Екатеринбург |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А47-414/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - фонд, региональный оператор, заявитель) и Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - казначейство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2022 по делу N А47-414/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель регионального оператора - Домахина Ю.В. (доверенность от 20.06.2022).
Фонд обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к казначейству о признании незаконным и отмене представления от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658 в части пунктов 2, 3, 7, 8, 9.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2022 заявленные требования удовлетворены, представление казначейства от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства признано незаконным в части пунктов 2, 3, 7, 8, 9.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 решение суда изменено, абзацы 1 и 2 резолютивной части решения изложены следующей редакции: "Требования фонда удовлетворить частично. Признать недействительными пункты 7, 8, 9 представления казначейства от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов об отсутствии вменяемых пунктами 2, 3 представления нарушений жилищного законодательства, выразившихся в заимствовании средств из фонда капитального ремонта для проведения ремонта многоквартирного дома (далее - МКД) в сумме, превышающей расчетную сумму погашения (возврата) в период действия соответствующей Региональной программы, заявитель жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции неправомерно не принято во внимание то, что при расчете срока погашения заимствованных средств казначейством не были учтены Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2016 N 454-пр, а также ежегодная индексация минимального размера взноса. Фонд отмечает, что по смыслу оспариваемых пунктов предписания региональный оператор должен провести ремонт только в тех домах, которые, исходя из ситуации на сегодняшний момент, смогут обеспечить возвратность денежных средств до 2043 года, остальные же дома несмотря на то, что они уже включены в краткосрочные планы реализации региональной программы, которые обязательны для исполнения фондом, капитальному ремонту не подлежат, что является нарушением прав граждан.
Казначейство, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций в части признания недействительными пунктов 7, 8 и 9 представления, ссылается на нарушение судами норм материального права, просит принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований фонда в указанной части. В кассационной жалобе и дополнениях к ней заинтересованное лицо отмечает, что обязательность разработки проектно-сметной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства для технического заказчика нормами градостроительного законодательства не предусмотрена; проведение экспертизы проектно-сметной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта объектов капительного строительства, необязательно. Региональной программой капитального ремонта Оренбургской области работы (услуги) по проведению в 2019-2020 годах обследований, разработке проектной и сметной документации, проведению экспертизы вышеуказанной документации не определены.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить кассационную жалобу казначейства без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Казначейство в отзыве по доводам кассационной жалобы регионального оператора возражает, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационных жалоб фонда и казначейства, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, по итогам проведенной в отношении фонда плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах казначейством составлен акт от 24.09.2021, в котором отражены следующие выявленные в ходе проверки нарушения жилищного законодательства:
- пункты 2 и 3: региональным оператором в 2019 и 2020 годах при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества 25 многоквартирных домов (в 2019 году) и 31 многоквартирного дома (в 2020 году) использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в размере 89 768 083 руб.34 коп и 120 232 495 руб.10 коп. соответственно с предоставлением рассрочки, расчетный срок погашения которой по каждому дому (исходя из планируемых сумм начислений за 2021 год без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт), превышает окончание действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год);
- пункт 7: региональным оператором в 2019-2020 годах осуществлена закупка (финансирование) услуг по проведению обследования, разработке проектной и сметной документации, проведению экспертизы вышеуказанной документации, в количестве 1992 шт. для проведения капитального ремонта общего имущества 1440 многоквартирных домов на общую сумму 151 262 173 руб. 12 коп., необходимость которых не предусмотрена градостроительным законодательством Российской Федерации, а также отсутствующих в региональной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, В 2014 - 2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп (далее - Региональная программа от 30.12.2013);
- пункты 8 и 9: региональным оператором в 2019 и 2020 годах проведены работы по капитальному ремонту и осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на территории муниципальных образований Оренбургской области на общую сумму 1 489 351 043 руб. 27 коп., и 1 938 726 725 руб. 45 коп., период выполнения которых определен в 2016, 2017, 2018 и 2018-2019 годах, в 2021-2034 годах Региональной программой от 30.12.2013.
