г. Челябинск |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А34-15159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2022 по делу N А34-15159/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис" (ОГРН 1094501008634, ИНН 4501156126) (далее - заявитель, общество, ООО "Сервис") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением:
- о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Курганской области, инспекция) от 24.09.2019 N 288-л об исключении с 01.10.2019 сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в городе Кургане из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис",
- о признании незаконным бездействия ГЖИ Курганской области, выражающегося в непринятии мер после вступления решения арбитражного суда от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 по внесению с 30.07.2019 изменений в Реестр лицензий Курганской области деятельности ООО "Сервис" по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия,
- о возложении обязанности на ГЖИ Курганской области внести с 30.07.2019 изменения в Реестр лицензий Курганской области, изменив перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис" в части прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия (уточненное заявление от 29.08.2022, том 2, л.д. 37-39).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Инспекцией не исполнено решение арбитражного суда от 05.03.2020. Инспекцией, не позднее следующего дня после вступления решения арбитражного суда от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019, не предприняты конкретные действия по внесению изменений в Реестр лицензий Курганской области путем изменения перечня многоквартирных домов с 30.07.2019, поскольку общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области 24.07.2022. Установленные арбитражным судом, при рассмотрении дела N А34-11258/2019, допущенные нарушения прав и законных интересов общества Инспекцией не устранены до настоящего времени. Заявление общества от 24.07.2019 о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области в связи с прекращением договора управления МКД не рассмотрено. В связи с чем, бездействие Инспекции является незаконным. Апеллянт отмечает, что Верховный Суд под прекращением деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации понимает принятие органом государственного жилищного надзора самостоятельного решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по ч. 5-5.4 ст. 198 ЖК РФ. Решение органом государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации может быть принято только по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 ЖК РФ, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ. Полагает, что не соответствует вышеуказанному законодательству формулировка спорного приказа: "_исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис". Также апеллянт отмечает, что в оспариваемом приказе N 288-л от 24.09.2019 не указаны следующие сведения: о полном наименовании юридического лица; об адресе его места нахождения; об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности; о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица; о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в связи с чем приказ не соответствует требованиям, предъявляемым к приказам (распоряжениям) лицензирующего органа, установленным пунктами 2, 5 статьи 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.06.2016 между ООО "Сервис" (управляющая организация) и собственниками помещений МКД N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане заключен договор управления МКД. Договор заключен сроком на три года и вступает в силу 15.06.2016 (п. 9.1 договора). В соответствии с пунктом 9.2 договора при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия, настоящий договор считается продленным на тех же условиях.
Как следует из материалов дела, 13.05.2019 ООО "Сервис" уведомило собственников помещений данного МКД о прекращении договора управления с 15.06.2019 в связи с окончанием срока его действия. Общество предложило собственникам помещений провести общее собрание по вопросу выбора способа управления МКД.
24.07.2019 общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в связи с прекращением договора управления МКД с 15.06.2019 (п. 9.2 договора). К заявлению приложены: копия договора управления; извещение о прекращении действия договора управления; извещение о проведении общего собрания; копия протокола общего собрания.
30.07.2019 по итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области, инспекцией составлено заключение N 195, которым предложено отказать обществу во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области и возвратить заявление.
30.07.2019 инспекцией принят приказ N 211-л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, которым обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о МКД N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане и заявление возвращено обществу, в связи с несоблюдением обществом условий, установленных п. п. "а" п. 5, п. п. "г" п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N938/пр).
В частности, обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий по двум основаниям: - к заявлению не приложена копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов; - обществом не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
16.09.2019 ООО "Сервис" обратилось в ГЖИ Курганской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (л.д. 72, том 1).
24.09.2019 Государственной жилищной инспекцией Курганской области составлено заключение N 263 по итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области. По результатам проверки и на основании п. 8 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N938/пр предложено начальнику Государственной жилищной инспекции Курганской области исключить сведения о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане из Реестра лицензий Курганской области, исключив из ООО "Сервис" с 01.10.2019 (л.д. 86, том 1).
24.09.2019 Государственной жилищной инспекцией Курганской области вынесен приказ N 288-л о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области, определено внести изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019 (л.д. 82, том 1).
Заявитель, не согласился с указанным приказом инспекции от 24.09.2019 N 288-л и обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия должностных лиц Инспекции, соответствии приказа от 24.09.2019 N 288-л положениям действующего законодательства, отсутствии нарушений прав и законных интересов.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (ч. 1); реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2).
Порядок внесения сведений в реестр лицензий субъекта РФ урегулирован ст. 198 ЖК РФ, в которой предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2).
