решением по жалобе от 04.07.2022 N 13-06/196030 Управление ФНС России по Свердловской области отказало в удовлетворении жалобы налогоплательщика, указав на то, что включение в акт налоговой проверки от 26 июля 2021 года N 16-02 пункта о праве предоставлять возражения по акту налоговой проверки являлось ошибочным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что сложившаяся ситуация безусловно ведет к нарушению прав и законных интересов Общества.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок (пункт 3.1 статьи 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 100 НК РФ).
Статья 101 НК РФ регламентирует порядок производства по делу о налоговом правонарушении, в том числе устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий. В связи с тем, что целью такого правового регулирования является создание системы гарантий прав налогоплательщиков, федеральный законодатель предусмотрел в качестве возможного правового последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, отмену решения налогового органа (пункт 14 статьи 101 Кодекса).
Абзацем 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), предоставлено право до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи.
Указанному праву корреспондирует обязанность налогового органа обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 НК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.
Предоставление права на ознакомление с материалами проверки в период производства по делу о налоговом правонарушении служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
При наличии прямого указания в законе на обязанность налогового органа предоставить налогоплательщику возможность ознакомления со всеми материалами налоговой проверки бездействие налоговой инспекции по непредставлению всех материалов проверки лишает налогоплательщика права обладать полной информацией о вменяемых ему нарушениях, по обеспечению возможности защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов, в частности, посредством предоставления возможности изучения всех имеющихся доказательств, представления объяснений и возражений.
Таким образом, налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки во время их рассмотрения с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов.
Наличие у налогоплательщика права на судебную защиту не лишает его права на защиту прав и законных интересов на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В абзаце втором пункта 14 статьи 101 НК РФ содержится понятие "существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки" и указывается, что нарушение таких условий является основанием для отмены решения налогового органа, при этом приводится перечень таких существенных условий:
- обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки 26.07.2021 составлен Акт N 16-02, в соответствии с которым Общество не привлекается к налоговой ответственности, не доначисляются налоги, пени, штрафы.
При этом, как пояснил налоговый орган, Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности не вынесено.
Как предусмотрено письмом ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@ "О рассмотрении материалов выездных налоговых проверок, в ходе которых не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах" в течение 3 дней после составления Акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в Справке о проведенной выездной налоговой проверке (пункт 15 статьи 89 Кодекса), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов.
С учетом вышеизложенного, в связи с отсутствием доначислений, Инспекцией составлена докладная записка от 22.12.2021 по результатам выездной проверки ООО "Лайт".
Обществом 19.01.2022 представлены возражения. В ответ на возражения в адрес ООО "Лайт" 25.01.2022 направлено письмо, в котором налоговый орган проинформировал налогоплательщика о том, что в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах, которые бы привели доначислениям ООО "Лайт", не установлено, в связи с чем, у налогового органа отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного статьей 101 НК РФ.
Между тем, суд первой инстанции отметил, что в акте от 26.07.2021 N 16-02 напротив, содержатся сведения об имеющихся нарушениях, организация фактически признана технической, созданной в целях создания определенных условий контрагентам.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что в сложившейся ситуации отсутствие доначислений не означает, что не выявлены нарушения, а заявитель указанные выводы опровергнуть, представив соответствующие пояснения, которые были бы в установленном порядке рассмотрены налоговым органом, не мог.
Таким образом, сложившаяся ситуация, по мнению суда первой инстанции, безусловно ведет к нарушению прав и законных интересов Общества, что в соответствии со статьей 201 АПК РФ обусловило принятие судом решения об удовлетворении требований заявителя.
Между тем, апелляционная коллегия полагает вышеуказанный вывод суда первой инстанции не соответствующим действующим нормам материального права.
В рассматриваемом случае, акт налоговой проверки не обладает свойствами ненормативного правового акта, признаками властно-распорядительного характера не обладает, является документом процедурного характера, не порождает каких-либо правоустанавливающих последствий, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, лишь фиксирует сведения по выездной налоговой проверке налогоплательщика и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.
При этом, материалами дела подтверждено, что по результатам проведенной проверки, Общество не привлекается к налоговой ответственности, не доначисляются налоги, пени, штрафы, решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности не вынесено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместителем руководителя) налогового органа в процедуре рассмотрения материалов проверки рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту.
Поскольку в рассматриваемом случае налоговым органом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то отсутствуют основания для рассмотрения материалов проверки, возражений и вынесения решения в порядке п.7 ст. 101 НК РФ.
Применительно к рассматриваемой ситуации, представление возражений налогоплательщиком в отсутствие перехода налогового органа после составления акта налоговой проверки к последующей стадии производства по делу о налоговом правонарушении, не образует обязанности налогового органа по инициированию процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, соответственно права заявителя не нарушаются.
Отклоняя доводы заявителя о неправомерности выводов указанных в акте налоговой проверки, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Акт налоговой проверки содержит выводы о наличии либо отсутствии факта совершении налогового правонарушения, при этом информация, указанная в акте проверки не отражается в информационных ресурсах.
Акт проверки от 26.07.2021 N 16-02 не содержит обязывающих указаний в отношении ООО "Лайт", не создает каких-либо препятствий для осуществления им деятельности, а также не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретных лиц, подписан не руководителем и не заместителем руководителя налогового органа, следовательно не влечет правовых последствий для налогоплательщика в виде привлечения его к налоговой ответственности, начисления штрафов, а значит, не нарушает прав налогоплательщика.
По приведенным в постановлении мотивам, решение суда первой инстанции, основанное на недоказанности совокупности обстоятельств предусмотренных статьями 198, 200 АПК РФ, подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2022 года по делу N А60-45102/2022 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Лайт" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45102/2022
Истец: ООО "ЛАЙТ"
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