Екатеринбург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А07-31767/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу МASTER-TRANSPORT DOO GROCKA (общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Транспорт") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А07-31767/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к МASTER-TRANSPORT DOO GROCKA (далее - общество) о взыскании 515 513 руб. ущерба, причиненного тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения.
Решением суда от 04.04.2022 исковые требования удовлетворены в полном размере, с ответчика в пользу истца взыскано 515 513 руб. ущерба, причиненного тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 515 513 руб. ущерба, причиненного тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, согласно акту от 08.04.2019 N 299 результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось).
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции не исследован вопрос об отсутствии у истца полномочий по остановке транспортного средства ответчика, составлении в отношении него акта.
Как пояснил заявитель жалобы, истец и его сотрудники не являются компетентным органом по Соглашению от 23.03.2011 между Российской Федерацией и Сербской Республикой о международном автомобильном сообщении, имеющим полномочия на остановку, осуществление взвешивания автомобиля и проверку документов, равно как и составление каких-либо документов в отношении ответчика, его автомобилей и водителей.
Заявитель жалобы ссылается на пункты 1, 3, 7, 8, 9,10, 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок", отмечает, что на республиканском "пункте весового контроля" истца отсутствовал и дорожный знак "Пункт контроля международных автомобильных перевозок".
В возражениях на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 08.04.2019 на 67 км автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк" сотрудниками учреждения произведено взвешивание транспортных средств: седельный тягач марки MAN, модель TGХ 18.480 482 BLS, регистрационный номер ВG-1491-VC, прицеп SCHMITZ, модель СARGOBULL SCS24/L1362EB регистрационный номер ВC-278ВG, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Джовановик З.
Факт принадлежности транспортных средств ответчику подтверждается свидетельствами о регистрации ТС N 4830487, на прицеп N 4835460.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-Д весы автомобильные) фирмы НПФ "МЕТА", модификации (модель) ВА-40Д, заводской N 103. Данные весы признаны пригодными к применению, что подтверждается свидетельством о поверке N 7/8241.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок тяжеловесных транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля 08.04.2018 составлен акт N 299 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 515 513 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 19.05.2020 N 4039 о необходимости уплаты суммы ущерба.
Поскольку указанная претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемым иском о взыскании ущерба в размере 515 513 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался положениями статей 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пунктами 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля (утверждены приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, далее - Порядок), пунктами 2.3,5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, далее - Правила N 934). Суд принял во внимание, что документом фиксации результатов взвешивания является акт взвешивания указанного транспортного средства, в котором, исходя из показаний весового оборудования были зафиксированы фактические нагрузки транспортного средства, сведения о превышении транспортным средством установленных ограничений, отображены нагрузки на оси транспортного средства. Истец является надлежащим лицом, на которое в установленном порядке возложены функции по контролю взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. Расчет истцом ущерба судом проверен и признан верным.
Суд апелляционной инстанции определением от 30.08.2022 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, применительно к положениям части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с ненадлежащим извещением ответчика о начавшемся судебном процессе.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков подлежат доказыванию наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом N 257-ФЗ.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2005 N 69-Р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля и порядок установления постоянного маршрута транспортных средств, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.2.1.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Таким образом, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется: Федеральным дорожным агентством - в отношении автомобильных дорог федерального значения; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; органами местного самоуправления - в отношении участков автомобильных дорог местного значения; владельцами частных автомобильных дорог - в отношении участков частных автомобильных дорог.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан поручено организовать расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда с владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Согласно Указу Президента Республики Башкортостан "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан реорганизовано путем разделения на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с функциями преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, производства неметаллических минеральных продуктов, и Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству с функциями преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Истец, в силу действия Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27.11.2012, выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
В силу подпунктов 1 и 3 статьи 31 Закона 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и размер такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Документом фиксации результатов взвешивания является акт взвешивания указанного транспортного средства, в котором, исходя из показаний весового оборудования были зафиксированы фактические нагрузки транспортного средства, сведения о превышении транспортным средством установленных ограничений, отображены нагрузки на оси транспортного средства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что актом от 08.04.2018 N 299 выявлено превышение осевой нагрузки транспортного средства, проверив расчет истца, произведенный на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 с учетом Правил N 934, и признав его правильным, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика 515 513 руб. суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозки тяжеловесного груза.