По факту выявленных нарушений казначейством вынесено представление от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658 (далее - представление), несогласие с пунктами 2, 3, 7, 8, 9 которого послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования фонда в части признания недействительными пунктов 7, 8, 9 представления, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Как указывалось выше, пунктом 7 оспариваемого представления фонду вменяется нарушение, выразившееся в осуществлении в 2019-2020 закупки (финансировании) услуг по проведению обследования, разработке проектно-сметной документации, проведению экспертизы вышеуказанной документации, необходимость которых, как указывает казначейство, не предусмотрена градостроительным законодательством Российской Федерации, а также Региональной программой от 30.12.2013.
Как следует из части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Законом Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" (далее - Закон N 1762/539-V-ОЗ) в пункте 1 статьи 18 предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, включает в себя, в том числе, разработку проектно-сметной документации, проведение экспертизы проектно-сметной документации.
В соответствии с разделом 2 паспорта Региональной программы от 30.12.2013 в программе устанавливаются очередность и год начала планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который не превышает трех календарных лет. В установленный период по конструктивным элементам и (или) инженерным системам многоквартирного дома предусмотрено выполнение проектных и строительно-монтажных работ. Проектные работы включают в себя обследование, разработку проектно-сметной документации, проведение экспертизы такой документации.
Кроме того, в Краткосрочном плане реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области на 2020 - 2022 годы, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.10.2019 N 774-пп, предусмотрено выполнение, в том числе, проектных работ, включающих в себя разработку проектной и сметной документации, проведение экспертизы указанной документации.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 18 Закона N 1762/539-V-ОЗ, прямо предусматривающей наличие в перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме разработку проектно-сметной документации, проведение экспертизы проектно-сметной документации, учитывая положения части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также включение соответствующих работ в Региональную программу от 30.12.2013, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях фонда нарушений, вменяемых пунктом 7 оспариваемого представления, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования, признав представление в оспариваемой части недействительным.
Пунктами 8 и 9 представления фонду вменяется нарушение, выразившееся в проведении в 2019 и 2020 годах работ по капитальному ремонту и осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на территории муниципальных образований Оренбургской области на спорную сумму, период выполнения которых определен в 2016, 2017, 2018 и 2018-2019 годах, в 2021-2034 годах Региональной программой от 30.12.2013.
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Статей 11 Закона N 1762/539-V-ОЗ установлено, что региональная программа Правительством Оренбургской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Оренбургской области органы местного самоуправления в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Закона, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
В целях реализации статьи 168 ЖК РФ и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Оренбургской области утверждена Региональная программа от 30.12.2013 со сроком реализации - 2014-2043 годы.
Раздел 2 паспорта программы предусматривает, что в Программе устанавливаются очередность и год начала планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который не превышает трех календарных лет. В установленный период по конструктивным элементам и (или) инженерным системам многоквартирного дома предусмотрено выполнение проектных и строительно-монтажных работ.
Краткосрочный план реализации Региональной программы от 30.12.2013 капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на 2017-2019, 2020-2022 годы утвержден постановлениями Правительства Оренбургской области N 617-п от 31.08.2016, N 774-п от 10.10.2019.
С учетом изложенного суды правильно заключили, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, включенных в план 2019 года, а также включенных в план 2020 года соответствует нормам жилищного законодательства.
Фонд исполняет функции, возложенные на него учредителем в лице субъекта Российской Федерации, и является исполнителем краткосрочного плана реализации региональной программы, который формируется и утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что формирование и утверждение региональной программы капитального ремонта и краткосрочных планов ее реализации осуществляется Правительством Оренбургской области на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, суды пришли к обоснованным выводам о недоказанности казначейством законности пунктов 8 и 9 представления, нарушении оспариваемым пунктом прав и интересов фонда и о наличии оснований для удовлетворения его требования в указанной части.
Суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций о несоответствии пунктов 7,8,9 представления соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов казначейства у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании кассатором норм права, подлежащих применению к настоящему спору, в совокупности обстоятельств дела, и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Пунктами 2,3 представления региональному оператору вменяется нарушение, выразившееся в том, что в 2019 и 2020 годах при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества 25 многоквартирных домов (в 2019 году) и 31 многоквартирного дома (в 2020 году) фондом использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора с предоставлением рассрочки, расчетный срок погашения которой по каждому дому (исходя из планируемых сумм начислений за 2021 год без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт), превышает окончание действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год).
