Екатеринбург |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А34-15159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" (далее - общество, ООО Сервис, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "Сервис" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция) от 24.09.2019 N 288-л об исключении с 01.10.2019 сведений о многоквартирном доме (далее - МКД) N 95 по ул. Пугачева в городе Кургане из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис", о признании незаконным бездействия инспекции, выражающегося в непринятии мер после вступления решения арбитражного суда от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 по внесению с 30.07.2019 изменений в Реестр лицензий Курганской области деятельности общества по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления МКД по окончании срока его действия, о возложении обязанности на инспекцию внести с 30.07.2019 изменения в Реестр лицензий Курганской области, изменив перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис" в части прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления МКД по окончании срока его действия (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
В обосновании доводов жалобы, заявитель указывает на то, что инспекцией не исполнено решение арбитражного суда от 05.03.2020, поскольку инспекцией не позднее следующего дня после вступления решения арбитражного суда от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019, не предприняты конкретные действия по внесению изменений в Реестр лицензий Курганской области путем изменения перечня многоквартирных домов с 30.07.2019, так как общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области 24.07.2022, а также учитывая время, фактически затраченное инспекцией на рассмотрение заявления, которое было достаточным для формирования приказа от 30.07.2019 об отказе обществу во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области. В связи с этим полагает, что установленные арбитражным судом при рассмотрении дела N А34-11258/2 019 допущенные нарушения прав и законных интересов общества инспекцией не устранены до данного времени, в связи с чем, бездействие инспекции является незаконным. Считает также неправомерным вывод судов о наличии у инспекции оснований для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области в отношении спорного МКД, в части исключения с 01.10.2019 у ООО "Сервис" сведений о данном МКД. По мнению общества, поскольку оно 24.07.2019 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, а также учитывая время, фактически затраченное инспекцией на рассмотрение заявления, в связи с этим дата внесения изменения в реестр лицензий Курганской области должна быть указана 30.07.2019. Следовательно, 15.06.2019 - дата прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия, 30.07.2019 - дата внесения изменений в Реестре лицензий Курганской области, что соответствует требованиям достоверности сведений, содержащихся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Полагает, что не соответствует законодательству формулировка спорного приказа: "_исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис". Отмечает, что в приказе от 24.09.2019 N 288-л не указаны следующие сведения: о полном наименовании юридического лица; об адресе его места нахождения; об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности; о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица; о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Считает, что отсутствие в приказе указанных выше сведений не соответствует требованиям, предъявляемым к приказам (распоряжениям) лицензирующего органа, установленным пунктами 2, 5 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Сервис" (управляющая организация) и собственниками помещений МКД N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане 01.06.2016 заключен договор управления МКД, в пункте 9.1 которого определено, что он заключен сроком на три года и вступает в силу 15.06.2016.
В соответствии с пунктом 9.2 договора при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия, данный договор считается продленным на тех же условиях.
ООО "Сервис" 13.05.2019 уведомлены собственники помещений данного МКД о прекращении договора управления с 15.06.2019 в связи с окончанием срока его действия; обществом предложено собственникам помещений провести общее собрание по вопросу выбора способа управления МКД.
Общество 24.07.2019 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в связи с прекращением договора управления МКД с 15.06.2019 (пункт 9.2 договора от 01.06.2016), к которому приложены: копия договора управления; извещение о прекращении действия договора управления; извещение о проведении общего собрания; копия протокола общего собрания.
По итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области, инспекцией составлено заключение от 30.07.2019 N 195, которым предложено отказать обществу во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области и возвратить заявление.
Инспекцией 30.07.2019 принят приказ N 211-л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, которым обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о МКД N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане и заявление возвращено обществу, в связи с несоблюдением обществом условий, установленных подпунктами "а", "г" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), а именно, обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий по двум основаниям, а именно: к заявлению не приложена копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов; обществом не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
ООО "Сервис" 16.09.2019 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом.
Инспекцией 24.09.2019 составлено заключение N 263 по итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области.
По результатам проверки и на основании пункта 8 Порядка N 938/пр предложено начальнику Государственной жилищной инспекции Курганской области исключить сведения о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане из Реестра лицензий Курганской области, исключив из ООО "Сервис" с 01.10.2019.
Инспекцией 24.09.2019 вынесен приказ N 288-л о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области, определено внести изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019.