Довод общества об отсутствии у истца полномочий по остановке транспортного средства ответчика, составлении в отношении него акта, судом апелляционной инстанции исследованы и обоснованно отклонены.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о международном автомобильном сообщении перевозчики и экипажи автотранспортных средств государств Сторон обязаны соблюдать законодательство, а также правила дорожного движения государства, по территории которого осуществляется перевозка.
Функции по весовому контролю возложены на истца по соглашению о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, заключенному между истцом и ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан от 27.11.2012.
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно указал, что истец является надлежащим лицом, на которое в установленном порядке возложены функции по контролю взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Судом апелляционной инстанции правомерно учтены пояснения истца о том, что стационарный пункт весового контроля N 1 с. Архангельское (СПВК N 1), расположенный на 67 км автодороги Уфа - Инзер - Белорецк спроектирован и построен в полном соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минтранса России от 29.03.2018 N 119 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", оборудован весовым оборудованием фирмы НПФ "МЕТА", модификации ВА-40Д, заводской номер N 103. Иного ответчиком не доказано.
Согласно плану организации движения транспортных средств на СПВК N 1 имеется дополнительная полоса движения, на участке которой размещено весовое оборудование для взвешивания транспортных средств. Движение транспортных средств организовано дорожными знаками и светофорным регулированием.
При следовании по СПВК N 1 грузовое транспортное средство предварительно взвешивается весовым оборудованием в движении (без остановки) в автоматическом режиме.
В случае выявления превышения фактической общей массы и (или) нагрузке на ось транспортного средства установленных ограничений транспортное средство светофорным регулированием (автоматически) направляется на полосу движения для взвешивания на весовом оборудовании в статическом режиме (регулируется дорожным знаком 2.5 "движение без остановки запрещено").
По результатам взвешивания в статическом режиме: в случае соответствия весовых параметров допустимым - транспортное средство продолжает движение; в случае подтверждения превышения весовых параметров - составляется акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Как следует из материалов дела, водитель ответчика добровольно прошел весовой контроль, осуществляемый на СПВК N 1 с. Архангельское, по результатам которого установлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Довод общества о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена выдача разрешения для иностранных транспортных средств осуществляющих международную перевозку грузов и двигающихся по сложным маршрутам, включая региональные автомобильные дороги, в связи с чем, истец не имеет права выдавать такие разрешения или требовать их предъявления, судом апелляционной инстанции также были рассмотрены и отклонены как несостоятельные.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о международном автомобильном сообщении, если габариты, масса или осевые нагрузки автотранспортного средства (с грузом или без груза) перевозчика государства одной Стороны превышают нормы, установленные законодательством государства другой Стороны, по территории которого осуществляется перевозка, перевозчик должен предварительно получить специальное разрешение соответствующего компетентного органа этой Стороны.
Ответчиком специальное разрешение получено не было, обратного материалы дела не содержат.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Из системного толкования вышеизложенных норм права следует, что осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, общество обязано возместить компенсацию вреда, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки без соответствующего разрешения. При этом возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, производится в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с требованием Закона N 257-ФЗ.
Из материалов дела следует, что истец предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального значения Республики Башкортостан.
Автомобильная дорога Уфа-Инзер-Белорецк согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 является дорогой регионального значения и принадлежит Республике Башкортостан.
С учетом изложенного истец является полномочным органом на расчет и взыскание ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, включенным в Перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления. Доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А07-31767/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу МASTER-TRANSPORT DOO GROCKA (общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Транспорт") - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции правомерно учтены пояснения истца о том, что стационарный пункт весового контроля N 1 с. Архангельское (СПВК N 1), расположенный на 67 км автодороги Уфа - Инзер - Белорецк спроектирован и построен в полном соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минтранса России от 29.03.2018 N 119 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", оборудован весовым оборудованием фирмы НПФ "МЕТА", модификации ВА-40Д, заводской номер N 103. Иного ответчиком не доказано.
...
Из системного толкования вышеизложенных норм права следует, что осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, общество обязано возместить компенсацию вреда, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки без соответствующего разрешения. При этом возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, производится в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с требованием Закона N 257-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2023 г. N Ф09-824/23 по делу N А07-31767/2020