В части 3 ст. 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается между управляющей организацией с одной стороны и всеми собственниками помещений многоквартирного дома с другой стороны (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), который действует с 23.04.2016.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию (в ред. Приказа Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр): а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом; (в ред. Приказов Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр), в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме; (в ред. Приказов Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр), г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; (пп. "г" в ред. Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр), д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии - номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); (пп. "д" в ред. Приказа Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр), е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);- реорганизации лицензиата в форме преобразования;- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности; (пп. "е" введен Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр), ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора; (пп. "ж" введен Приказом Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр), з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; (пп. "з" введен Приказом Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр), и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, к которым, в том числе, относится копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра (п. п. "г" п. 3 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе,
- соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (п. п. "а" п. 5 Порядка N 938/пр);
- выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (п. п. "г" п. 5 Порядка N 938/пр).
На основании пунктов 6, 7, 8 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Как указывалось выше, заявитель обратился в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, в связи с прекращением договора управления по истечении срока его действия.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161, частям 1, 5 статьи 162 ЖК РФ одним из выбираемых собственниками помещений в многоквартирном доме способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, с которой заключается договор в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами на срок: не менее чем один год, но не более чем пять лет (часть 1 статьи 162 Кодекса); не менее чем один год, но не более чем три года (части 4 и 13 статьи 161 Кодекса); не более чем три месяца (часть 14 статьи 161 Кодекса).
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия договор не продлевается, что отвечает принципу свободы договора, предусмотренному статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1).
В соответствии с частью 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом ЖК РФ, иной закон не предусматривают, что при прекращении действия договора управления в указанном случае на управляющую организацию (лицензиата) возлагается обязанность по управлению многоквартирным домом до выбора иной управляющей организации либо дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом у других лиц (например, при изменении способа управления многоквартирным домом). Следовательно, такой лицензиат, не являясь участником последующих правоотношений по управлению многоквартирным домом, не должен располагать документами, предусмотренными подпунктами пункта 3 Порядка, и представлять их вместе с заявлением о внесении изменения в реестр лицензий.
Согласно статье 200 ЖК РФ прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами может иметь место и в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием (статья 199), когда лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня, определенного в пунктах 1 - 4 части 3 статьи 200 Кодекса.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 N АКПИ19-474.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что с 01.06.2016 ООО "Сервис" осуществляло управление многоквартирного жилого дома N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане на основании заключенного сроком на три года договора управления (т.1, л.д. 95-106).
13.05.2019 ООО "Сервис" уведомило собственников помещений данного МКД о прекращении договора управления с 15.06.2019 в связи с окончанием срока его действия. Общество предложило собственникам помещений провести общее собрание по вопросу выбора способа управления МКД.
24.07.2019 общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в связи с прекращением договора управления МКД с 15.06.2019 (п. 9.2 договора). К заявлению приложены: копия договора управления; извещение о прекращении действия договора управления; извещение о проведении общего собрания; копия протокола общего собрания.
30.07.2019 по итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области, инспекцией составлено заключение N 195, которым предложено отказать обществу во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области и возвратить заявление.
30.07.2019 инспекцией принят приказ N 211-л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, которым обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о МКД N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане и заявление возвращено обществу, в связи с несоблюдением обществом условий, установленных п. п. "а" п. 5, п. п. "г" п. 5 Порядка N 938/пр.
16.09.2019 ООО "Сервис" обратилось в ГЖИ Курганской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Курганской области, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (т.1, л.д. 72).
24.09.2019 ГЖИ Курганской области составлено заключение N 263 по итогам проведения проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области.
24.09.2019 ГЖИ Курганской области вынесен приказ N 288-л о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области, определено внести изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019 (т.1, л.д. 82).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 приказ ГЖИ Курганской области от 30.07.2019 N 211-л признан недействительным. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Суд указал в обозначенном судебном акте, в том числе, что в рассматриваемой ситуации, у общества в силу отсутствия лица, принявшего на себя обязательства по управлению спорным многоквартирным домом, не могло и не должно быть в наличии соответствующего акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов. В связи с этим, с учетом того, что заявитель обратился в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по истечении срока его действия такое основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, как отсутствие акта приема-передачи технической документации является неправомерным.
Анализ имеющихся в материалах дела заключения от 24.09.2019 N 263, составленного по результатам указанной проверки, показывает, что административным органом было установлено соблюдение условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр, для внесения изменений в реестр.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии у жилищной инспекции оснований для внесения изменений в реестр лицензий Курганской области в отношении многоквартирного дома N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане (в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019.
