Екатеринбург |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А60-51209/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по делу N А60-51209/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Жижина А.А. (доверенность от 03.04.2023, диплом);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество) - Гамаюнова Л.Р. (доверенность от 01.01.2023, диплом).
Общество обратилось Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению об оспаривании постановления от 01.09.2022 N 066/04/9.21-2675/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Исмагилова Ирина Александровна (далее - Исмагилова И.А.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление Управления от 01.09.2022 N 066/04/9.21-2675/2022 об административном правонарушении в части штрафа, размер которого превышает 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление постановление суда апелляционной инстанции изменить в части выводов об отсутствии события вмененного правонарушения, выразившегося в несоблюдении пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). При этом заявитель кассационной жалобы со ссылкой на часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ, указывает на то, что на дату вынесения оспариваемого постановления 01.09.2022 Правила N 861 действовали в редакции от 30.06.2022.
В связи с этим Управление считает, что в нарушение пункта 105 Правил N 861 общество не разместило на своем официальном сайте (www.mrsk-ural.ru) информацию, предусмотренную к размещению указанным пунктом Правил N 861.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 18.10.2021 в общество поступила заявка Исмагиловой И.А. на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Заречный, в 2250 м от с. Мезенское по направлению к г. Екатеринбург, кадастровый номер участка 66:42:0201003:2422.
В ответ на заявку общество выставило Исмагиловой И.А. счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям от 01.11.2021 N ТП 5400057290, технические условия N 54-ТУ-53129, инструкцию о порядке действий для осуществления фактического присоединения и приема напряжения, мощности.
Из представленных скриншотов (снимков) личного кабинета следует, что между Исмагиловой И.А. и обществом заключен договор от 08.11.2021 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по указанному адресу.
Согласно пункту 4 счета на оплату срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то есть с 08.11.2021 по 08.05.2022. Мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок не выполнены.
Установив нарушение обществом срока технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами N 861, нарушение пункта 105 Правил N 861, антимонопольный орган составил в отношении общества протокол от 09.08.2022 N 066/04/9.21-2499/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола Управлением вынесено постановление от 01.09.2022 о привлечении общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, счел возможным снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами N 861. Однако суд апелляционной инстанции указал на отсутствие события вмененного правонарушения, выразившегося в несоблюдении пункта 105 Правил N 861, поскольку пункт 105 Правил N 861 изменен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, и с 01.07.2022 из него исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте".
Выводы судов о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
На основании пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 14 Правил N 861); д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 Правил N 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств таких заявителей, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил N 861) (абзац 3 пункта 108 Правил N 861).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 105 Правил N 861 (действовавшего в рассматриваемый период) в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (личный кабинет потребителя): условия типового договора; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N 861; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению и иную информацию.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке.
Управлением установлено, что Исмагилова И.А. относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861, и что срок технологического присоединения ее объекта (энергопринимающих устройств, расположенных на ее земельном участке) составлял 6 месяцев со дня заключения договора, то есть с 08.11.2021 по 08.05.2022. Весь необходимый объем работ выполнен 03.08.2022, составлен акт о технологическом присоединении N 54-АТП-38539. Таким образом, судам сделан правильный вывод о том, что просрочка выполнения сетевой организацией своих обязательств составляет 86 дней.
Кроме того, судами установлено, что постановлением Управления N 066/04/9.21-1727/2021, вступившим в законную силу 03.08.2021, общество уже привлекалось к ответственности по части 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Названное постановление исполнено обществом 23.08.2021. Следовательно, в действиях общества установлено наличие квалифицирующего признака объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции с целью индивидуализации административного наказания, принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, правомерно счел возможным снизить размер назначенного административным органом административного штрафа до 300 000 руб.
Суд округа отмечает, что пункт 105 Правил N 861 изменён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, и с 01.07.2022 из него исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте". К моменту вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности обязанность общества по размещению информации, а именно "на своем официальном сайте" устранена.
В связи с этим судом апелляционной инстанции с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ правильно сделан вывод об отсутствии события вмененного административного правонарушения, выразившегося в бездействии общества относительно неразмещения в личном кабинете потребителя на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки.
Соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
В связи с тем, что суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения по эпизоду нарушения срока технологического присоединения объекта энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке, оставил решение суда первой инстанции без изменения, суд округа полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Суд округа отмечает, что пункт 105 Правил N 861 изменён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, и с 01.07.2022 из него исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте". К моменту вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности обязанность общества по размещению информации, а именно "на своем официальном сайте" устранена.
В связи с этим судом апелляционной инстанции с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ правильно сделан вывод об отсутствии события вмененного административного правонарушения, выразившегося в бездействии общества относительно неразмещения в личном кабинете потребителя на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2023 г. N Ф09-2645/23 по делу N А60-51209/2022