Не согласившись с указанным приказом инспекции от 24.09.2019 N 288-л, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными, соответствии приказа от 24.09.2019 N 288-л положениям действующего законодательства, отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1); реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2).
Порядок внесения сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации урегулирован статьей 198 ЖК РФ, в части 2 которой предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В части 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается между управляющей организацией с одной стороны и всеми собственниками помещений многоквартирного дома с другой стороны (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, который действует с 23.04.2016.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при не поступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию (в редакции приказа Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр): а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (в редакции Приказов Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр); в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме (в редакции Приказов Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр); г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ (в редакции Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр); д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии - номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) (в редакции Приказа Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр); е) данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности (введен Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр); ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора (введен Приказом Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр); з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ (введен приказом Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр); и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, к которым, в том числе, относится копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра (подпункт "г" пункта 3 Порядка N 938/пр).
Исходя из пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе, соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 этого Порядка (подпункт "а" пункта 5 Порядка N 938/пр); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г" пункта 5 Порядка N 938/пр).
На основании пунктов 6, 7, 8 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 этого Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 данного Порядка. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления. Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 указанного Порядка.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161, частям 1, 5 статьи 162 ЖК РФ одним из выбираемых собственниками помещений в многоквартирном доме способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, с которой заключается договор в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами на срок: не менее чем один год, но не более чем пять лет (часть 1 статьи 162 данного Кодекса); не менее чем один год, но не более чем три года (части 4 и 13 статьи 161 этого Кодекса); не более чем три месяца (часть 14 статьи 161 указанного Кодекса).
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, как верно указали суды, при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия договор не продлевается, что отвечает принципу свободы договора, предусмотренному статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1).
В соответствии с частью 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом ЖК РФ, иной закон не предусматривают, что при прекращении действия договора управления в указанном случае на управляющую организацию (лицензиата) возлагается обязанность по управлению многоквартирным домом до выбора иной управляющей организации либо дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом у других лиц (например, при изменении способа управления многоквартирным домом). Следовательно, такой лицензиат, не являясь участником последующих правоотношений по управлению МКД, не должен располагать документами, предусмотренными подпунктами пункта 3 Порядка, и представлять их вместе с заявлением о внесении изменения в реестр лицензий.
Согласно статье 200 ЖК РФ прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами может иметь место и в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием (статья 199), когда лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня, определенного в пунктах 1 - 4 части 3 статьи 200 указанного Кодекса.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 N АКПИ19-474.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Сервис" с 01.06.2016 осуществляло управление многоквартирного жилого дома N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане на основании заключенного сроком на три года договора управления. В связи с окончанием срока действия данного договора с 15.06.2019 общество 13.05.2019 уведомило собственников помещений данного МКД о прекращении договора управления. Общество также предложило собственникам помещений провести общее собрание по вопросу выбора способа управления МКД. Общество 24.07.2019 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в связи с прекращением договора управления МКД с 15.06.2019 (пункт 9.2 договора от 01.06.2016), к которому приложены: копия договора управления; извещение о прекращении действия договора управления; извещение о проведении общего собрания; копия протокола общего собрания. по итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области, инспекцией 30.07.2019 составлено заключение N 195, которым предложено отказать обществу во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области и возвратить заявление. В связи с этим инспекцией 30.07.2019 принят приказ N 211-л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, которым обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о МКД N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане и заявление возвращено обществу, по причине несоблюдения обществом условий, установленных подпунктами "а", "г" пункта 5 Порядка N 938/пр. ООО "Сервис" 16.09.2019 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом. Инспекцией 24.09.2019 составлено заключение N 263 по результатам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области и 24.09.2019 вынесен приказ N 288-л о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области, которым определено внести изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис" с 01.10.2019.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 приказ инспекции от 30.07.2019 N 211-л признан недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Судами учтены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А34-11258/2019, из которых следует, что у общества в силу отсутствия лица, принявшего на себя обязательства по управлению спорным МКД, не могло и не должно быть в наличии соответствующего акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, в связи с этим, с учетом того, что заявитель обратился в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по истечении срока его действия, такое основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, как отсутствие акта приема-передачи технической документации является неправомерным.
Судами дана оценка заключению от 24.09.2019 N 263, составленному по результатам указанной проверки, в соответствии с которой указано, что административным органом установлено соблюдение обществом условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр, для внесения изменений в реестр.
С учетом установленного, оцененного в совокупности, суды пришли к правильному выводу о наличии у инспекции оснований для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области в отношении многоквартирного дома N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане (в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019.