Удовлетворяя требования заявителя и признавая незаконным представление в части вышеуказанных пунктов (пункты 2,3), суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что указанные в данных пунктах нарушения не могут быть устранены региональным оператором и нарушают права граждан Оренбургской области на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сроки, предусмотренные региональной программой.
Отменяя решение суда в указанной части и признавая законными указанные пункты представления, апелляционная коллегия обоснованно исходила из следующего.
Согласно части 4 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 24 Закона N 1762/539-V-ОЗ в случае использования региональным оператором для оплаты работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - заимствования), региональный оператор одновременно предоставляет собственникам помещений в таком многоквартирном доме рассрочку оплаты указанных работ и (или) услуг на сумму указанных заимствований в период действия региональной программы капитального ремонта на меньший из следующих сроков:
- срок до следующего проведения работ и (или) услуг по капитальному ремонту этих же элементов конструкций и инженерных систем в многоквартирном доме, предусматриваемый региональной программой капитального ремонта;
- пять лет для многоквартирных домов, в которых износ фундамента, и (или) стен, и (или) перекрытий составляет более 60 процентов, и для многоквартирных домов в случае переноса срока проведения капитального ремонта общего имущества на более ранний, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Таким образом, пунктом 4 статьи 24 Закона N 1762/539-V-ОЗ прямо предусмотрено, что в случае заимствования средств для оплаты работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление региональным оператором рассрочки оплаты соответствующих работ (услуг) ограничено периодом действия региональной программы.
Установив, что в 2019 и 2020 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД фондом использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора с предоставлением рассрочки, вместе с тем в нарушение указанных положений части 4 статьи 179 ЖК РФ, части 4 статьи 24 Закон N 1762/539-V-ОЗ расчетный срок установлен за пределами действия Региональной программы (2043 год), суд апелляционной инстанции пришел правомерному к выводу об отсутствии оснований для признания пунктов 2, 3 оспариваемого предписания недействительным.
Вопреки поддержанной судом первой инстанции позиции фонда о нарушении оспариваемыми пунктами 2,3 предписания прав граждан на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в сроки, предусмотренные региональной программой, апелляционная коллегия, исходя из положений пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая также во внимание, что казначейством установлено отсутствие у регионального оператора возможности устранения выявленных нарушений, в связи с чем в оспариваемом представлении указано требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения, справедливо заключила, что указанное требование направлено на принятие фондом мер по недопущению аналогичных нарушений в будущем, в связи с чем не может нарушать прав граждан Оренбургской области.
С учетом изложенного, установив, что пункты 2, 3 предписания выданы уполномоченным органом надлежащему субъекту, направлены на принятие фондом мер по недопущению аналогичных нарушений в будущем, законные интересы заявителя не нарушает, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил требования регионального оператора в указанной части.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления суда апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А47-414/2022 Арбитражного суда Оренбургской оставить без изменения, кассационные жалобы некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и Управления Федерального казначейства по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в 2019 и 2020 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД фондом использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора с предоставлением рассрочки, вместе с тем в нарушение указанных положений части 4 статьи 179 ЖК РФ, части 4 статьи 24 Закон N 1762/539-V-ОЗ расчетный срок установлен за пределами действия Региональной программы (2043 год), суд апелляционной инстанции пришел правомерному к выводу об отсутствии оснований для признания пунктов 2, 3 оспариваемого предписания недействительным.
Вопреки поддержанной судом первой инстанции позиции фонда о нарушении оспариваемыми пунктами 2,3 предписания прав граждан на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в сроки, предусмотренные региональной программой, апелляционная коллегия, исходя из положений пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая также во внимание, что казначейством установлено отсутствие у регионального оператора возможности устранения выявленных нарушений, в связи с чем в оспариваемом представлении указано требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения, справедливо заключила, что указанное требование направлено на принятие фондом мер по недопущению аналогичных нарушений в будущем, в связи с чем не может нарушать прав граждан Оренбургской области."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2023 г. N Ф09-2659/23 по делу N А47-414/2022