Заявитель в уточненном заявлении указал, что ГЖИ Курганской области многоквартирный дом N 95 по ул. Пугачева был исключен с 01.10.2019 из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис" приказом N 288-л от 24.09.2019. По мнению заявителя, Инспекцией не исполнено решение арбитражного суда от 05.03.2020 по делу NА34-11258/2019, не предприняты конкретные действия по внесению изменений в Реестр лицензий Курганской области путем изменения перечня многоквартирных домов с 30.07.2019, поскольку Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий - 24.07.2019.
Данный довод заявителя судом отклоняется, как необоснованный в связи со следующим.
Как было указано выше, Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержден Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно п. 14 редакции Порядка N 938/пр, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
В силу части 4 статьи 198 и части 7 статьи 162 ЖК РФ именно дата внесения изменений в реестр лицензий определяет момент начала и окончания управления МКД.
Принимая во внимание, что ООО "Сервис" обратилось в ГУ "ГЖИ Челябинской области" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области 24.09.2019, а также учитывая время, фактически затраченное инспекцией на рассмотрение заявления, а также время, необходимое для осуществления проверки в порядке пункта 15 вышеуказанного Порядка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что окончательное решение о внесении изменений в реестр лицензий в такой ситуации не могло быть вынесено ранее даты обращения с заявлением в управление. При рассмотрении заявления ООО "Сервис" с соблюдением всех требований пунктов Порядка изменения в реестр лицензий могли быть внесены не ранее чем с 01.10.2019.
При этом незаконность действий Инспекции при рассмотрении обращения общества от 24.07.2019 подтверждена решением суда первой инстанции, которое вступило в силу 02.06.2020.
На основании изложенного, ГУ "ГЖИ Челябинской области" правомерно указало дату внесения изменения в реестр лицензий - 01.10.2019.
Следовательно, само по себе указание в оспариваемом решении ГУ "ГЖИ Челябинской области" даты исключения из реестра лицензий Челябинской области многоквартирного дома расположенный по адресу: г.Курган, ул. Пугачева, N 95, управление которым осуществляло ООО "Сервис", с 01.10.2019 не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности по управлению многоквартирным жилым домом.
Довод апеллянта о несоответствии законодательству формулировки спорного приказа: "_исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачева в г. Кургане у ООО "Сервис", судебной коллегией отклоняется.
Так, при прекращении договора управления многоквартирным домом в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе, как отмечено выше, направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
Гражданское законодательство различает понятия "расторжение договора" и "прекращение обязательств по договору", они имеют различную правовую природу и правовые последствия.
Порядок расторжения договора, основания для его расторжения регламентированы статьей 450 ГК РФ. В свою очередь, прекращение обязательств по договору в связи с окончанием срока его действия, регламентировано статьей 425 ГК РФ.
Как указано выше, общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по истечении срока его действия.
При этом формулировка Инспекции с указанием на исключение сведений о многоквартирном доме не может служить основанием для признания оспариваемого приказа недействительным.
Доводы апеллянта о несоответствии приказа ГЖИ Курганской области требованиям, предъявляемым к приказам (распоряжениям) лицензирующего органа, установленным пунктами 2, 5 статьи 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежат отклонению, поскольку указанная статья в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого приказа, предусматривала перечень сведений, которые должны быть включены в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию, вместе с тем в рамках настоящего дела оспаривается приказ о внесении изменений в Реестр лицензий Курганской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности оспариваемого приказа инспекции и об отсутствии нарушении им прав и законных интересов заявителя в его экономической деятельности по управлению многоквартирными домами.
В своей апелляционной жалобе, также как и в заявлении, общество просит признать незаконным бездействие Инспекции по неисполнению решения суда N А34-11258/2019, по не устранению нарушений, вызванных незаконным принятие приказа об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, поскольку Инспекцией изменения внесены с 01.10.2019, а не с 15.06.2019, как бы это было, если Инспекция первоначально в ответ на заявление общества от 24.07.2019 вынесла приказ о внесении изменений с 15.06.2019.
Как видно из материалов дела, ГЖИ Курганской области в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 14 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесла изменения в Реестр лицензий Курганской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 95 по ул. Пугачёва в г. Кургане у ООО "Сервис" (ИНН 4501156126) с 01.10.2019.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Курганской области, выразившегося в непринятии мер после вступления решения Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2020 по делу N А34-11258/2019 по внесению с 30.07.2019 изменений в Реестр лицензий Курганской области деятельности ООО "Сервис" по управлению многоквартирным домом N 95 по ул. Пугачева, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия, также не имеется.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятый Инспекцией приказ от 24.09.2019 N 288-л, действия должностных лиц Инспекции не противоречат закону и не привели к нарушению прав и законных интересов общества. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2022 по делу N А34-15159/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 35 от 17.01.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-15159/2020
Истец: ООО "Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области