Довод заявителя о том, что инспекцией не исполнено решение арбитражного суда от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019, не предприняты конкретные действия по внесению изменений в Реестр лицензий Курганской области путем изменения перечня многоквартирных домов с 30.07.2019, поскольку общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий - 24.07.2019, рассмотрен и обоснованно отклонен в связи со следующим.
Согласно пункту 14 Порядка N 938/пр, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
В силу части 4 статьи 198 и части 7 статьи 162 ЖК РФ именно дата внесения изменений в реестр лицензий определяет момент начала и окончания управления МКД.
Принимая во внимание, что ООО "Сервис" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области 24.09.2019, а также учитывая время, фактически затраченное инспекцией на рассмотрение заявления, а также время, необходимое для осуществления проверки в порядке пункта 15 Порядка N 938/пр, апелляционный суд обоснованно заключил, что окончательное решение о внесении изменений в реестр лицензий в такой ситуации не могло быть вынесено ранее даты обращения с заявлением в управление. При рассмотрении заявления ООО "Сервис" с соблюдением всех требований пунктов Порядка N 938/пр изменения в реестр лицензий могли быть внесены не ранее чем с 01.10.2019. При этом незаконность действий инспекции при рассмотрении обращения общества от 24.07.2019 подтверждена решением суда первой инстанции, которое 02.06.2020 вступило в силу.
На основании установленного, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что инспекция правомерно указала дату внесения изменения в реестр лицензий - 01.10.2019. В связи с этим, само по себе указание в оспариваемом решении инспекцией даты исключения из реестра лицензий Челябинской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Пугачева, N 95, управление, которым осуществлялось ООО "Сервис" с 01.10.2019, не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности по управлению спорным МКД.
С учетом установленного, довод апеллянта о несоответствии законодательству формулировки оспариваемого приказа об исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис", правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку при прекращении договора управления МКД в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе, как отмечено выше, направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления. Гражданское законодательство различает понятия "расторжение договора" и "прекращение обязательств по договору", они имеют различную правовую природу и правовые последствия. Порядок расторжения договора, основания для его расторжения регламентированы статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь, прекращение обязательств по договору в связи с окончанием срока его действия, регламентировано статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, как верно указано судом апелляционной инстанцией, общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по истечении срока его действия. При этом формулировка инспекции с указанием на исключение сведений о многоквартирном доме не может служить основанием для признания оспариваемого приказа недействительным.
Довод заявителя о несоответствии приказа инспекции требованиям, предъявляемым к приказам (распоряжениям) лицензирующего органа, установленным пунктами 2, 5 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", обоснованно не принят судом апелляционной инстанции, поскольку указанная статья в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого приказа, предусматривала перечень сведений, которые должны быть включены в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию, вместе с тем, в рамках данного дела оспаривается приказ о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого приказа инспекции и об отсутствии нарушений им прав и законных интересов заявителя в его экономической деятельности по управлению многоквартирными домами.
Доказательств обратного, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
В части признания незаконным бездействия инспекции по неисполнению решения суда N А34-11258/2019, по не устранению нарушений, вызванных, по мнению общества, незаконным принятием приказа об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, поскольку инспекцией изменения внесены с 01.10.2019, а не с 15.06.2019, как бы это было, если бы инспекция первоначально в ответ на заявление общества от 24.07.2019 вынесла приказ о внесении изменений с 15.06.2019, суды верно указали на следующее.
Как следует из материалов дела, инспекция в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, пунктом 14 Порядка N 938/пр (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесла изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачёва в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019.
С учетом установленного, оснований для признания незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии мер после вступления решения Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 по внесению с 30.07.2019 изменений в Реестр лицензий Курганской области деятельности ООО "Сервис" по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия, судами правомерно не установлено.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что, поскольку принятый инспекцией приказ от 24.09.2019 N 288-л, действия должностных лиц инспекции не противоречат закону и не привели к нарушению прав и законных интересов общества, правомерно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. По существу приведенные доводы сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, инспекция в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, пунктом 14 Порядка N 938/пр (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесла изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачёва в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019.
С учетом установленного, оснований для признания незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии мер после вступления решения Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 по внесению с 30.07.2019 изменений в Реестр лицензий Курганской области деятельности ООО "Сервис" по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия, судами правомерно не установлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2023 г. N Ф09-2550/23 по делу N А34-15159/2020